Россия обратилась к Казахстану с просьбой увеличить поставки куриных яиц в торговые сети РФ. Вице-премьер РК Серик Жумангарин поручил минсельхозу проработать вопрос. Но не скажется ли печально увеличение экспорта на внутреннем рынке страны? Эти вопросы интересуют потребителей уже сейчас.
Разумный подход
Эксперты свою оценку происходящему уже дали. В частности, на эту тему высказался президент ОЮФЛ «Союз птицеводов Казахстана» Руслан Шарипов.
– Если мы увеличим поставки яиц в Россию для того, чтобы помочь им справиться с дефицитом, думаю, в этом нет ничего страшного. В любом случае после пасхи в апреле спрос у нас падает, это исторически так. В конце апреля – начале мая начнется постепенное снижение цен на яйца на внутреннем рынке. В этот период мы иногда продаем даже ниже себестоимости, чтобы весной и осенью за счет роста цен компенсировать эту прибыль, – пояснил он.
Узреть риски
Гораздо важнее для развития отрасли государственная политика, считают другие эксперты. Президент казахстанской Ассоциации производителей яиц Кайрат Маишев вновь напомнил: птицеводческая отрасль подвержена влиянию множества факторов.
– Когда была стабильная господдержка, понятная политика развития отрасли, то есть с 2014 по 2019 год, мы были очень большими экспортерами. Вышли практически на 500 миллионов штук яиц стабильного экспорта ежегодно. При этом импорт сократился практически до нуля по пищевому яйцу, – напомнил гендиректор ТОО «Жас-Канат 2006».
За последние годы политика поддержки отрасли изменилась, стала слабее. В частности, с 1 января 2023 года чиновники отменили субсидирование пищевого яйца.
– Чтобы избежать рисков, производители сейчас не наращивают объемы. Отрасль очень волатильна, на ее развитие оказывает влияние также и импорт, и стоимость сырья, и другие факторы. Свой рынок мы обеспечиваем на 100%. Но если говорить об увеличении экспорта, особенно в зимний период, когда спрос традиционно растет, нужно будет очень внимательно рассмотреть все риски. У Казахстана есть возможность экспортировать, но если сразу поставлять большой объем, мы рискуем получить дефицит на внутреннем рынке, – заключил Кайрат Маишев.
Рост цены уже есть
Это о яйцах по линии стабфонда. По словам директора департамента по работе со стабфондом СПК «Тобол» Айбека Темирбекова, на сегодняшний день в запасах стабилизационного фонда имеются 12,7 млн яиц первой категории. Дефицита нет. До последнего времени цена для конечного потребителя составляла не более 400 тенге за десяток. В январе цифра изменилась. И заметно. Однако, говорят в СПК, с запросом России это никак не связано.
– С 22 января цена яиц на прилавке по договору, заключенному в 2023 году, составляет не более 450 тенге. Это, конечно же, ниже коммерческих цен. Изменение стоимости напрямую связано с переходом на новую партию закупа. Очевидно, что предприятия не могут держать цены ежегодно на одном уровне, у производителей растет себестоимость продукта по тем или иным причинам. Рынок менялся в плане цены. Поэтому, когда мы заранее законтрактовались в июне 2023 года, закупочная цена была чуть выше цен, по которым мы работали ранее. И как только закончились яйца со старых договоров, мы «пересели» на договор 2023 года. Таким образом, не мы приняли решение поднимать цену, а просто цена изменилась ввиду «распаковки» нового договора.