Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Кровный интересКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Кровный интерес

Кровный интерес

 

Карабалыкчанин Алексей ЛЫСИКОВ из тех редких людей, которые взращивают не обычные деревья, а генеалогические. В его древе более 500 фамилий – плоды многолетних трудов. Историю он собирает по крупинкам. И не только свою.


Цифра истории

Эта история знакомства началась с дела. Карабалыкский энтузиаст, директор районной школы искусств Сергей Лысоченко задумал оцифровать архив ветерана войны Бориса Чмутова, который увлекался фотографией, запечатлевал жизнь района много лет подряд. Бориса Дмитриевича уже нет, но архив его возрождается при прямом участии Алексея Лысикова. Так сложилось, что специалист по оцифровке, которого сначала искали на дальних берегах, все это время жил рядом. И взялся за работу безвозмездно («Возвращение памяти», «КН» от 7.02.2020).

– Аппарат для оцифровки (на сним­ках) я сделал из фотоувеличителя. Использую кадрирующую рамку, натягиваю пленку, подставляю фотоаппарат, фотографирую, – рассказывает он. – Затем обрабатываю фото на компьютере в специальном редакторе: вырезаю, превращаю негатив в позитив, добавляю яркость...

Алексею Петровичу 68 лет. Он – владелец мастерской «Электрон», всю жизнь проработал телемастером. И всю жизнь любил учиться, постигать что-то новое. Техника становилась все сложнее, но он шел в ногу со временем. С появлением Интернета можно было не только профмастерство шлифовать, но и учиться чему-то необычному. Процессу оцифровки, к примеру. Теорию черпал в Интернете, смотрел ролики. Сам дорабатывал методику. К тому времени, как занялся архивом ветерана, отточил мастерство на личном архиве.

Он с детства увлекался фотографией – вместе со старшим братом фотографировали, проявляли пленки. Увлечение осталось на всю жизнь. Фотографий членов семьи накопилось множество, пленки лежали. Вот и придумал Алексей их оцифровать. Это желание выросло из давней, еще детской страсти к кропотливому изучению истории своей семьи, родословной.

Алексей Петрович с отцом. О том, что Петр Лысиков писал в разные инстанции, занимался судьбой Михаила Лысикова, Алексей узнал только, когда сам нашел дело деда в архивах НКВД. 

Корни и крона

– Мне еще в детстве была интересна история, – рассказывает Алексей Лысиков. – Но не просто история – ее я в школе не очень-то любил, больше математикой и физикой увлекался. Меня история нашей семьи интересовала. Жили мы в Челябинской области, в Агаповском районе, в совхозе, который был образован в 1929 году. А рядом села с необычными названиями – Варна, Париж, Черниговка. Казалось, люди там жили испокон веков. И мне было интересно: а мы-то? Наша семья откуда взялась?

Еще мальчишкой расспрашивал родителей, родственников. Интерес подстегивало и то, что отец никогда не рассказывал о своем отце. И сыну запрещал говорить о деде. Возможно, запретный плод оказался настолько сладок, что через пятьдесят лет Алексей Лысиков взялся по крупинкам разыскивать информацию не только о дедушке, но и обо всех предках.

Начал это делать с появлением Интернета, хотя поиски велись часто не виртуальные. Для того чтобы узнать о предках, выходцах из Тамбовской и Оренбургской губерний, Казани, Башкирии, Алексей Петрович работал и с реальными архивами. В челябинский ездил сам: там по пятницам давали возможность работать с бумагами. С десяти утра до шести вечера сидел и упорно листал метрические церковные книги, разбирая вязь рукописных строк с непривычными ятями и твердыми знаками. Делал фотокопии – на всякий случай, чтобы не запутаться.

Поначалу на одну книгу чуть ли не день уходил. Затем приноровился, дело быстрее пошло. В Оренбургском архиве собирать сведения помогали дальние родственники. В Уфе архив оцифрованные данные на сайт выкладывал, за плату можно было ими пользоваться. Там в метрических книгах приходилось рыться виртуально.

