Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
В яме...Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93В яме...

В яме...

  1. Главная
  2.   »  
  3. Газета
  4.   »  
  5. Рубрики
  6.   »  
  7. Тема
 

В нашей области из 113 скотомогильников только три – ямы Беккери, построенные по всем ветеринарным канонам. Остальные просто ямы или колодцы, куда население сбрасывает падаль. У сооружений нет ни ограждений, ни хозяина..

Официально

Суть проблемы в своем докладе главе региона изложил руководитель областного управления ветеринарии Самат Калиев. По его данным, в области 113 скотомогильников, рассчитанных на 556 населенных пунктов. 110 из них примитивные. Типовые ямы имеются лишь в Костанае, Рудном и Лисаковске.

– Примитивные скотомогильники не соответствуют ветеринарно-санитарным требованиям. Это обычные ямы без перекрытия и ограждений со свободным доступом диких и бродячих животных – распространителей многих инфекционных заболеваний, – заявил Калиев.

При этом, говорит руководитель, последние два года наблюдается ухудшение эпизоотической ситуации по бруцеллезу КРС в двух селах Наурзумского района. Кроме того, в 2019 году выявлено еще 10 неблагополучных по заболеваемости сёл. В пяти из них в текущем году продолжаются оздоровительные мероприятия. Читайте: поголовье КРС мрёт, люди остаются с пустыми сараями. Можно ли считать данные показатели закономерными? Давайте разбираться.

Типовые

Что представляет из себя типовая яма Беккери? Это биотермическая яма, огражденная по периметру. Ее глубина 10 метров. Она сооружена таким образом, чтобы содержимое не могло впитаться в грунт, стены и дно выложены водонепроницаемыми материалами толщиной 10 см. Ее прямое назначение – хранение трупов животных (отстрелянных либо погибших по различным причинам) и биологических отходов. Через время внутри ямы происходит биоразложение содержимого. От трупа почти ничего не остается, перегорает всё естественным путем. Микроорганизмы (включая возбудителей заболеваний), что находятся там, также погибают. Использовать такую яму можно длительное время.

Что происходит с содержимым после наполнения? Тут мнения чиновников расходятся. По словам заместителя руководителя областного управления ветеринарии Бауыржана Бекета, содержимое можно выкачать. Тогда станет возможным использовать яму снова. Но вот куда деть выкачанное? На этот вопрос он ответить не смог. Через какое время останки могут считаться безопасными? Ответа также не последовало. Однако чиновник твердо заявил: использовать яму можно многократно.

Руководитель же ветеринарной станции Костаная Кайрат Кайнулдин говорит, что наполненная яма консервируется и больше не используется. Впрочем, яма, построенная в областном центре, пока не наполнилась. Отчасти благодаря инсинератору (печь для сжигания отходов), который находится здесь же. В таких установках сейчас сжигают птицу, павшую по причине птичьего гриппа. Оставшуюся золу, говорят ветеринары, можно бесстрашно выбрасывать на свалку – она не опасна.

– В печи температура составляет 750 градусов. Ни одна инфекция не выдерживает и погибает. Стараемся чаще именно сжигать трупы, а не выбрасывать, потому что яма постепенно заполняется, – отмечает Кайнулдин. – Но с инсинератором тоже проблема: он ломается, внутри печи падают кирпичи. Ремонтируем своими силами.

К сотрудникам станции на месте у корреспондентов возникло два вопроса. Первый: на территории мы обнаружили деревянный пень. Смутили следы ударов топора и свежие кровавые пятна на нём. Вместо того чтобы объяснить его предназначение, ветеринары бросились врассыпную. Кайрат Кайнулдин позже нам объяснил: здесь рубят кости для собак, которые проживают на территории...

В паре метров за ограждением станции мы обнаружили настоящую свалку костей КРС. Руководитель уверял, что останки ждут своей очереди для сжигания. Однако было видно, что лежат они там не один месяц. В тот же день кости убрали...

Печи есть, но они изношены...


