27 февраля скончался гроссмейстер, 10-й чемпион мира по шахматам, Борис СПАССКИЙ. А 25 октября 2005 года в редакции «КН» мы пили чай с «бывшим» шахматным гением, как он сам себя обозначил при той встрече.
Разговор шел в узком кругу, потому что был выходной – День республики.
Горячий матч «холодной войны»
– Давай, бегом! Интервью с Борисом Спасским! – по дороге в редакцию вспоминала, что я о нем слышала и читала давным-давно. Холодная война, Бобби Фишер – не самое лучшее, что случилось в шахматной биографии Спасского. А дальше – другая жизнь, как бывает после тяжелой болезни.
Но я могла и могу ошибиться, как многие ошибались после «Матча века», в котором играли не только и не столько Спасский – Фишер, сколько СССР и США. В 2005 году, когда Спасский приехал в Костанай, Фишер еще был жив. Он умер в 2008 году в возрасте 65 лет.
Спасский проиграл Фишеру официально в 1972 году и в неофициальном матче-реванше – в 1992-м. После этого оба перестали играть в «большие шахматы».
Сквозь блокаду
В Костанай Борис Васильевич приехал как шахматный волонтер, или визит был коммерческим – не знаю. В то время у него было два гражданства – российское и французское. В интервью он сказал: «Франция – красивая мачеха, а Россия – мама». В 12-м году Спасский навсегда вернется в Москву, а родился он в Ленинграде в 37-м.
В 41-м вместе со старшим братом будущего чемпиона успели эвакуировать из Ленинграда до того, как блокада замкнулась. Дети чудом не попали под бомбежку. Родители остались в городе, и только в 43-м им удалось
выехать в Подмосковье, куда забрали и детей из детского дома в Кировской области. К этому времени Борю уже научили играть в шахматы.
В редакции «КН» Борис Васильевич сказал, что шахматный талант по наследству не передается: никто из его предков не играл и никто из троих его детей (от трех жен) не увлекся мудрой игрой. Но у него был великий дед, священник при императорской семье. Дед с многочисленным потомством жил в бедности, но «государь
чувствовал его человеческое величие и пожаловал ему золотой крест».
У интервьюера не сработал инстинкт – не спросила, о каком императоре речь. И как вообще после 17-го года эти связи отразились на фамилии. Но интересный факт: после встречи в редакции Спасский посетил Константино-Еленинскую церковь, настоятелем которой в то время был протоиерей Виктор Петров. Еще не было главного собора – Борис Васильевич общался с отцом Виктором в маленькой и, пожалуй, единственной тогда уцелевшей церкви в Костанае.
Сдача титула
«Спасский был универсальным шахматистом, одинаково сильно вел партии как в ясных, так и в сложных позициях, атаковал и защищался», – одна из характеристик 10-го. Фишер, а до «Матча века» он проигрывал Спасскому, отмечал хладнокровие и железные нервы соперника: «…Он может прозевать фигуру, и вы никогда не будете уверены, зевок это или фантастически глубокая жертва».
Лучше чем Фишер, мы не скажем, но если посмотреть на фото Сергея Миронова, поймавшего 10-го в фокус,
когда тот стоял рядом с каэновцами, то бесстрастное выражение «королевского» лица выглядит в унисон
тому, что сказал Фишер. Впрочем, иногда он смеялся и вообще слыл острословом и доброжелательным человеком.
10-м чемпионом мира по шахматам Спасский стал в 1968 году. Корона перешла от Тиграна Петросяна – советского шахматиста. С 1948 по 1972 год все шахматные короли были гражданами Советского Союза. Именно Спасский первым уступил титул, хотя «мог красиво уехать из Исландии», где и состоялось сражение с тяжелым экзистенциональным осадком для всех нас. Имею в виду советских людей, которых ТВ ежедневно посвящало
в ход событий. Матч начался на неделю позже срока: Фишер не явился на церемонию открытия и т.д. и т.п.
Если бы Спасский выиграл, «мы» были бы счастливы. Но он проиграл. В разгар «холодной войны» спорт превратился в яростные политические сражения, матч в исландской столице – городе Рейкьявике – обсуждал весь мир. Поведение Фишера накалило ситуацию так, что по канонам ФИДЕ матч не должен был состояться.
