ОБСУЖДАЕМ ТЕМЫ:
1. Отцов пята ахиллесова.
2. Подпорки для колосса.
ЭКСПЕРТЫ:
1. Сергей ЖАЛЫБИН, член Совета сенаторов РК, доктор юридических наук.
2. Вальдемар ГЕРДТ, экс-депутат бундестага (ФРГ).
С. ЖАЛЫБИН: «Столп демократии разрушен»
– Сергей Михайлович, в судьбоносные события 2024 года, например, в президентские выборы в США, врастают события исторические, по крайней мере упоминать их будут и через сто лет. Например, Джо Байден обещал миру, что не помилует своего сына Хантера, но помиловал. Одни говорят, что «правила изменились», другие, что это помилование изменило Америку, разрушило ее демократические институты.
– Сомневаюсь, что через 50 или 100 лет кто-то вспомнит Байдена, а его сына тем более. Честно говоря, даже затрудняюсь сказать что-то новое об уголовном преследовании как Хантера Байдена, так и Дональда Трампа. Оттолкнусь от статьи Энтони Зуркера (ВВС, 4 декабря): он имеет свои политические подходы к ситуации. Уже в заголовке – «Неловкие параллели: почему дела против Трампа и сына Байдена подрывают веру американцев в правосудие» – автор уравнивает того и другого. На мой взгляд, это не совсем так. Почему? Если в делах, возбужденных в отношении Трампа, просматривается откровенное преследование с использованием надуманных причин и политических рычагов Белого дома, читай демократов, с целью не допустить его к избирательной кампании, то возбуждение дела против сына американского президента вызвано чистой уголовщиной. Таких дел в США очень много – неуплата налогов, подделка документов для приобретения оружия, наркомания. По таким статьям получают большие сроки, чего младший Байден избежал. То есть разнятся эти дела и по их окончанию.
Трамп использовал юридические механизмы для прекращения уголовного преследования, хотя рассмотрение некоторых отложены на будущий год. Хантер воспользовался папиными возможностями и вышел сухим из воды. При этом Байден-старший грубейшим образом нарушил не только присягу о служении народу Америки, но и все основополагающие нормативные акты международного права. В частности, Международный кодекс поведения госслужащих, утвержденный Генассамблеей ООН в 1996 году, запрещает государственным должностным лицам использовать свое служебное положение для извлечения личных или финансовых выгод для членов своих семей. Нынешнего главу Белого дома это не остановило, и он помиловал сына, хотя ранее на всех уровнях утверждал, что примет любое решение судей. Иными словами, откровенно лгал своим избирателям. Дальше – больше. Его не остановило требование Конвенции ООН против коррупции: умышленные деяния, связанные с вмешательством в правосудие, признаются должностными преступлениями. Он даже обвинил судей: дело сына связано с нахождением отца на посту президента.
– Сергей Михайлович, нам с вами приходилось не раз спорить о том, что, как ни относись к США, но верховенство закона в этой стране – пример для многих и многих. Вы – автор десятков публикаций по вопросам государства и права в странах ближнего и дальнего зарубежья. На современном этапе изменили бы мнение об американском правосудии – в публичном пространстве?
– «Сонный Джо» сильно подорвал веру общественности в торжество закона и беспристрастность правительства. На данном этапе ослы (символ демократов) в общественном мнении проигрывают слонам (символу республиканцев). В итоге можно сказать, что столп мировой демократии, которым традиционно считались США, разрушен на глазах всего мира. И в моих глазах тоже.
– Дети – ахиллесова пята крупных деятелей. Либо природа отдыхает на них, либо они компрометируют отцов. Исключения, конечно, есть. В конце года российская ЛДПР объявила, что дочь Жириновского, Анастасия Боцан-Харченко, будет баллотироваться в Госдуму вместо покойного отца. Вы лично общались с Владимиром Вольфовичем. Что-нибудь слышали от него о детях?