Примитивные

Что такое примитивные скотомогильники, мы увидели на примере села Заречного. Данный колодец, говорит и.о. руководителя ветстанции Костанайского района Айдар Бейсенов, сравнительно хорош: имеет внешнее кольцо и, вероятно, бетонированное дно. Однако даже глубина колодца неизвестна. Строили такие скотомогильники еще во времена СССР. Возможно, когда-то у них имелись ограждения и крышки. Сейчас же это просто бесхозные дыры в земле, не состоящие ни на чьем балансе. А значит, зона неохраняемая, любой человек может скинуть внутрь всё, что пожелает.

– Это очень опасно в плане распространения болезней. В идеале к ним нужно ограничивать доступ. Некоторые люди выбрасывают биоотходы прямо на землю, а не в колодец. Собаки растаскивают останки, птицы тут же. А мы зачастую даже не знаем, от чего погибло животное. Я работал в нескольких районах. Могу сказать одно: везде состояние скотомогильников очень плачевное, – пояснил Айдар Бейсенов.

К слову, неподалеку от этого скотомогильника пасутся коровы. Опасно ли это? Несомненно.

– Можно сказать, что скотомогильника в районе вовсе нет. Есть два инсинератора – передвижной и стационарный. Последний разваливается. Внутри валятся кирпичи. Форсунки ломаются. Сами чиним поломки, иного выхода у нас нет, – говорят ветеринары.

Денег нет?

А теперь о главном. Почему подвижек в строительстве скотомогильников и обновлении парка инсинераторов не было как минимум семь лет? Бауыржан Бекет говорит, что строительство типовых ям – это дорогостоящее удовольствие. Один такой объект обходится казне в 13 миллионов тенге.

– В области более пятисот населенных пунктов. Чтобы обеспечить их такими объектами, не хватит денег в бюджете. Да, строить новые необходимо. Но они должны быть простые, более удобные для сельских населенных пунктов. Сейчас селяне держат меньше скота. Не будешь же строить яму за 13 миллионов! Это неэффективно для государства. Поэтому сейчас мы поставили вопрос строительства типовых ям только в районных центрах и в Аркалыке, – пояснил заместитель.

По плану строительство должно начаться уже в 2021 году. Ежегодное количество – шесть ям в разных районах области.

– Вносим предложение начать строительство типовых скотомогильников в соответствии с ветеринарно-санитарными требованиями. Прошу вас поддержать наше предложение и предусмотреть финансовые средства в этом году для разработки проектно-сметной документации, – с такой просьбой к акиму области обратился Самат Калиев.

Учитывая эпидемию птичьего гриппа, которая обрушилась на Костанайскую область, предложение звучит весьма актуально. К слову, бюджетную заявку на разработку ПСД чиновники уже подали. Но почему только сейчас? Ответ такой: в Костанайской области имеется 26 инсинераторов, на них и была надежда. Однако приобретены они в 2013 году и, откровенно говоря, порядком устали. Высокая изношенность обусловлена большой нагрузкой. Без типовых скотомогильников техника работает на все 100%. Отсюда и поломки.

И главный вопрос: что же делать с примитивными скотомогильниками дальше? Ответа никто не знает. При этом ветеринары говорят: заразиться от трупа больного животного вполне реально. Особенно опасен в этом плане выброшенный где попало послед больного животного – бродячим собакам достаточно разнести его по округе, и новая вспышка бруцеллеза гарантирована.

«Это неприемлемо!»

Сергей МУКАШЕВ, и.о. руководителя отдела РГУ «Тобол-Торгайская бассейновая инспекция», 10 лет работал в департаменте экологии:

– Ситуация с примитивными скотомогильниками в регионе неприемлемая. Вся эта гниль вместе с талыми и сточными водами попадает в грунтовые. Это недопустимо, потому что токсины от трупов загрязняют окружающую среду, водные ресурсы. Это опасно для здоровья. Поскольку данные объекты не состоят ни на чьем балансе, даже претензию по их состоянию предъявить некому. В Заречном рядом со скотомогильником находится и бывший полигон ТБО, сейчас он также бесхозный. Туда тоже выбрасывают трупы животных. Из-за безграмотности населения и ненадлежащей работы госорганов окружающая среда находится в опасности.

Марина КОСТРОВА kostrova.marina@mail.ru 54-22-24
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 6727
Нравится: +2
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран