Николай Григорьевич КОЗЛОВ – Герой Социалистического труда, основатель и первый директор самого крупного в СССР совхоза «Буревестник» (Наурзумский район). Родился 2 января 1930 года, скоропостижно скончался 22 июля 1977 года.
Государство в государстве?
Он строил «Буревестник» так, как будто обещанный коммунизм уже наступил. Комфортное жилье, асфальтированные улицы, фруктовые сады, зарыбленные пруды, электрифицированные полевые станы. 106 тысяч га площадей, 270 тракторов, 420 зерноуборочных комбайнов. В «Буревестнике» всего хватало для всех – работы, мест в детском саду, хороших заработков, условий для отдыха, перспектив для карьерного роста. Козлов сам спроектировал совхоз и назвал его так, как назвал бы себя: Буревестник!
Молодой, красивый, статный, дерзкий. Он нравился женщинам, что было его органичным свойством. Во всех начинаниях Козлова поддерживал первый секретарь Кустанайского обкома КПСС Андрей Бородин.
Коллектив совхоза преклонялся перед личностью директора. Хватало у него и критиков, «журить» было за что. Но как сказал один из наших экспертов, ветеран сельского хозяйства Умурзак Ихтиляпов, не надо сегодня мельчить, вспоминая Козлова. Он опередил свое время, выстроил идеальное предприятие, показал, на какую высоту можно поднять агропромышленный комплекс…
– Как следует я рассмотрел «Буревестник» в середине девяностых, когда Николая Григорьевича уже почти двадцать лет как не было, – рассказывает Ихтиляпов. – Времена наступили тяжелые, но тот фундамент, что он заложил, всё еще потрясал своей могучей силой. Честно скажу: я испытал шок, в хорошем смысле. У него на полевых станах была такая инфраструктура, какую не каждый совхоз мог себе позволить. Тока, зерносклады, общежития, бани, столовые, двухполосные дороги к центральной усадьбе, линии электропередач. Техника ремонтировалась и зимовала на местах – ее не таскали на совхозный машдвор. Бригад было 12, и в каждой такой производственный стандарт.
А вот что подмечает Вера Семенова, в прошлом руководитель комсомольских и партийных органов, секретарь облмаслихата:
– «Буревестник» напоминал государство в государстве. В том смысле, что здесь ощущалась свобода, которую спустя годы дали предпринимателям. Козлов запускал один проект за другим, и поскольку всё получалось на отлично, ему не препятствовали. Мы, комсомольские лидеры, приезжали туда за опытом работы студенческих стройотрядов. Подойти к Козлову поздороваться за руку лично я не смела – он уже тогда был легендарным директором. Мы смотрели на него снизу вверх…
Между Гомелем и Могилёвом
Николай Козлов – белорус по национальности, родился в деревне Святое Рогачевского района. В Республике Беларусь за годы независимости появилось много агрогородков, и бывшая деревня Святое сегодня тоже является агрогородком Кирово. Похоже, Козлов в 60-е строил в Наурзумье именно агрогородок. Ныне объединились два района – Рогачевский и Жлобинский. Кировский сельсовет встал под юрисдикцию последнего, это Гомельская область. Помнят ли там Николая Козлова? Номер телефона в Интернете обозначен как сельсоветовский, но оказался квартирным. Женский голос удивился:
– Из Кустаная? Так я жила в Кустанайской области. В Орджоникидзевском районе, в Глебовке. Мамка с батькой приехали туда целину поднимать, а в 70-м мы вернулись в Белоруссию…
Собеседницу зовут Лидия Викторовна, девичья фамилия – Лукьянцева. О Николае Козлове она не слышала ни в Глебовке, ни в Кировском.
– Возраст тогда у меня был малый, до производства не доросла. А теперь буду знать, какой хороший земляк у нас был.
В сельсовете о Козлове тоже не вспомнили, но дали телефон старожительницы Любови Аверьяновой. В марте ей исполнится 90 лет.
– Знаю я эту семью, хорошие люди, – сказала Любовь Ивановна. – Батька его не из колхозников, служащим был. Все у них работали хорошо…
– Как выглядит ваше место? Это поле или лес? – было интересно понять, из каких глубин родилось желание Козлова создать в безграничной степи гигантский совхоз.
– Место наше – между Гомелем и Могилевом. Много лет назад здесь был настоящий лес да торфяные болота. И жили по соседству два князя, у одного – сын, у другого – дочь. Полюбили дети друг друга, уже кольцами обменялись, но отцы были против. И заточил один свою дочь в этом лесу в избушке, а сын другого князя стал ее искать. Нашел, когда она уже была мертва. Тогда поджег избушку и сгорел вместе с любимой. Потом торфяники загорелись, и вместо леса осталось поле.
Пусть не покажется читателям лишней история белорусских Ромео и Джульетты. Место, где люди рождаются, имеет свою ауру. Она дает силу и страсть, способность к преодолению. Нашему герою преодолеть пришлось многое.
