В период действия режима ЧП тревожно было за наши коммунальные предприятия. Особенно насыщенной выдалась трудовая жизнь работников ТОО «Костанайский ЭнергоЦентр». Детально разъяснила ситуацию гендиректор ТОО Анаргуль УСКЕНБАЕВА.
Как это было
«Костанайский ЭнергоЦентр» – одно из предприятий, которое не может остановить рабочий процесс. Иначе все жители области столкнутся с невиданными проблемами. Поэтому и в режиме ЧП КЭЦ работал с соблюдением санитарных норм. В этот период со сложностями столкнулись многие. В случае с энергетиками тоже не обошлось.
Генеральный директор предприятия Анаргуль Ускенбаева объясняет: ТОО обязано производить предоплату за приобретаемые объемы электрической энергии для обеспечения бесперебойного электроснабжения потребителей. Оказывается, за период карантина выросла задолженность потребителей за электрическую энергию. Из-за этого ТОО «КЭЦ» рискует не выполнить финансовые обязательства перед партнерами. А это сразу же обернется ограничением поставок электрической энергии в Костанайскую область.
– Правительство Казахстана поддержало средний бизнес в период пандемии. Однако для энергоснабжающих организаций не предоставлены отсрочки по платежам. Наше предприятие относится к категории крупного бизнеса, и на нас не распространяются принятые преференции в период ЧП. Поэтому мы испытываем финансовые трудности, выросла наша задолженность перед поставщиками. Хотя для снижения долговой нагрузки населения мы прекратили начислять пеню за задержку оплаты абсолютно для всех потребителей с 18 марта. Также в этот период мы не отключали абонентов от электроэнергии, несмотря на долги, – говорит Анаргуль Максимовна.
Теперь про уже знаменитое 7 апреля. Тысячи клиентов КЭЦ остались в тот день без электричества из-за урагана. Основные подрядчики – ТОО «Межрегионэнерготранзит» и ТОО «ЭПК-forfait» – восстановили энергоснабжение в максимально возможно короткие сроки.
– Спасибо им огромное, – говорит директор КЭЦ. – Тогда действительно было сложно.
Многие считают, что во время действия режима ЧП энергетики зафиксировали сильное увеличение потребления населением электроэнергии. Большое количество работающей техники, многие члены семьи работали удаленно. Но это касается только физлиц. А самые крупные потребители – юрлица – снизили объемы.
– Два месяца не работали школы и детсады, большинство предприятий действовали в ограниченном режиме. Сразу же потребление энергии пошло на спад. Как следствие мы несем убытки, так как при утверждении тарифа учитываются плановые объемы электроэнергии, – объясняет Ускенбаева.
Компенсации
Впрочем, ураганы и удаленная работа уже кажутся далеким прошлым. Сейчас люди говорят о другом – о компенсации затрат на комуслуги.
Специалисты КЭЦ провели работу с управлением энергетики и жилищно-коммунального хозяйства области. С 25 мая деньги по компенсации начали поступать в энергоцентр.
– Мы доработали счета-извещения, где добавили дополнительную строку «Возмещение платежей в связи с ЧП», где можно прочесть компенсированную сумму. Узнать, получил ли потребитель компенсацию, можно в извещениях за май. Эти деньги сразу пойдут на оплату долга за электроэнергию. В случае переплаты деньги будут учтены при следующем платеже, – объясняют в КЭЦ.
Изменения
Пандемия коронавируса не могла не привести к некоторым изменениям в работе. В те тяжелые дни для удобства людей на сайт компании kec-eso.kz добавили возможность дистанционно изменять сведения по количеству прописанных лиц по вашему адресу. Кроме того, можно перезаключить договор электроснабжения (при смене владельца) в благоустроенном секторе.
А 21 апреля юрлица дождались возможности производить оплату за потребленную электрическую энергию посредством электронного кошелька Kaspi.kz.
– Заметно выросло количество обращений в call-центр и на сайт, возросла подписка на автоматическую рассылку. Благодаря мерам ограничения мы убедились, что когда-то правильно поступили и стали делать упор на дистанционную работу с потребителями, – подводит итоги собеседник.
