В «Издательском доме» впервые увидел свет каталог картин костанайского художника Руслана Цечоева. Это третья книга в серии художественных альбомов «Art-Костанай», созданной Стасом Киселевым и Валентиной Захарченко.
Фото из архива Константина ВИШНИЧЕНКО
Вступление
Этим летом будет пять лет, как не стало Руслана Цечоева. Художника, которого знали все, но по-настоящему знали немногие. Цечоевские коты с огромными выразительными глазами бежали впереди автора, попадая в плен частных коллекций, замирая на стенах богатых домов, пропадая неизвестно куда и становясь объектом банального воровства. Картины, которые стоят сегодня в онлайн-маркетах России и всего мира миллионы рублей и не принесшие художнику ничего, кроме славы щедрого парня, раздающего свои работы налево и направо.Словно реализуя постулат «Искусство принадлежит народу», то есть не самому творцу, Цечоев не заботился о материальном воплощении своего труда, его волновали только две вещи: на чем писать своих котов (впрочем, не только котов, как убедительно продемонстрировал каталог) и чем писать. Когда заканчивались холсты, в ход шло все: картон, бумага, оргалит (та же ДВП), а порой и старые работы, которые он не щадил в дань новым.
Философия и география
– Убежден, что Цечоев для Костаная имеет такую же значимость, как Пиросмани для Тбилиси, – считает Стас Киселев, автор идеи каталога, собиратель и составитель альбома. По словам Стаса, костанайского Рыцаря Света роднит с Нико Пиросмани не только масштаб и философия творчества, но и полная безоружность перед миром, бытом и тем, что ушлые «импресарио от искусства» называют коммерцией. Цечоева обворовывали не раз: и за спиной, и глядя в глаза, обещая золотые горы и персональные выставки. Сейчас полотна Руслана живут в Европе и за океаном, на родине их осталось мало. Да что говорить об оригиналах, если даже качественных репродукций цечоевских картин не существовало. И вот тогда, невероятно, на помощь пришел страх всех современных художников, потенциальный враг (а в данном случае друг) живого творчества – нейросеть.Сайт с работами Руслана Цечоева.
730 дней
Материал для каталога Киселев собирал два года. 730 дней ежедневной переписки по электронной почте с людьми из разных уголков планеты. Телефонные звонки, разговоры в WhatsApp. Кто-то из нынешних обладателей цечоевских произведений отзывался сразу, кто-то после долгих уговоров. Но многие работы были только в цифровом виде, когда разрешение снимка было недопустимым для печати, рассыпались пикселями при увеличении, фальшивили с цветопередачей.– Но мы ведь живем в век технологий, – улыбается Стас. – Решили попробовать призвать на помощь нейросеть. Результат, как говорится, превзошел все ожидания.
В итоге практически все неважного качества репродукции удалось привести в кондиционный вид. Они стали соответствовать исходному размеру, на многих даже теперь заметна фактура холста, а главное – сохранилась цветовая палитра.
Палитра
К слову, одна из особенностей, а может быть, главное преимущество полотен Цечоева – умение художника работать с цветом. И со светом. Если у многих депрессивные тона – это черный, синий, коричневый, то у Руслана «Депрессия» – красная, желтая, белая, «Теленок» – массивно-черный, с тлеющей, как печной уголек, шкурой, а фрукт на «Натюрморте с апельсином» – красный.– Первоочередной задачей при печати для нас с Валентиной Ивановной была точная передача цвета, – рассказывает о процессе Стас. – Часто полиграфические возможности типографий не позволяют это сделать. Но, к счастью, «Рыцарь цвета» отпечатан на новой японской технике, позволившей представить творчество Руслана Цечоева таким, какое оно есть в цветовом отношении.