Землеустроитель и строитель
Автор энциклопедии «Наурзумье» Бахытжан Нугманов пишет: «Личность Козлова многогранна, но, к сожалению, мало изучена. Особая его заслуга – создание многонационального коллектива, каждого члена которого он знал лично. Совхоз «Буревестник» стал своеобразной кузницей кадров».
Совхоз был организован в январе 1965 года, а значит, в эти дни ему исполнилось 52 года. Нугманов приводит такую информацию: «Тот год для «Буревестника» был, прежде всего, годом широкомасштабного строительства. Центральная усадьба совхоза находилась на бугре. Поселка пока еще не было, но его контуры уже обозначились. Улица, которая тянулась вдоль большого водоема, была строительной площадкой… У директора не было свободной минуты. Не меньшей была нагрузка у прораба Андрея Петренко. Большая организационно-политическая работа велась парторгом Утегеном Шакировым.
В 1965 году в «Буревестник» возили хлеб из совхоза «Сосновский» – далеко и накладно. Тогда целинники решили строить собственную пекарню. Провели воскресник. Кто не был занят на основной стройке и распашке земель, строил пекарню.
Во многих совхозах остро не хватало кирпича. В «Буревестнике» в июне укомплектовали специальную бригаду под руководством Лебешева, а уже в июле совхоз получил 60 тысяч штук кирпича. Привозной обходился 13-15 копеек за штуку, свой – 5 копеек...
В июле заложили фундамент первого жилого дома, а к концу лета здесь уже было несколько улочек из аккуратных светлых домиков».
Это лишь отдельные эпизоды из истории первого года «Буревестника». В начале следующего, 1966 года, в газете «Ленинский путь» была опубликована передовица «Трудовые рубежи сельских строителей». В числе совхозов-лидеров был назван и «Буревестник».
Эксперты нашего проекта считают, что именно строительство обеспечило успех и «Буревестнику», и самому Козлову. Так и специальность Николая Григорьевича – землеустроитель. Он знал толк в земле и в ее обустройстве. В 1954 году окончил Молотовский сельхозинститут, ныне – Пермская государственная сельхозакадемия. Начинал работать в Гурьевской (ныне Атырауская) и Восточно-Казахстанской областях, в том числе на строительстве Бухтарминской ГЭС. Ее, кстати, признали лучшей в мире. Там была использована новейшая по тем временам технология – крепкий бетон. Спустя десятилетия экспертиза показала, что бетон стал только крепче.
В Кустанайской области Козлов был уже опытным специалистом, знавшим территорию республики вдоль и поперек. Проект «Буревестник» стал итогом его личностных и профессиональных исканий. И для Кустанайщины проект был имиджевым, ярким и устремленным в будущее.
Герой
«Буревестник» показывал фантастические достижения во всех отраслях, давал миллионные прибыли, первым заканчивал сеять и убирать хлеб, здесь было и передовое животноводство. Сюда ехали стройотряды со всей страны. Население достигало 5 тысяч человек. Несколько специалистов совхоза ушли первыми секретарями райкомов партии. Сюда просились, чтобы поработать под началом Козлова. Например, Валентин Иванович Двуреченский, ныне покойный, Герой труда Казахстана, ученый и руководитель самых высоких рангов, в свое время работал в «Буревестнике» главным агрономом.
В 1967 году Николаю Козлову было присвоено звание Героя Соцтруда. А в 1974 году совхоз получил награду ВДНХ СССР за самую лучшую застройку поселка. Сам же Николай Григорьевич был удостоен премии Совета Министров СССР.
Что осталось за кадром
Он умер очень рано – в 47 лет. Если говорить не медицинским языком, то он надорвался. От Козлова ждали суперрезультатов всегда и во всем. А он был человеком из плоти и крови. Кто-то собирал на него досье, и он об этом знал. Леонид Мееров, один из мощных «первых» на Кустанайщине, возглавлял Наурзумский район в период славы «Буревестника». Быть начальником у Козлова было трудно, говорит Леонид Матвеевич. Меерову хватило выдержки, чтобы не доводить отношения до конфликтов. Жалобы поступали и Бородину. Он в ответ говорил: «Козлова уберу, а тебя поставлю. Потянешь?»
Петр Черныш, комментируя коллективную просьбу работников «Буревестника» похоронить директора у совхозной конторы, что и было сделано, сказал: «Прецедентов в истории области не было, чтобы так хоронили. Но Козлов стал легендой для очень многих людей, они его обожали, и это проявилось даже в такой ситуации…»
Есть вопрос у нашего проекта: как сегодня разглядеть талантливых производственников, если они не наследники бизнеса? Например, Евгений Аман говорит, что наш собственник отрезает перспективных специалистов, отказывая им в материальных стимулах. Почти у всех предприятий один «дольщик», тогда как мировая практика предусматривает выделение долей успешным менеджерам и даже рабочим – тогда они проявляют и реализуют свои способности в полной мере. Это дискуссионная тема. В ходе проекта будем говорить и о ней. Приглашаем колледжи и старшие классы обсуждать с нами ярких людей, их труд и заслуги перед обществом.
Газетные фото предоставлены порталом: "Костанай и Костанайцы"