Наша землячка Татьяна ТУРЛАЙ собирает по сто тысяч просмотров своих юмористических видеороликов в Инстаграме. Шутит Таня про казахстанский быт. Остро, емко и понятно всем и каждому. Мы поговорили с ней о юморе как искусстве и о том, почему нужно перестать смотреть телевизор.
Юмор с колоритом
– Татьяна, как получилось, что вы начали шутить в Сети?
– Начинала, как и все – с КВН. Еще в 7-8 лет выступала во всех школьных номерах в поселке Ленино Федоровского района. Получала даже номинацию самого зажигательного игрока, что для ребенка было невероятной наградой. А потом, уже в педколледже, создала команду и вместе с ней выиграла Лигу колледжей. Меня заметили и позвали в команду Костанайской области. Конечно, я потом изучила много техник по развитию в себе юмористических способностей. Но изначально должен быть какой-то огонек в сердце, без которого не будет результата.
– Почему именно шутки с казахстанским колоритом?
– Потому что для меня это очень важная тема. Она не надуманная и не натянутая. Я не хотела хайпануть, называя себя «русской казашкой». Много лет назад моя бабушка переехала из Украины в аул в Боровском районе. Они с мамой жили там и впитали в себя все традиции казахского народа. Мама рассказывала о них мне, летом отправляла в аул и тщательно следила за тем, чтобы у меня не было акцента, когда говорю на казахском. А потом я вышла замуж и попала в казахско-татарскую семью. Играла в КВН с казахскоязычными ребятами. Это было мне настолько близко, что органично вплелось в мою сущность. Я стала подмечать смешные моменты, и это выплеснулось в юмористические истории, которые я рассказываю на камеру.
Турсынбек в юбке
– Из-за шуток про келинку вас не сравнивают с Нуртасом Адамбаем и его персонажем Сабиной?
– Нет, обычно говорят, что я «Турсынбек в юбке», потому что Кабатов тоже старается подмечать проблемные точки в нашей жизни и озвучивать их. Нас иногда сравнивают.
– То есть юмор должен говорить о проблемах в обществе?
– Конечно. Лично я всегда стараюсь бить по моментам, которые меня цепляют. Мимо которых не могу заставить себя пройти просто так. Мне кажется, это хороший способ заявить о проблеме. Через юмор до людей сразу доходит, о чем речь, но при этом они не получают с озвучиванием проблемы порцию негатива. Стараются задуматься о вопросе, но не с негативной стороны. Я однажды остро пошутила о политике, и мои родные очень беспокоились за меня, но все обошлось.
Держать уровень
– А как вы относитесь к тому, что отечественные юмористы иногда культивируют негатив? Тот же Адамбай шутит про кражу невест. Хотя на всех уровнях говорят, что эта традиция – дикость и преступление. А посмотрев его фильм про Сабину, можно подумать, что красть девушек – нормально.
– Выгодно говорить о том, что людей тревожит. Тем более это кино. В нем должен быть нерв, создающий ажиотаж, вокруг которого развиваются события. Возможно, мнение персонажей будет не совпадать с мнением автора. Но так или иначе внимание к проблеме он привлек. И все понимают, что это выдумка, в жизни все гораздо трагичнее и сложнее.
– Юмор – это искусство?
– Я бы даже сказала, что великое искусство. Мы недавно с коллегами говорили про родоначальников юмористического разговорного жанра. Конечно, это великий Аркадий Райкин. Его монологи били в сердце. Разве можно не назвать их искусством? Но нужно держать какой-то уровень. Я никогда не опущусь до того, чтобы шутить о каких-то человеческих потребностях. Прописываю каждое свое выступление и видео. Сколько в нем есть шуток, и есть ли они. И если я окончила театральный вуз, играла в КВН, то есть вкладывала труд в то, чтобы изначальный огонек в сердце дал то, чем я занимаюсь сегодня, то некоторым это дано от природы. Есть такие люди, которым не нужно никакое актерское мастерство. Можно просто начать снимать себя на камеру, и будет получаться что-то фантастическое.
Об этом уже пошутили в комментариях
– Но при этом у многих есть стереотип, что юмористические программы и все, что с юмором связано – развлечение низкопробное и не красит интеллектуального человека.
– Я даже когда училась в театральном, не распространялась, что играю в КВН. Потому что стереотип правда есть. И часто он оправдан. Например, у одного шоу есть гениальные старые номера, которые ушли в народ, но сейчас там такой низкопробный юмор. Не просто про пошлости, а вообще про гадости. С КВН немного лучше, но там и сложнее стало работать. Потому что раньше не было Интернета. Что-то произошло – ты об этом пошутил – и ты первый. А теперь – о чем бы ты ни сказал, об этом уже пошутили в комментариях. Причем в комментариях иногда сделано это так остроумно, что смеешься в голос. Для меня ориентир в качестве шутки – а рассмешит ли это мою маму? Будет ли ей комфортно и не смутится ли она. Для меня это хороший маяк. А распространение низкопробного юмора можем контролировать мы. Просто не смотреть. Не будет спроса – не будет предложения.
– Как обычному человеку развить в себе чувство юмора и надо ли?
– Надо. Потому что, если ты умеешь видеть смешное, тебе проще будет справляться с какими-то сложностями. И чисто с психологической точки зрения чувствовать шутки – важный фактор комфортной жизни. Смотрите чудесные советские монологи. Сколько там тем, сколько тонкого юмора. И ты не просто бездумно смеешься, но и думаешь, заставляешь мозги работать. Смотрите чудесные старые комедии. Например, итальянские с Челентано. Каждая фраза – шедевр, диалоги прописаны невероятно талантливо. Читайте Сергея Довлатова, Владимира Войновича. И самое главное – учитесь с иронией относиться к себе. Без этого вряд ли получится что-то другое.
Дилара Аронова