О не самом приятном
За эти месяцы департамент Комитета по защите и развитию конкуренции (КЗРК) по Костанайской области направил в адрес КЭЦ уведомление неприятного характера. В нем сказано, что ТОО «КЭЦ» обвинили в недобросовестной конкуренции. По мнению КЗРК, это проявилось в призывах бойкотировать конкурентов. Так что же произошло?
Анаргуль Ускенбаева выразила точку зрения ее предприятия:
– Мы разослали письма с предложением заключения договоров энергоснабжения на 2020 год бюджетным организациям. Мы имеем на это право по Закону «О государственных закупках». Они осуществляются в случаях приобретения услуг энергоснабжения с гарантирующим поставщиком электрической энергии.
Гарантирующий поставщик определяется из числа энергоснабжающих организаций, в составе потребителей которого находится большинство бытовых потребителей по сравнению с другими организациями.
– ТОО «КЭЦ» оказывает услуги по энергоснабжению бытовым потребителям и юридическим лицам на территории г. Костаная и 516 населенных пунктов в 14 районах Костанайской области. По состоянию на 1 января 2020 года среди потребителей услуг КЭЦ более 205 тысяч физлиц и около 9 тысяч юрлиц. Мы являемся самым крупным гарантирующим поставщиком в области.
Направление такого рода писем – общепринятая практика привлечения клиентов в любой отрасли. Письмо составлено согласно правилам деловой этики и носит лишь рекомендательный характер. В данном письме нет ни единого слова об иных поставщиках аналогичных товаров и услуг, тем более призывающих к бойкоту таких поставщиков, – не соглашается с доводами КЗРК Анаргуль Ускенбаева.
Она также отметила, что на публичных слушаниях ТОО «КЭЦ» часто задают вопрос-обвинение: почему отпускаете крупных юрлиц в другие компании, ведь это влияет на тариф? Суть вопроса понятна. Ведь тарифы дифференцируются по группам потребителей, устанавливаются разные значения тарифов для бытовых потребителей и юрлиц. Если бы последних было больше, то это создало бы почву для сдерживания тарифа.
На деле крупные фирмы в целях снижения своих затрат уходят от ТОО «КЭЦ» к другим поставщикам электроэнергии, которые не работают с населением, и их тарифы не регулируются государством. А с уходом крупных потребителей объемы потребления снижаются, по результатам ЧП они идут на спад.
Анаргуль Максимовна не понимает логики происходящего.
– Департамент КЗРК по Костанайской области запрещает нам работать в интересах сдерживания тарифа для потребителей. В то же время Комитет по регулированию естественных монополий требует снижения тарифа для населения. Напомню, что до 2019 года это был один госорган. А теперь, после изменения структуры, два госоргана противоречат друг другу в работе. Закон о госзакупках писали с учетом защиты интереса государства и прав народа. Так почему же направление письма во исполнение закона о госзакупках является нарушением?
Повторю: рынок услуг по реализации электроэнергии относится к конкурентной сфере деятельности. Поскольку на рынке присутствуют энергоснабжающие организации, которые не регулируются Антимонопольным комитетом и потому имеют возможность предложить электроэнергию по более низким ценам, то ТОО «КЭЦ» как гарантирующий поставщик, который оказывает услуги по энергоснабжению населению, изначально находится в плачевной ситуации.
Про тариф
Конечно, для жителей области разбирательства между предприятием и государством не столь важны. Потребители хотят знать одно: прогнозируется ли изменение тарифа на электроэнергию в 2020 году?
– Отпускная цена на электроэнергию формируется исходя из стоимости электрической энергии с шин станций, тарифа на передачу и распределения электрической энергии по сетям регионального и межрегионального уровня, а также снабженческой надбавки. Основная составляющая тарифа приходится на покупку и транспортировку электрической энергии (более 95%), на уровень которых ТОО «КЭЦ» повлиять не может.
При изменении одной из составляющих тарифа отпускная цена на энергоснабжение ТОО «КЭЦ» также изменится. В настоящее время в Министерстве энергетики идет обсуждение возможного увеличения тарифа станций в связи с ростом цены на уголь. Но свою составляющую снабженческую надбавку в тарифе в размере 4,3%, несмотря на финансовые трудности, мы повышать не планируем, – отметила гендиректор ТОО «КЭЦ».