Плюсы: отсутствие руководителя, более продуктивное использование рабочего времени, экономия на транспортных расходах, аренде офиса... Среди минусов: отвлекающий фактор домашней обстановки, высокая вероятность ошибок.
Начиная с марта 2020 года в Казахстане на удалённую работу в принудительном порядке перешло около 20% населения страны. Но учитывая, как много трудящихся обратилось за пособием в 42500 тенге, можно говорить о том, что карантин и кризис не оставили для многих перспектив, а переход на удаленный режим так и не состоялся.
Большинство профессий просто не подходят для удалёнки, считают эксперты портала kursiv.kz. По их мнению, в данном формате могут работать менеджеры онлайн-продаж, дизайнеры, программисты, бизнес-аналитики, финконсультанты, онлайн-преподаватели. Последний пункт скорее о высшем и допобразовании для взрослых. Дистанционный опыт работы школ, колледжей и вузов показал, что к удалёнке в необходимом объеме не готовы ни обучающиеся, ни педагоги. Затруднителен формат home office и для промышленности, сельского хозяйства и всего, что так или иначе связано с реальным производственным сектором и отчасти сервисом. Например, в крупной компании «Полиметалл», по официальным данным, на удалённый формат перешло всего лишь 60 человек. А это всего 5% от общего количества сотрудников.
Среди аналитиков сейчас сложилось два мнения. Первое – произойдет возврат к состоянию «до марта», и ничего не поменяется. Второе – «мир никогда не будет прежним», принудительный опыт дистанционной работы в пандемию скажется на общих трендах рынка труда. Пока сложно сказать, какая из них возобладает в итоге, однако некоторые страны уже используют нынешнюю ситуацию и тренд на дистанционку для развития собственной экономики.
Например, Грузия объявила о запуске программы «Работай из Грузии» и открыла свои границы для удалённых специалистов из почти ста стран мира. В том числе и для казахстанцев. Правительство Грузии утверждает, что их страна имеет благоприятную эпидобстановку, высокий уровень комфорта, а приток экспатов позволит держаться на плаву местной инфраструктуре и сфере услуг. Может ли Казахстан тиражировать подобный опыт? В теории – да. У нас есть уголки первозданной природы и курортные места – Боровое, Алматинская область, Каспийское море и даже «Сосновый бор» в нашем регионе. Однако уровень инфраструктуры не позволяет пока сделать эти места привлекательными для людей, готовых приехать к нам для отдыха и тем более работы.
И всё-таки большая часть госслужащих эффективно работали с марта на удалёнке. Это 15-30 тысяч человек, или около 0,2% от трудоспособных граждан. Они решали те же задачи сидя дома. Значит, перспективы у удаленного формата работы есть. И это окно возможностей нужно использовать не только отдельно взятым специалистам, фирмам, но и стране. Наращивать производственный, инфраструктурный, сервисный потенциал, сохранять и развивать бизнес...
Андрей КОВАЛЬ, начальник управления науки КРУ им. Байтурсынова, кандидат экономических наук