80 лет назад летчик-штурмовик Леонид Игнатьевич Беда получил свое первое звание Героя Советского Союза.
Накануне
Леонид Беда родился в 1920 году в селе Новопокровка (сейчас Узункольский район). Память о нем в селе чтут, в школе есть музей с главным экспонатом – шинелью героя.
О Леониде Беде в Сети много публикаций – в российских и белорусских изданиях не меньше, чем в казахстанских. И в каждой третьей подчеркивается, что юный Леонид стеснялся своей фамилии и своего роста. Сообщается, что его рост был один метр 66 сантиметров и якобы Леонид даже не сразу попал в авиацию из-за этого. Во-первых, этот рост не маленький, особенно для тех военных, чья служба связана с техникой. Вовторых – шинель не короткая, вполне стандартная, хотя от времени должна была и «осесть». Мы видели ее.
памятной скорбной даты – 22 июня – «КН» приехали в школу села Новопокровка (год основания 1893) и попали на выпускной. Ученики получали аттестаты и куда-то торопились. Например, бежали в Центр досуга (напротив школы). Многие выпускники в Новопокровке – мотоциклисты.
– А кто такой Леонид Беда? – успели поймать юношу со шлемом в руке.
- Летчик, – мальчик, видимо, торопится.
– А какой летчик?
- Сбивал самолеты на войне. Извините, мне надо бежать.
На самом деле Леонид Беда и его самолет «Ил-2» не были предназначены для битв с другими летательными аппаратами. Штурмовики наносили удары по наземной технике и укрепленным позициям противника. И были неповоротливыми для боев с истребителями. Жизнь штурмовиков была недолгой. В 1941 году за десять успешных вылетов летчику «Ил-2» была положена Золотая медаль Героя Советского Союза. И ее получил только один летчик. После 1943 года звание Героя штурмовику присваивали за 80 вылетов. Леонид Беда совершил 214!
Математика, анализ
– Леонид родился 16 августа 1920 года в семье крестьян-хлеборобов Игнатия Яковлевича и Марии Антоновны Беды. Они прибыли в наш край из Украины. Школы-семилетки в селе не было, и Леонид ездил учиться в Урицк, – рассказывает учитель истории и смотритель музея Фатима Даулетбаева. – Затем поступил на физмат учительского института в Уральске (это образование сослужит хорошую службу Леониду на войне. – Прим. авт.) Здесь он записался в парашютный кружок ОСОАВИАХИМ. Так началась его воздушная карьера.
В 1942 году Беда окончил Чкаловскую авиашколу в Оренбурге и почти сразу попал под Сталинград. В своих воспоминаниях сослуживцы часто вспоминают о том, что Леонид Беда был вдумчив, расчетлив, по-математически скрупулезен в подготовке к операциям.
Факты говорят за себя. Почти всю войну он пролетал с одним бортовым стрелком Семеном Романовым. И если жизнь штурмовика была, как правило, недолгой, то его бортстрелок жил еще меньше. Дело в том, что летчик находился в бронированной капсюле самолета, а стрелок позади него не имел даже сиденья. Он летел спиной вперед, сидел (висел) на брезентовых лямках, а снизу и с боков его прикрывала только фанера.
Ко всему прочему, немецкие ассы освоили эффективную тактику борьбы с «Ил-2». Они заходили сзади, опускались ниже штурмовика, в «мертвую зону», где бортстрелок просто не видел противника. И после этого истребители безнаказанно расстреливали из пушек беззащитный самолет.
Но Леонид Беда освоил контрприем – он делал «бочку», то есть переворачивал самолет вверх шасси и бортстрелок, пусть и вверх ногами уже мог войти в огневое соприкосновение с противником. Так, кроме многочисленных танков, бронемашин, машин, поездов и даже корабля, на счету у Беды оказалось и несколько самолетов.
Пара сбила свой первый самолет в 1943 году в небе над Донбассом. И в этой статистике важно заметить большое количество уничтоженных зенитных батарей. При отработке цели Беда со своей эскадрильей, прежде всего, уничтожал ПВО противника и лишь затем приступал к основной задаче. Как ни странно, многие игнорировали такую последовательность. Штурмовики торопились сбросить бомбы, отработать из пушек и уйти, чтобы не встретиться с поднятыми в воздух истребителями противника. Но правоту Беды вскоре оценили, и работа по зенитным батареям стала обязательной.
Оберег
Фатима Даулетбаева провожает нас в свой класс истории. Здесь в центральном ряду первой стоит «Парта Героя». Она обклеена фотографиями Леонида Беды.
– Фотографий героя в нашем сельском музее даже больше, чем в областном краеведческом, – рассказывает преподаватель. – А за этой партой сидеть могут, конечно, самые лучшие ученики.
Кстати, недавно внучка учителя, Дарига, с научной работой по Л. Беде на областном конкурсе завоевала серебряную медаль.
Фатима Даулетбаева неравнодушный учитель. Таким мог стать и Леонид Беда, если бы не война. Но и на фронте он сумел реализовать преподавательский талант. Бесценный опыт он умело и доступно передавал молодым летчикам. Потери в его эскадрилье были ниже, чем в других. Все летчики из его эскадрильи вернулись с войны Героями Советского Союза. Его любили.
Несколько раз Леонид Беда с повреждениями совершал аварийные посадки (из одного боя он вышел с 300 пробоинами!), но каждый раз умел перевести самолет через свою линию фронта. Лишь однажды пришлось посадить машину на вражеской территории. Это случилось в Крыму. Беда и Романов подожгли свой самолет и приготовились к бою с противником. Однако штурмовики вернулись за своими товарищами. Летчик Береснев совершил дерзкую посадку (это был его первый вылет) и сумел забрать Беду и Романова. Они каким-то образом разместились в кабинке бортстрелка. Беда вновь обошла Беду стороной. И вообще имя Леонида Беды стало считаться в полку оберегом.
Судьба долго была благосклонна к Леониду Беде. После войны он стал генерал-лейтенантом, командующим 26-й воздушной армией в Белорусском военном округе. Но 26 декабря 1976 года прославленный летчик Леонид Игнатьевич Беда погиб в автокатастрофе. Похоронен в Минске, на Восточном кладбище.
Имя
В музее я встретил журнал пионеров-следопытов с их именами. Любовь Бузынна из списка также оказалась на выпускном. Учительница начальных классов сейчас на пенсии, пришла, чтобы проводить во взрослую жизнь своих учеников.
– Быстро время летит. Вчера в четвертом классе, а сегодня уже окончили школу. Как в школу попала шинель?
– Раньше мы по путевкам посещали города Союза. Так попали в Минск. Нашли вдову Леонида Игнатьевича. Она и подарила нам его шинель, как «землякам и родным людям»...
В 11-м классе Новопокровки только два выпускника. В девятом классе – пять. Школа Новопокровки большая, с хорошим ремонтом, но уже малокомплектная. Учителя пытаются найти поддержку и присвоить ей имя Леонида Беды. Пока безуспешно. Кто знает, может, и для школы имя героя станет оберегом? Пока обнадеживает, что в начальных классах уже больше десяти детей.