– Тема на грани фола. В том смысле, что у нас Жириновского не любят за некоторые его высказывания. Он был человеком, который часто говорил не то, что думал. И личная жизнь его не так поверхностна, как может показаться. О своих детях он не рассказывал. У них и фамилии другие. Хотя недавно внебрачный сын Эйдельштейн через суды добился смены фамилии и стал Жириновским. Бессмысленная затея. Другой сын, Лебедев, в Госдуме судорожно хватался за подлокотники, когда надо было выступать от имени фракции. О БоцанХарченко никто знать не знал. Даже если она и пройдет в парламент, вряд ли ЛДПР вернет себе электоральные преимущества. ЛДПР была партией одного человека. Это и есть итог.
В. ГЕРДТ: «Всё важное в мире теперь против мира»
– Господин Гердт, мир подводит итоги 2024 года. Что можно назвать главным с января по декабрь: бесчисленные выборы, саммиты, протесты, или есть еще что-то, более важное?
– Самое важное из всего, что происходило в мире в этом году, было направлено против мира в его классическом понимании. И это касается всех нас, не имеет значения, в какой стране мы живем. Наверное, за всю историю человечества так близко к грани атомной войны мы еще не подходили.
– Кто поставил нас на эту грань? Ваше мнение?
– Представители заокеанской элиты, возомнившие себя делателями мира. Они разжигают на территории европейского континента один конфликт за другим. Считают, что сами могут отсидеться за океаном, как это, в общем-то, было не раз. Страшная братоубийственная война между Россией и Украиной унесла, изранила, изгнала миллионы людей – точные цифры погибших и тяжелораненых нам никто не назовет. И это в XXI веке в центре Европы. Но есть и надежда: к власти в Америке приходит несистемный политик Дональд Трамп – этот итог тоже имеет огромное значение для мира. Он в состоянии остановить, перекрыть эту жуткую спираль.
– Почему вы связываете надежды с Трампом? Откуда такая уверенность?
– Он прагматик и неподвластен тем структурам, которые наживаются на войне. Я думаю, мы все вместе должны в 25-м году – все страны, все лидеры, политики, политические элиты, общественные организации, народная дипломатия – включиться в процесс восстановления отношений между США и другими странами. Американцам надо прекратить заниматься вмешательством во внутренние дела других стран, менять там государственные режимы в угоду собственным интересам. И это наш шанс.
– Вы имеете в виду шанс для Германии?
– Боюсь, экономика Германии рухнула безвозвратно: точка невозврата, или так называемая «красная линия», пройдена, через нее перешагнули. Это мое видение 2024 года в нашей стране. Не потому Германия пошатнулась, что немцы стали хуже работать. Все дело в политических и геополитических уступках гегемону. Я считаю, что была проведена многоходовая операция по разрушению экономики ведущей страны Европы и в целом Европейского союза. ЕС должен срочно суверенизироваться, модернизироваться, иначе этот колосс упадет и завалит под собой народы и страны. Это может быть страшнее и более разрушительно, чем падение и распад СССР.
– Честно говоря, я думала, что вы итогом года назовете электоральные успехи партии «Альтернатива для Германии». Вы были членом этой партии. Одна из последних новостей: впервые в своей истории АдГ выдвинула своего кандидата на пост канцлера. Выборы назначены на 23 февраля 25-го года – политики готовятся.
– Процесс разрушения может предотвратить такая партия, как «Альтернатива для Германии» и родственные ей политические силы. Именно поэтому выдвигается от АдГ кандидат в канцлеры. Но без широкой поддержки народа у одной этой партии возможностей очень мало. Чтобы все встало на свои места, страны Евросоюза, здравомыслящие люди должны сближаться – от Лиссабона до Владивостока. В 2010 году политики ЕС и России мечтали вместе строить большую единую Европу с целью мира, а не войны. Это единственный шанс выжить нам всем, создать безопасную инфраструктуру на европейском континенте. Я верю, что если все силы добра объединятся, мы сможем спасти нашу планету для наших детей и внуков.