Американцу на законных основаниях засчитали бы «нокаут», но Спасский уперся, ждал, когда соперник угомонится. 10-й чемпион потребовал от Фишера извинений – только и всего.
Счет 12 1/2 на 8 1/2 в пользу американца Спасскому не хотели прощать, хотя было ясно, что на тот момент Фишер сильнее, и политика – только фон, которому оба короля не придавали значения.
Чьё звание выше?
– Я спрятался под французскую юбку (третья жена Спасского – француженка русского происхождения. – Прим. авт.) – пошутил 10-й, возможно, в сотый или в двухсотый раз. Можно представить, как надоел ему вопрос, почему он не воспользовался шансом оставить титул за собой, почему перебрался во Францию. Но не спросить было нельзя: непрофессионально.
– Был шанс сохранить звание, был. Для советской политической системы. Но я же не был коммунистом, и меня это совершенно не интересовало, я измучился ответственностью за государство. Чемпион мира по шахматам выше, чем понятие внутригосударственное. Например, президент страны – звание ниже, чем шахматный
чемпион.
А через 20 без малого лет, уже после кончины Спасского, российская газета «Коммерсантъ» посвятила 10-му чемпиону заголовок, противоположный словам, сказанным в стенах «КН»: «Титул чемпиона мира по шахматам он воспринимал как личную ответственность». Это сказал Аркадий Дворкович, нынешний президент ФИДЕ. И в этом же материале есть слова: «Он вошел не только в историю спорта, но и оставил след в политике, став на пару с Робертом Фишером одним из символов противостояния США и СССР в период холодной войны». В
другом материале, написанном на смерть чемпиона, высказано предположение, что Спасский не отказался от матча, потому что на кону был самый большой призовой фонд за всю историю шахмат, деньги выторговал у
организаторов Фишер. Но в «КН» Борис Васильевич сказал: «Да, я мог уйти, и в этом случае за мной сохранялась значительная часть призового фонда, если говорить о деньгах».
Фишер – Карпов
Много позже с Фишером была еще история: из-за проблемы с паспортом его сажали в тюрьму, и якобы Спасский сказал, что сядет рядом с ним на нары. Вопрос об этом за чашкой каэновского чая тоже был задан.
– Это была шутка. Но суть ее в том, что за Фишера некому было вступиться. Будь Россия свободной страной, ее шахматная федерация могла бы сказать свое слово…
Напомню, что у Фишера были нестыковки и с Анатолием Карповым: американец хотел бороться за звание чемпиона как профессионал. В СССР все спортсмены были любителями. Карпов сказал: как «профессионала» меня даже из страны не выпустят… Переговоры были долгими и упорными, матч так и не состоялся.
Карпов, который также приезжал в Костанай, сказал:
– Фишер отказался от матча не только из-за проблем с форматом, но и попросту из-за опасений проиграть. Не
хочу заявлять, что он меня боялся, но какая-то неуверенность в нем бродила.
Результат известен: когда Фишер сорвал матч, ФИДЕ единогласно присудило звание чемпиона мира Карпову,
без игры. Это произошло в апреле 1975 года. Через три года после победы американца над Спасским. Как отнесся гость «КН» к несостоявшемуся матчу с Карповым? К сожалению, этот вопрос я не задала.
О счастье
Не спросила и о счастье. Но Спасский сам якобы сказал, что шахматный гений никого не сделал счастливым. Наверное, так, если по мелкому счету.
А по крупному? Почти 90 лет жизни, движение вверх, мировая слава, ум и умение им работать. Если это не счастье, то что?
В завершение
Бориса Спасского отпевали 4 марта в Преображенской церкви храма Христа Спасителя – такой чести удостаиваются немногие. Но сначала собирались у Центрального дома шахматистов. СМИ сообщали, что проститься с 10-м чемпионом пришли в основном «глубоко пожилые мужчины, они сидели за шахматными досками, неспешно переставляя фигуры по черным и белым клеткам».
В октябре 2005 года было бы странно думать, где будут отпевать и что скажут на похоронах гостя «КН». Он ушел от нас с улыбкой: «Я – бывший гений». Так и называлось интервью в «КН» 29 октября 2005 года.
Фото из архивов Сергея МИРОНОВА и Константина ВИШНИЧЕНКО