Сегодня апелляционная коллегия областного суда продолжила слушания по жалобам адвокатов и самих осужденных по так называемому большому акиматовскому делу. В зал заседаний под конвоем доставили всех троих - экс-заместителя акима Костаная Фрунзика Аракеляна, бывшего руководителя отдела ЖКХ Жениса Шинкина и предпринимателя Александра Бобровного. По приговору суда N 2 Костаная все они признаны виновными по разным статьям Уголовного кодекса (взятка, дача взятки, незаконное занятие предпринимательской деятельностью, хищение вверенных средств, в данном случае - 17 миллионов тенге бюджетных средств). Самый большой срок получил Женис Шинкин - девять лет колонии общего режима, Бобровный и Аракелян - по семь лет лишения свободы.
Уже на первом заседании коллегии Фрунзик Аракелян в своем ходатайстве просил заключить с ним процессуальное соглашение в форме сделки о признании вины и заменить ему лишение свободы на штраф, который он обязался заплатить незамедлительно. Сегодня он повторил свою просьбу лично. Добавив, что уже перечислил в казну 300 тысяч тенге - сумму полученной им взятки.
- Вину свою в получении взятки признаю полностью. Глубоко раскаиваюсь в своих действиях. Я все осознал. На моем иждивении больная супруга и двое детей, они тоже нуждаются в лечении и уходе. Прошу не наказывать строго...
Председательствующий по делу председатель областного суда Асламбек Мергалиев попросил высказаться по этому поводу обвинение. Заместитель прокурора области Марат Акулов заявил, что сделка с Аракеляном невозможна. По той причине, что закон предусматривает эту альтернативную меру наказания только в том случае, если подсудимый признал свою вину. Аракелян же уже осужденный. Другими словами, его поезд ушел.
Тем не менее, признание экс-чиновником вины родило множество вопросов как со стороны обвинения, так и адвокатов. Особенно, Жениса Шинкина. Ведь по приговору суда первой инстанции Аракелян получил взятку от директора ТОО «Вескор» Сергея Евстафьева по предварительному сговору с Шинкиным, в его служебном кабинете. Что отлично зафиксировала скрыто установленная видеокамера. Отвечая на посыпавшиеся на него вопросы, Аракеляну пришлось непросто. Он стоял на том, что признает лично свою вину. И всячески уклонялся говорить «да» или «нет» в отношении Шинкина.
- Искренность раскаяния предполагает честно отвечать на все вопросы, - заметил по этому поводу судья. Участвовал в этом преступлении Шинкин, значит участвовал, нет - значит - нет...
Какими документами подтверждается иск, сказать не могу...
- Я не могу ответить... Отказываюсь отвечать... Подтверждаю...
- По эпизоду с Евстафьевым вину не признаю, - тут же заявил Женис Шинкин. - Он оговорил меня, Аракелян - тоже.
Не признал Шинкин и свою вину в попытке хищения бюджетных средств через ТОО «СМУ-2010», куда сосватал директором на тот момент безработного Александра Бобровного. Да, сказал, он, я по сути руководил этим предприятием, поэтому и признал вину в незаконной предпринимательской деятельности. Но попытки хищения не было.
Любопытно, что сам Александр Бобровный (по мнению жены, которую сегодня признали общественным защитником, очень мягкий человек, работяга) не видел, что Шинкин им руководил. Он также не признал хищение. Как заявила в прениях его адвокат Татьяна Антонова, нельзя похитить то, что уже истрачено. А истрачены бюджетные деньги были на покраску опор уличного освещения. Да, краска была некачественной, но это другая статья - злоупотребление полномочиями.
Непросто сегодня пришлось и представителю потерпевшей стороны - и. о. руководителя отдела ЖКХ акимата Костаная Салимжану Досумову. Он не смог обосновать иск о взыскании с подсудимых 17 миллионов тенге. Зато адвокат Шинкина Зайра Аишева представила суду документ отдела финансов акимата, где написано: по итогам 2015 года никакой дебиторской задолженности перед бюджетом ТОО «СМУ-2010» не имеет. А, значит, и иск ЖКХ следует отклонить.
Из-за неготовности представителя потерпевшего к прениям судебная коллегия отложила рассмотрение дела на следующий день. Завтра же свою позицию выскажет и обвинение.