Плоды трудов сейчас собраны на сайте www.genway.ru. В древе 500 человек. Алексею удалось проследить путь предков, начиная с 1830-1834 годов. Попутно заинтересовался историей казачества, читал книги на эту тему. В одной из них, у писателя Юрия Козлова, который исследовал оренбургское казачество в верховьях Урала, нашел своих предков. Работа проделана огромная: собран пазл из обрывочных сведений, записок, выписок о рождении, смерти, женитьбах... Алексей Лысиков говорит, что никогда не было жаль тратить время на поиски. Это ведь кровный интерес. И еще – все же первым шагом к формированию родословной было желание узнать, что случилось с дедом.



Скажи мне правду, атаман...

– Чем больше я расспрашивал отца, тем больше он замыкался. Сказал только, что в 37-м его арестовали и все – никто не знает, как сложилась его судьба...

Сегодня Алексей Петрович знает не только о том, как сложилась судьба деда, но и о том, что отец сделал все возможное для того, чтобы вернуть ему доброе имя. Сыну мало что рассказывал, но сам действовал.

...Михаилу Лысикову выпала сложная судьба. Был он из оренбургских казаков. Служить еще по возрасту не должен был, но в Гражданскую войну встал под ружье. Воевал против советской власти в составе Оренбургского казачьего войска знаменитого атамана Дутова (Урал, Тургай, Туркестан, Сибирь). А имя и деятельность Александра Дутова (фигуры в Белом движении значимой и противоречивой) связаны и с решительностью защищать Российскую империю, и с жестокостью (вызывавшей критику даже русских офицеров) по отношению к большевикам в ходе Гражданской войны.

Вместе с Дутовым Михаил Лысиков отправился в печально известный поход. Возможно, с ним же шли его отец и мать (следов их не найти). Потому что поход оказался долгим: Дутов пытался взять Оренбург – не получилось. Отправился в Тургай, хотел встретиться с Колчаком – тоже не вышло. Продолжал отступать дальше. Костанай, Ишим, ушел на Китай, а с ним большое количество казаков. Пока дошли до Китая, от голода многие умерли. Те, кто остались, два года были в лагерях.

Затем младшему составу разрешено было вернуться. Михаил Лысиков осел в Челябинской области, женился, родились дети. Работал: строил дорогу на Магнитогорск. В 1937 году его забрали и обвинили в... диверсионной деятельности. Из протоколов допроса следует, что Михаила Лысикова в Китае завербовали представители иностранной разведки – как завербованный он устраивал диверсии. В тех же протоколах значится, что из-за его действий сошел с рельсов поезд...

«Постановление комиссии НКВД СССР и Прокурора СССР от 14 декабря 1937 года в отношении Лысикова Михаила Васильевича отменить, уголовное дело прекратить за отсутствием состава преступления». Это уже цитата из официального документа, выданного прокуратурой СССР в 1973 году. Сын Петр подавал заявление, просил разобрать дело отца. В постановлении сказано, что дело было сфальсифицировано: никаких доказательств, кроме слов Михаила Лысикова. Подписи, сделанные якобы его рукой, подделаны, поезд с рельсов тоже не сходил. Сухие строки трогают за живое: дело прекращено слишком поздно, человек уже сгинул в пучине репрессий.

Забрали Михаила Лысикова 14 ноября, расстреляли 14 декабря. Как прожил этот месяц 38-летний мужчина, который только-только начал жить нормальной жизнью, работать, любить семью? В строках этого нет, можно только догадываться...

Наследники

Дело своего деда Алексей Лысиков нашел в Челябинском архиве НКВД. Было это в начале нулевых, тогда еще не миновал срок давности – 75 лет. И показали поэтому ему не все дело, лишь часть. Сейчас Алексей Петрович говорит, что обязательно поедет в архив НКВД вновь. Прочитает дело целиком, чтобы знать всё до мельчайших подробностей. И потомкам оставить подробный рассказ. У него дочь, двое внуков. Материалы, собранные дедом, теперь уже они с интересом рассматривают. Их потомкам будет проще составлять родословную. Большая часть работы сделана.

Мария ШИЛО

Татьяна МАКАРОВА

 

Просмотров: 1866
Нравится: +4
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран