24 февраля 2022 года Российская Федерация начала военную операцию на территории Украины. О причинах и последствиях вооруженного конфликта говорим с кандидатом исторических наук Айбеком ШАЛГИМБЕКОВЫМ.
Зеленский и Путин до войны. Когда еще можно было договориться.
Мирный сценарий был
– Айбек Батырханович, люди во всем мире до конца не верили, что это возможно. Да, были прогнозы политиков и экспертов, но была надежда, что ситуация на Украине разрешится мирным путем.– Конечно, Украина и Россия – близкие нам страны. Военная операция или война, как ни назови, все это трудно укладывается в голове, но, к сожалению, это произошло.
– Можно ли было избежать начала военных действий?
– Безусловно. Минские соглашения позволяли это сделать. Казалось бы, и Запад, и Россия, декларировали в своих заявлениях именно такой путь. Но неоднозначная политическая ситуация на Украине сложилась не вчера. Это длилось восемь лет. В стране успело появиться целое послемайдановское поколение. Однако сдвиг внешнего политического курса Украины произошел не в 2014 году, а намного раньше, еще при президенте Ющенко. В Киеве сменялись режимы, которые не учитывали чаяний всего многонационального народа республики. Еще при Ющенко началась вестернизация, ограничение русского языка и культуры. Все это в конечном итоге и привело к образованию самопровозглашенных республик, а их признание Россией послужило последней каплей.
Незаконное расширение
– Мир в своих оценках разделился на два лагеря. Одни говорят, что виноват во всем Владимир Путин, другие видят корень зла в политической верхушке США.– Президент Украины Владимир Зеленский, заявляя о возможном вступлении страны в НАТО и Евросоюз, ничего нового не придумал. Об этом не раз заговаривали и Ющенко, и Порошенко, и другие украинские политики. Самопровозглашенные Донецкая и Луганская республики также возникли до Зеленского. Его ноу-хау, вероятно, это непродуманное заявление об отказе от Будапештского меморандума, то есть о возможном создании на Украине ядерного оружия. Это, а также планомерное расширение НАТО на восток, вывело Кремль из себя.
– Североатлантический блок занял хитрую позицию. С одной стороны, там не спешили с принятием Украины в НАТО, с другой, по информации российской стороны, на Украине уже начали строиться военные базы.
– Следует сразу заметить, что в уставе альянса расширение не предусмотрено. Таким образом, присутствие НАТО в Прибалтике и движения на украинской территории нарушают сам принцип функционирования этого военного объединения. Эти нарушения, впрочем, давно стали обыденными. После объединения Германии в 1990 году советские войска стали покидать ГДР, а ФРГ так и осталась участником альянса. То есть они включили Восточную Германию по умолчанию. Возвращаясь к Украине, ее вступление в НАТО согласно уставу организации тоже нелегитимно.
Последствия
– На момент нашего интервью все страны Запада исключили возможность участия в конфликте. Тем не менее экономическая блокада России уже началась.– Проблема Запада, и в частности Америки, в том, что они не признают значимости роли России в мировой политике. Все разговоры о том, что однополярный мир невозможен и даже опасен, до Вашингтона просто не доходят. Сейчас, конечно, вступает в силу новый пакет санкций. Запад будет бить по российским банкам, крупным компаниям, под вопросом снабжение Европы российским газом. 30 % голубого топлива, поступающего в ЕС, это российский газ. Американцы заявляют, что восполнят дефицит сланцевым, но рентабельна ли его доставка танкерами морским путем, еще вопрос. В целом западные страны забывают о том, что санкции имеют и обратную силу. Тяжело придется не только России и ее экономическим союзникам, но и самой Европе.
– В России было озвучено, что военная операция завершится примерно 2-3 марта. Но сводки показывают, что украинская армия оказывает сильнейшее сопротивление. Не превратится ли эта операция в затяжную войну?
– Сколько бы времени не продлился этот вооруженный конфликт, властям обоих стран нужно помнить о том, что в первую очередь страдает простой народ. Люди покидают дома, солдаты гибнут под огнем, разрушена дорогая инфраструктура. Сегодня как никогда актуальна поговорка: «Худой мир лучше доброй войны».
Фейки на передовой
Параллельно с военными действиями на Украине развернулась широкомасштабная информационная война в Интернете.
Люди, которые научились отличать достоверную информацию от фейковой, как правило, читают все источники и анализируют. Некоторые СМИ утверждают, что Украина выиграла информационную войну, предоставляя подробные статданные не только о своих потерях, но и об ущербе противника. Осложняет ситуацию то, что согласно законодательству, Минобороны РФ не может разглашать никаких данных о потерях российской армии. Тем временем украинские СМИ ежечасно накручивают счетчик: о сотнях, а то и тысячах убитых.
Один из российских порталов, посвященных военному искусству, даже выразил претензии к оборонному ведомству: мол, сколько можно молчать, когда дутая статистика украинских СМИ подрывает дух российских солдат и мирных граждан? Но тут ничего не поделать, закон есть закон. Информация о потерях относится к категории военных тайн. Министерство на все запросы СМИ отвечает коротко: 25 февраля – потерь нет, 27 февраля – потери есть.
Что касается видео и фото, большая их часть снята мирными жителями. На снимках – сожженная техника, погибшие солдаты. Правда, зачастую понять, чья это техника и чьи военные, невозможно.
Кем были поляне?
В Кремле особо подчеркивают, что происходящее ныне на Украине – ни в коем случае не противостояние двух братских народов.
Еще в июле 2021 года Владимир Путин написал публицистическую статью «Об историческом единстве русских и украинцев». В ней он подробно проанализировал, как исторически складывались два народа: русские и украинцы. В статье прослеживается четкая мысль о «триедином русском народе», то есть, проще говоря, о том, что русские, украинцы и белорусы имеют одни корни и были когда-то одной национальной общностью.Так, по мнению современного художника, выглядели поляне.
Естественно, эта статья вызвала бурю эмоциональной критики на Украине, где сложился свой взгляд на происхождение украинцев. Гипотез много: от западнославянских до кельтских корней.
Через две недели Владимир Зеленский ответил: «Великий киевский князь Владимир «окрестил Киевскую Русь – Украину. Это не часть нашей истории, это и есть наша история. Нам не нужно доказывать это историческими трактатами, работами, статьями. 24 области Украины и полуостров Крым – ее родные дети, и они по праву ее наследники. А двоюродным племянникам и очень дальним родственникам не нужно притязать на ее наследство и пытаться доказать свою причастность к истории тысячи лет и тысячи событий, находясь от мест, где она произошла, за тысячи километров».
Мнение ученых также разделились. Исторический спор этот может длиться вечно, как и дискуссия о том, кем были поляне, основавшие Киев, – русскими или украинцами.