Казахстан ежедневно импортирует сотни мегаватт электроэнергии из России, чтобы закрыть внутренний дефицит. Костанайская область производит четверть от собственной потребности.
Ситуация
На мировой арене сегодня, несмотря на дефицит энергии в Европе, уверенно говорят о необходимости перехода на чистую энергетику. Декларируемые изменения сводят к минимуму потребление углеводородов (нефть, природный газ) и каменного угля, при сжигании которых в атмосферу попадает много загрязняющих веществ.В Казахстане 80% электроэнергии производят за счет сжигания угля и газа. Наша страна, по данным министерства энергетики, занимает 11-е место в мире по объемам выбросов в атмосферу, две трети которых производят наши электростанции. Возможности перехода на чистую энергетику обсуждали на медиа-форуме, который прошел на базе Алматинского университета энергетики и связи (АУЭС) им. Г. Даукеева.
По словам экспертов, переход развитых стран на чистые источники энергии несет риски для Казахстана. В ближайшие годы в Европе планируют ввести налог на углеводороды. То есть за товары, произведенные с помощью грязной энергии, платить придется больше. Более того, по данным, озвученным заместителем председателя СД международного научного комплекса «Астана» Фархадом Куангановым, европейское сообщество в ближайшие годы планирует отказаться от инвестиций в углеводороды, а также производства автомобилей с двигателями внутреннего сгорания.
Это те предпосылки, которые вынуждают развивающиеся страны внедрять возобновляемые источники энергии. В Костанайской области сегодня из крупных ВИЭ работает лишь одна ветроэлектростанция «Ыбырай» в Костанайском районе. В Западно-Казахстанской и Павлодарской областях крупных ВИЭ нет вообще. Производители чистой энергии сосредоточены большей частью на юге страны и на востоке. В общей сложности это около 140 объектов. Ими на конец года будет выработано около пяти процентов от общего объема энергии. Для сравнения, в сентябре в стране произвели 8,5 млрд киловатт (8,5 ГВт).
Дайте стабильность
Сегодня одной из главных проблем, тормозящих развитие ВИЭ, называют нехватку так называемых маневренных или балансирующих мощностей. Эксперты отмечают, что выработка электроэнергии с помощью ветра или солнца не может быть стабильной. А значит, когда ветряки стоят, а солнца нет, нужно компенсировать недостающий объем энергии в сети.Держать запас нельзя: мощности в дефиците. То есть все, что есть в сети, потребляется. Отсюда и импорт киловатт и небыстрое наращивание доли ВИЭ в общем объеме генерации.
– Сегодня по балансированию мы полностью зависим от России, – отметил председатель СД Ассоциации Qazaq Green Нурлан Капенов. – Даже без майнеров до гигаватта в сутки берем балансирующие мощности. Надо что-то предпринимать. КEGOK не дает техусловия на присоединение ВИЭ не потому, что КЕGОК плохой, а потому что система не может позволить. Нам необходимо развивать балансирующие мощности, экономические механизмы регулирования потребления.
Специалист говорит, что в качестве баланса могут выступать гидроэлектростанции. В начале ноября минэнерго готово было договориться с инвесторами об их строительстве на аукционах по ВИЭ. Но не сложилось. Государство предложило слишком низкую цену, по которой будут гарантированно закупать чистую энергию. Как итог – торги по гидроэлектростанциям не состоялись.
Эксперты рынка также говорят о том, что балансировать дефицит можно иначе, предлагая бизнесу работать в часы сниженного спроса. Несколько лет назад этого достигали с помощью дифференцированных тарифов, которые действовали по принципу: ночью дешевле.
Для населения государству эксперты также предлагают ввести субсидии на установку элементов ВИЭ. Это могут быть панели или малые ветряки, солнечные коллекторы для нагрева воды и т.д. В удаленных селах, куда не дошло централизованное энергоснабжение, люди вынуждены пользоваться ВИЭ, но затраты на их установку порой слишком высоки для рядовой семьи.
По приблизительным подсчетам один солнечный коллектор стоит около 250-300 тысяч тенге, но позволит обеспечить семью из пяти человек горячей водой. Стоимость солнечных панелей мощностью 10 киловатт с аккумуляторами на такую же семью достигает 12 тысяч долларов и более. Субсидировать домохозяйства государство пока тоже не готово, как и брать производимую ими электроэнергию в сеть. В том числе потому, что нет баланса.
Как итог для населения Казахстана вопрос перехода на чистую энергетику остается чисто в теоретическом поле. Для граждан выгоды нет никакой, потому что из сети энергию брать дешевле. Отраслевое министерство планирует пропагандировать ВИЭ через СМИ и образование, но без реальной выгоды и комфорта для людей в ряде регионов, где экологическая обстановка с выбросами не так сложна, это будет сделать непросто.
Оптимизируй это
В то же время специалисты в области энергоаудита говорят, что больше половины энергии мы теряем в процессе ее производства и потребления. Как отметил заведующий кафедрой «Тепловые энергетические установки» АУЭС Андрей Кибарин, у Казахстана довольно большой потенциал сбережения.– В нашей стране три объективные национальные проблемы, связанные с энергетикой – холодный климат, большие расстояния между населенными пунктами и ресурсоориентированная экономика, – отметил Кибарин. – Но сегодня мы часто видим, что нам говорят как экономить, но не предлагают инструменты для того, чтобы экономить с использованием современных технологий.
Специалист настаивает, что стране необходимы справочники наилучших технологических решений. Ведь в отсутствии у предприятий достаточного объема средств на реализацию энергоаудита эффективных проектов, отсутствие доступа к лучшим практикам лишь усугубляет ситуацию.
ДОРОГУ ВОДОРОДУ
Сегодня в мире развивается новый тренд – водородная энергетика. Основной тормоз в данном случае – отсутствие эффективных и безопасных технологий для хранения и транспортировки такого вида топлива.В Японии уже производят автомобили на водороде, но АЗС для таких авто стоит около миллиона долларов.
В Казахстане база для развития этой отрасли есть. Водородная энергетика включает пять основных направлений: мощности по производству водорода; его распределение, хранение и транспортировка; развитие транспорта на нем; электростанции на водороде; производство тепла.
Эксперты считают, что развитие этой отрасли приведет к декарбонизации экономики, то есть к снижению вреда экологии. И прогнозы говорят о приросте спроса на десятки миллиардов долларов в год. Европа готова импортировать водород. Сегодня даже разработали проект по транспортировке из Казахстана по существующему газопроводу «Союз».
Но водород тоже бывает разным. Тот, что «зеленый», производимый полностью за счет энергии ВИЭ, самый дорогой.