«КН» поговорили с первым костанайцем, который 21 сентября отправится в космос.
СПРАВКАЗапах планеты
Дмитрий Петелин – космонавт-испытатель. Родился 10 июля 1983 года в Кустанайской области. Окончил в Костанае технико-экономическую школу-лицей в 2000 году. Затем поступил на аэрокосмический факультет Южно-Уральского государственного университета. В 2006 году получил диплом инженера по специальности «Самолето- и вертолетостроение». Работал инженером-конструктором отдела конструкции самолетов ООО «Научно-инженерная компания» в Жуковском. В 2012 прошел отбор в отряд космонавтов «Роскосмоса». Завтра Дмитрий полетит в космос.
– Дмитрий, доброе утро. Уже посмотрели «Белое солнце пустыни»?
– (Смех). Нет, еще не посмотрели. Накануне старта, 20 числа, во вторник просмотр фильма назначен.
– Еще говорят, что космонавты берут с собой веточку полыни, так как она сохраняет запах земли. Так ли это?
– Каждый космонавт старается взять что-то ароматное, потому что запахи на станции специфические. Кто-то берет, возможно, мы с собой – нет. Нам немного загрузили свежих фруктов.
– А вы что-то личное взяли с собой?
– Фотографии родных, близких, друзей. Какие-то отдельные вещи, связанные с учебой в университете, в школе. Багаж ограничен. Условно говоря, ручная кладь наша составляет один литр в объеме и килограмм. Маленький объем и потому, как правило, это какие-то плоские, легковесные вещи. Фотографии, конверты, вымпелы.
«Остров сокровищ»
– Вы упомянули друзей. А в Костанае кто-то остался у вас близкий?
– Почти все родственники переехали в Россию. А одноклассники, да, остались. С некоторыми мы общаемся. Я вырос в поселке «Дружба» рядом с «Красным партизаном». Многие до сих пор там живут.
– Были ли книги из вашего детства, которые вас сформировали? Фантастика?
– В раннем детстве, конечно, тяжело читать фантастику. Начиналось все с приключенческих историй. Самую первую книгу, которую я прочитал от корки до корки – «Остров сокровищ» Стивенсона. Очень люблю и сейчас именно приключенческую литературу. Историческая сага Василия Яна о временах монголо-татарского нашествия оставила свой след. А дальше, естественно, Рэй Брэд бери. Это классика.
– Оказал ли на вас влияние тогда ТЭШЛ, теперь ФМЛ, физико-математический лицей?
– Несомненно. В младших классах я посещал школу в поселке «Дружба». Когда пришла пора определяться со специальностью и будущей профессией, прошел по конкурсу в лицей. Там очень серьезная школа – математика, физика, особенно, химия. Очень славилась химия в лицее. В начале было очень тяжело, но за год, в девятом классе, догнал одноклассников, и очень помогла мне эта школа для поступления в технический ВУЗ.
Айман Ибраева, классный руководитель Дмитрия Петелина в конце 90-х, а теперь заместитель руководителя областного управления образования: «Дмитрий был юношей очень взрослым. Точный и дисциплинированный. Особенно вспоминаю его маму. Она посещала все собрания, входила в родительский комитет. Она была неравнодушная».Мама
– Вчера разговаривал с вашим бывшим классным руководителем. Она назвала вас таким маленьким взрослым и особенно вспомнила вашу маму. Она сделала вас таким?
– Родители оказали большое влияние в плане дисциплины. Они были строгие в этом отношении и под их чутким руководством (смеется) делались мои домашние задания. И, конечно, классный руководитель Айман Елемановна – огромный ей привет. Талантливый педагог, учитель русского языка, самые приятные воспоминания о том времени и о ней.
– Ваши родители – инженер и педагог, если верить «Википедии».
– Мама, Надежда – педагог по образованию. Отец, Александр – инженер-механик. Они встретились на Дальнем Севере, в Якутии, на карьере по добыче алмазов. Позже родители перебрались на землю маминых родителей. Мама родом из Кустаная, а ее предки пришли из Черниговской области, из Украины. Мало солнца, климат суровый, решили родители перебраться на юг, в Кустанай.
