Любовь Симченко – простая сельская пенсионерка, бывший зоотехник. Живет в Антоновке, ее предки – основатели этого села в Денисовском районе. Женщина обратилась в «КН» сразу после презентации новой рубрики. Претензий к действующему акиму Тельмановского сельского округа у нее накопилось много.
Папа
Любовь Ивановна плачет. В руках держит фото с празднования Дня Победы. Фото счастливое, давнее. Отец сельчанки был фронтовиком. На долгую память от Ивана Шевченко у дочери только фото и осталось. Впрочем, память потомков оказалась не такой уж долгой – этот снимок вернулся в семью из... урны.
– Мои дети живут в России, там в библиотеке висят портреты моего папы и свекра. Оба фронтовики, оба в том городе не жили никогда, но им там воздают дань уважения. А на родине даже уголка боевой славы нет.
Когда-то такой уголок был в сельской школе. Туда Симченко и отдала отцовское фото, ордена и медали. Потом уголок сгинул. Только фото и успели выудить из мусорки.
– В селе есть мемориал, посвященный 9 Мая. Чистый, аккуратный. Почему не бывает митинга, минуты памяти? В прошлом году венки не возложили, а ведь я просила...
Родина
По сути, Антоновка – самое обычное село, каких в Костанайской области множество. Когда-то здесь был и Дом культуры, и спортзал. Развалили так, что даже руин не осталось.
Автобус сюда не ходит, хотя до райцентра всего три километра. Вот уже четыре года пенсионеры ездят в Денисовку на такси, чтобы оплатить коммуналку. Интернет – это хорошо, говорит Симченко, да только платить удаленно пожилые так и не научились. По ее словам, действующий аким Арман Дабылов, назначенный в 2021 году, улучшить ситуацию не пытается.
– Не понимаем даже, как он в кресло сел. Было еще два кандидата, позже они отреклись, он один остался. Мы поначалу ходили к нему, давали советы, хотели помочь. Благих стремлений не увидели и опустили руки. Поймите правильно: у меня здесь ни детей, ни внуков, но я не уезжаю. Душа болит за родное село. Здесь прошло мое детство, вся жизнь. Нет сил смотреть, как оно разваливается.
Накипело
– Наш проулок всегда заметает. И сильно. Буквально вчера домой ехал на такси, к дому не проехать. Развернулись, искали другой путь, в итоге застряли. А если скорая нужна будет? – вопрошает Аманжол Талпин, сосед Симченко. Это уже про дороги внутри села. Чистят их исправно, другое дело – как.
16 января наша читательница написала акиму Дабылову официальную жалобу. За несколько дней до этого снега намело видимо-невидимо. Трактор снег убрал, но...
– Я три дня не могла выйти со двора. Просила, чтобы аким помог, реакции не последовало. В итоге меня высвобождал сосед, кого-то раскапывали дети. Обидно было, вот и написали письмо, собрали подписи. 28 января – через 12 дней! – рабочие зачем-то почистили тропинку к дому, где никто и не живет. Аким отчитался, что работа проделана.
Требуют сельчане и ответа по кладбищу. Ограждение обещали поставить еще в 2021 году, да так и не довели до ума. Остро стоит вопрос и пожарной безопасности села. Высокий сухостой даже снег не закрывает, летом еще хуже. А недавно у сельчан перемерзла вода. Провели ее всего несколько лет назад.
– Аким ни с кого ничего не спрашивает. У нас годами навоз не вывозят, потому что контроля нет. При предыдущем акиме – Нурлане Доспаеве – село было живо, весело. Мероприятия проводили, был хор. Нам и культработник не нужен был, мы все сами делали всегда. А сейчас люди на сходы не хотят идти, ни у кого нет интереса. А ведь настроение села всегда зависит от одного человека. И этот человек – аким, – подытожила сельчанка.
По списку
Арман Дабылов ответил на претензии сельчан в своем кабинете. Ну как в своем. Здание принадлежит бизнесмену, температура воздуха зимой в нем выше 15-16 градусов не поднимается. Аким признался, что куртку снял только ради гостей. На вопросы отвечал по списку.
- – Проблемы с водопроводом действительно есть. В 2021 году ситуация была критическая. Промерзания повторяются и сейчас – у семи домов нет воды. Спасают скважины. Водопровод на гарантии, летом подрядчик устранит неполадки, – пояснил он.
- А работы по ограждению кладбища начали еще при прежнем акиме. Деньги из бюджета выделили только на материал. – Сначала сельчане обещали сами оградить. В итоге ограждали впятером. Я своими руками проложил 400 метров. Нет только центральных ворот. Они в процессе изготовления, зимой их приварить физически невозможно, – отметил Дабылов.
- Про автобус и речи не может быть, говорит аким. Желающих возобновить сообщение нет – оно не окупается.
- А что слабину по контролю за складирование навоза людям дает – не отрицает. – Ситуация такова: талон на полигон ТБО стоит 17 тысяч тенге. Помимо этого, нужно нанимать погрузчик и КамАЗ – это еще 15 тысяч. Вкупе 32 тысячи. Не каждому жителю по карману. Как я могу требовать это от человека, у которого минимальная зарплата? Это ведь половина получки. Тем не менее людей штрафуют. По линии полиции.
- За несвоевременную очистку дорог от снега Дабылов выплачивает штрафы второй год подряд. Говорит, что вопрос этот сложный, из бюджета финансирования нет. Каждый раз приходится просить местное ТОО. Вот и в январе якобы сразу отправил людей расчищать тропинки. Мол, ни о каких трех днях, а тем более двух неделях, даже речи быть не может. А в пустующем доме почистили дорожку по просьбе жителя села, там кормят собак.
- – С претензией по траве согласен. Триммер у нас один, да и тот был сломан. И всего два человека на общественных работах. Не успевают. Нужен бы и второй триммер. Мы просим, не дают. Наш единственный я чиню из своего кармана...
- Праздники в Антоновке проводить тоже непросто. Особенно зимой, в селе даже комнаты для досуга нет. Нет и культорганизатора. – На День Победы всех руководителей пригласили на митинг в райцентр, поэтому мы возлагали цветы и венки в Денисовке. И я не думаю, что уголок боевой славы можно реанимировать. Учителя НВП в школе нет, некому этим и заняться. Да и как собрать материал для него? Его растеряли еще до меня.
Через три дня после нашей командировки жители Антоновки прислали благодарность. Сказали, что дороги в селе вдруг почистили на совесть...