День
Седьмой день поисков. Начало третьего. В штабе за Корейским мостом затишье – народ по большей части собирается вечером. Волонтеры озабочены: чаще приходят женщины. Они – молодцы. И все же так не хватает мужчин! Потому что поиск пропавшего ребенка – это тяжелая работа.
– Мы верим, что он живой, – говорит Елена Беликова, одна из координаторов поиска, костанайский волонтер общеказахстанского объединения Rino.KZ. – Мы, конечно, помогали ЧС в поисках на Тоболе, пускали лодки, гидроциклы и прочую технику. Но даже не рассматриваем версию, по которой Игорь утонул.
Елена говорит, что основных координаторов четверо. Все дни они дежурят в условном штабе – приходят раньше всех, уходят ночью. Людей в первые дни откликалось много – иной раз и более 150 человек в день. Кто-то даже брал на работе отпуск за свой счет, чтобы искать. Сейчас остались постоянные участники. Не хватает крепких и взрослых мужчин, способных вести поиски на сложных участках. А еще нужны машины, техника, бензин. Елена Беликова говорит, что нужны квадрокоптеры, чтобы просматривать местность сверху. Тем, кто уже их предоставлял, передает спасибо. И тем, кто привозил гидроциклы, лодки, оборудование для подводных поисков, тоже.
Рудный
В центре площадки – бордовый бусик. В нем молодой человек, который не хочет себя называть. Он написал заявление на работе и взял несколько дней отпуска за свой счет. Еще в бусике команда волонтеров Рудного. Самый шумный из них – Батыр Устемиров. Он недоволен вниманием прессы и тем, что народа мало.
Вчера ребята прочесывали очередной квадрат территории между Костанаем и Затобольском. Попали под дождь. Обувь вся пропала, пришлось выбросить. Батыр – поисковик с опытом. Это их группа нашла Вику Ганю, пропавшую несколько лет назад в Рудном. Ребята ждут кинологов, вместе с ними собираются ехать на поиски. Потом вновь в штаб.
К бусику подходит девушка: каблуки, короткое черное платье. Садится за руль и уезжает. «Кто это?» – спрашиваю изумленно. Это Екатерина, координатор поисков из Рудного. Несколько дней ее бусик дежурит в штабе. Она кормит людей, направляет на участки, за день успевает многое. И попутно решает свои дела: переоделась в машине и поехала.
Вечер
– Не нашли мальчика? – спрашивает участливо женщина, которая вместе с супругом собирает малину у забора. Ребята здороваются с хозяевами. Объясняют, что они на чужую территорию не проникают. Хозяева кивают. Так бывает не всегда. Процентов 70 готовы помочь и переживают за ребенка, остальные встречают агрессивно.
Об этом рассказывают волонтеры Анастасия Динер, Айгуль Жулучаринова, Александр Михайлов, Виктор Осипов и Алексей Андриянов. Пять человек – столько помещается в машину.
– Вы знакомы вообще друг с другом? – спрашиваю. – Что вас объединяет?
– Ребенок нас объединяет, – говорит Саша.
У парня обгорел нос и лоб. Он седьмой день участвует в поисках. Молодой человек закончил колледж. Айгуль тоже выпускница, Анастасия – в отпуске. А Виктор и Алексей работают в ночную смену. Днем ищут мальчика, потом на работу.
Версия 18.36
Едем в штаб. Там собрался народ, сейчас будут решать, что делать дальше. Возле дороги торгует арбузами молодая женщина. К Валентине уже приходили и волонтеры, и полицейские. Расспрашивали. Мы тоже расспрашиваем. В том, что она видела Игоря, Валентина сейчас не уверена. Тогда она еще не знала, что мальчик пропал. И только 5-го июля, когда ребята-волонтеры принесли листовки, сказала, что вроде бы похожего мальчика видела днем раньше. Даже назвала точное время – 4 июля, 18.36 – как раз писала мужу смс. И мимоходом заметила странную пару на дороге.
– Мальчик светленький такой, был только в черных то ли шортах, то ли трусах. Я еще обратила внимание на него, потому что он шел подскакивая. Смотрю – босиком. Подумала, с речки народ идет. Здесь мимо нас часто ходят купающиеся. Но я не уверена, Игорь это был или нет. А мужчина черноволосый.
Штаб
Несколько машин, бусик, мало мужчин и много женщин. Есть компания из Затобольска. Молодая мама Катя Пересечная оставляет дома ребенка и идет на поиски. Потому что она понимает, каково родителям Игоря. Вместе с подругами они уже обошли весь Затобольск, все заброшенные здания. Сейчас все ждут решения: куда ехать. Сердятся, говорят, что не хватает четкой организации.
Я смотрю на девочек-координаторов, и мне их жаль. Они делают всё, что могут, целыми днями здесь. Для организации поисков нужен решительный и опытный мужчина. Но где его взять?
Собравшиеся решают ехать искать в лог за пивзаводом. Опять обсуждения... «Хватит болтать, поехали!» – говорит Ирина и садится за руль. У нее решительный характер.
Пивзавод. Растянувшись в цепь, по полю идут хорошие люди. Которые готовы жертвовать своим временем, тратить силы на поиски незнакомого ребенка. Они идут и не знают, как они хороши. Просто смотрят под ноги и надеются, что с Игорем всё в порядке.