– Такой себе юг, конечно. Но солнца у нас, и правда, много – в сердце континента без влияния океанов и морей и их туч.
– Замечательный климат.
– Ну, кто-то не согласится. У нас тут полгода зима.
– А это самое прекрасное, когда идет четкая смена времен года. Мне приходилось жить в Хьюстоне, зимой температура бывала под плюс 20-25 в декабре. Это аномально. Хочется зимы и снега.
– Есть ли у вас знаковые и памятные места в Костанае?
– Естественно – поселок «Дружба», где прошло детство. Там друзья, воспоминания. Когда удавалось выбираться в Костанай – это был праздник. Парк, конечно, карусели. Это была большая радость. И река Тобол, ее набережные.
– А когда вы были последний раз в Костанае?
– Дай бог вспомнить. В 2016- 17-м. Мамина сестра осталась у меня здесь. В гости приезжали.
Экипаж космического корабля Союз МС-22 (слева направо): бортинженер Дмитрий Петелин, командир Сергей Прокопьев, бортинженер Фрэнк Рубио (астронавт NASA).
Полёт
– Какие испытания ожидают космонавта при подготовке к полету?
– Сложный, многоступенчатый процесс. Начинается все с отбора. Это такой челлендж. Там нужно пройти много этапов. Психологический, профессиональный отбор, где смотрят твои знания, образование и уровень здоровья. Дальше уже, попав в отряд космонавтов, тренировка за тренировкой. И полеты на невесомость, полеты на самолете, прыжки с парашютом и так далее, и так далее. И, конечно, много теории о космическом корабле, о станции. На выходе космонавт получается таким мультиинструменталистом. Условно говоря, готов и гайки крутить, и выполнять научные изыскания, и на языке ученых общаться с ними. Апогеем всего является назначение в экипаж и подготовка к полету и набору своих экспериментов.
– Космонавты спят стоя?
– В космосе верха и низа нет. В некоем условном положении мы принимаем, что у нас есть пол. Если брать этот условный пол, то, да, мы спим вертикально. Но это, повторюсь, условно. Если перевернуть все системы станции и космонавта, то ничего не поменяется. Космос – это другой мир. Космонавт спит в состоянии свободного полета.
– Какое время вы проведете на МКС, и какие задачи стоят?
– Если глобально – поддержание технического состояния станции, проведение возможных техническо-восстановительных работ. Проведение целого ряда научных экспериментов. Нам предстоит выполнить на станции более 60 экспериментов за 188 дней. Предстоит ряд выходов в открытый космос.
– Может быть, у вас есть страничка в соцсети, где Вы будете выкладывать видео?
– Могу сказать точно, что информагентство «ТАСС» выступило с предложением своего рода эксперимента. Одному из космонавтов выделяется должность корреспондента «ТАСС». Эта роль в этот раз досталась мне, и я буду освещать новости с МКС на платформах «ТАСС». В целом же есть во всех соцсетях страницы «Роскосмоса».
– А смартфоны можно брать на МКС?
– Смысла нет, сотовая связь там не работает. Но Интернет есть, не такой быстрый, как на Земле.
– Интернет через Wi-Fi?
– Вполне себе все земное. Есть беспроводная сеть Wi-Fi. Но есть и проводная связь для устойчивой работы особо важных систем связи компьютеров. Все так же, как и на Земле.
– Дмитрий, остался неразрешенный вопрос для меня. Был ли день, час, разговор, когда вы решили стать космонавтом?
– Меня увлекало инженерное дело – что-то разрабатывать, проектировать. И это помогло. Что касается какого-то события, сложно сказать. Скорее всего, ряд событий из детства и юношества. Конечно, Костанай – земля космическая, я считаю. Вездеходы «Синяя птица» помню из детства. Авиационный полк, который стоял у нас на аэродроме «Кустанай», где спасатели базировались. Может, все в совокупности. Опять же в лицее я брал подписку на журнал «Огонек», где была колонка с новостями о космонавтике. Я следил за этими новостями. Наверное, все вкупе повлияло на меня и мое решение поступить на аэрокосмический факультет. И в дальнейшем дорога меня привела к пилотированию космического аппарата...