Виктор КОВАЛЬСКИЙ все свои 63 года посвятил родному поселку Койбагар Карасуского района. И роскошный яблоневый сад вырастил, и стадион построил, и своё ТОО сделал одним из самых крепких в области.
Путь на целину
– Виктор Федорович, вы для принципа – где родился, там и пригодился – яркий пример. Но Ковальский – фамилия польская. Как ваши предки в казахстанские степи попали?– Вообще, родители из Белоруссии. Но отец служил в армии в Москве. Чтобы раньше демобилизоваться, армейцам предложили поехать на целину. Вот целая рота, папа в том числе, в Койбагар и приехала. Строили местный элеватор. Он здесь и остался, родилась семья Ковальских. Нас, детей, было четверо. Я окончил станционную школу.
– Почему земля притянула, почему не стали учителем или врачом? Космонавтом быть мечтали?
– О космосе тогда все мечтали! Хотелось приключений. Мало кто знает, но я мечтал стать военным журналистом. Поэтому после десятого класса выбрал Новосибирское политическое военное училище, подал документы. В школе был хорошистом. Любил спорт. Пятерки получать, зубрить – не моё. Однако вызов на сдачу экзаменов пришел с опозданием. В итоге не поступил.
Сегодня редко кто приводит своих детей после школы работать, туда, где сам работает. Все хотят сразу в бизнесмены. Отец тогда взял меня за руку и привел к директору местного автопредприятия: мол, возьмите сына на работу. Папа уже был передовиком производства, награжденный, уважаемый. Меня и взяли... разнорабочим. Без образования же. В мазутную яму пошел. Это было нормально. Впереди ждала служба в армии. А бездельничать было позором. Я не упустил возможности окончить курсы водителей. И в армию пошел как профессиональный водитель.
– Однако служба у вас была непростая. Вы ведь служили в Европе?
– Да, попал в Комитет госбезопасности при группе советских войск в Германии. Там были хорошие офицеры. Они агитировали меня продолжить военную карьеру. Но я решил вернуться домой.
Отец мне сказал: «Если хочешь понять, кем стать, сначала попробуй поработать». Опять устроился водителем. Через полгода пошел на подготовительные курсы Целиноградского строительного института, направление – автохозяйство. Окончил и снова вернулся. Уже начальником отдела эксплуатации.
«Рабочий класс – люди умные»
– Вы прошли такие разные сферы. На основе своего опыта можете сказать, в чем секрет крепкого коллектива?
– Когда в армии, в 18-19 лет, я увидел европейский уклад жизни людей, спроецировал его и решил перенести сюда, домой. Порядок, чистота, ответственное отношение к работе. Да, я требовательный в работе. А иначе никак.
Но при этом нужно любить людей. Отец, помню, как-то сказал: «С дураками легче всего работать, а вот с умными людьми строить взаимоотношения сложно». Вот и я по жизни считаю, что рабочий класс – это умные люди. С высшим образованием или со среднеспециальным. С ними надо не ругаться, а разговаривать на равных. Для этого нужно быть грамотным, начитанным, образованным, и пример в семье должен быть. Такие люди сейчас со мной и работают. Они – богатство. Унижать нельзя, уважать нужно. Тогда и тебя будут уважать.
– Мечта о журналистике вас не покинула. Даже в роли руководителя ТОО «Кунарлылык» вы не первый год выпускаете в своем роде стенгазету, фоторепортажи – работа, досуг коллектива.
– Выросло новое поколение сельчан. Они хотят креатива. Поэтому все мероприятия, которые мы проводим, находят отражение в творческом проекте. Я только за. Ведь у нас целое поколение выросло на нашем предприятии: из 18-летних когда-то до 40-летних сегодня.
– Что особенного в том молодом человеке, который не уезжает в город, а приходит к вам работать?
– Во-первых, это дети наших же механизаторов, из династии. В них есть ген земледелия. Вовторых, с каждым нужно работать индивидуально. Из молодых ещё можно и нужно лепить: что они смогут, где состоятся, куда их направить – шофер, сварщик или комбайнер. Ребята постарше часто приходят расхлябанными, не хотят работать, не хотят подчиняться... Есть задумка – совместная работа с колледжами, где учатся дети по профессиям, которые нам нужны. Я предлагаю таким учащимся поработать лето вместе, плечом к плечу с состоявшимися профи. Чтобы они поняли, где им интереснее. И чтобы нам обновлять кадры. Опять же возвращаем молодежь на малую Родину.
Что такое счастье
– У вас, как в сказке, три дочери. «Аленький цветочек», как символ исполнения желаний, вы им предоставляли? Или ваш принцип – каждый добивается всего сам?– Если бы меня спросили об этом десять лет назад, был бы один ответ. А сегодня другой. Нужно ли вмешиваться в судьбу детей?! Многие отправляют их в дальние дали в поисках счастья. Я этого не делал. Поэтому жизнь у них сложилась почти как у меня. В моем понимании семья – это когда живут все вместе. В одном поселке или городе. Но вместе.
Счастье человека – видеть каждый день своих детей, общаться с внуками. Я человек счастливый, мои все рядом. Мне непонятно, как это – ждать, когда приедет к тебе дочь, хотя бы на день. Или когда приедет сын и поможет заготовить дров на зиму. Знаю таких родителей. Это неправильно.
Мы же в любую минуту можем собраться. Праздники, будни. В выборе мужей дочкам своё мнение не навязывал. Средняя живет вообще по соседству. Держит корову, ведет хозяйство, как сельская женщина. Да, можно всё купить. Но когда молоко своё, когда все продукты со своего подворья – это иммунитет, здоровье. Вот и мои внуки могут и коров подоить, и в огороде всё посадить, и подворье прибрать. Разве при таком деде можно избежать трудотерапии?! (Виктор Федорович рассмеялся).
– Трудового воспитания детей, по сути, сегодня нет.
– Увы. Сейчас школьников на предприятия не водят, о плюсах рабочих профессий не рассказывают. Раньше они к нам приходили, мы им метелки в руки, те подметали, мы их чаем с пирожками угощали, рассказывали, как что работает. В поле вывозили в разгар уборки. Сейчас ничего нельзя. Это меня беспокоит. Если дома ничего детей не заставляют делать, если в школе нельзя их ни к чему привлекать, то как человеку привить трудолюбие?! Стройотряды, трудотряды – где это всё?
– Сегодня легче оставаться преданным своей малой Родине? Особенно сельчанину?
– Всё зависит от того, какую цель преследует человек в жизни. Я в койбагарском роддоме родился, почему должен уезжать? У меня такого и в голове не было. Наоборот, стремился здесь что-то создать. За пять-шесть лет всё заасфальтировали, понастроили. У нас в селе централизованная вода. Всё благоустроено. По-другому и быть не могло. Малая Родина – это, прежде всего, ответственность.
Побывав на родине своих родителей в Белоруссии, я восхитился огромными яблоками. Бабушка умерла в 1979 году, а ее сад в деревне до сих пор цветет и плодоносит. И я высадил здесь большой яблоневый сад. Как символ родного дома.