Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
banner
banner
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
В Костанае эвакуировали посетителей из ТРЦ «Март»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93В Костанае эвакуировали посетителей из ТРЦ «Март»

В Костанае эвакуировали посетителей из ТРЦ «Март»

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости
  4.   »  
  5. Общество

 

Учения состоялись через 8 дней после трагедии в Кемерово. Трагедии, которая вызвала широчайший резонанс не только в России, но и в Казахстане. Вероятно, так потрясла общество массовая гибель детей. Кроме горечи, пожар вызвал в людях и чувство единения. В Костанае, на набережной Шагала горожане отпустили в небо шары, в Рудном на акцию памяти, тоже почти стихийную, шли и ехали люди. Учения спасательных служб в ТРЦ «Март» также стали резонансом трагедии. Учения показали, как много значат секунды.

Взяли бы по ребенку

- Мой редактор спрашивает – а в Кемерово могли тушить ТРЦ вертолетами?

- Если в самом начале пожара – то нет. Семь тонн воды с вертолета, как камень. Они просто раздавят всю конструкцию и людей, - говорит Александр Раба, оперативный дежурный службы пожаротушения. Мы стоим у моста в «Марте», над шагающим эскалатором, который ведет людей наверх и вниз, в супермаркет. До тревоги остались минуты, но никого не останавливают.

- А у нас есть такие вертолеты?

- Нет. В Астане, Атырау, Актобе есть. Нам могут перекинуть в случае надобности.

- Здесь еще вопрос. Если верить некоторым участникам трагедии – они звали спасателей помогать детям, но те искали источник пожара и не пошли. Это по инструкции?

- Нет. Спасение людей имеет первостепенную задачу, тушение пожара на втором плане.

- Еще говорят, что люди не были закрыты, а остались на месте дожидаться помощи. Согласно инструкциям – они правильно делали?

Александр Раба нахмурился.

- Мы это обсуждали – неоднозначная ситуация. Там, на месте знают все обстоятельства, им виднее. Но по-хорошему должны были сотрудники ТРЦ правильно сработать. Остаться и вывести детей. Ведь дети – куда они могут… Про парня писали – взял на руки двух девочек, а мальчику приказал схватиться за свой пояс. И так вышел с ними. Если бы взрослые взяли по ребенку.

Город и село

Два воя сирены, а потом женский механический голос: «Внимание, пожарная тревога - просим покинуть помещение». Снова сирена и так много раз. Женщина в униформе уборщицы зажимает уши руками. Продавцы с шумом опускают рольставни. «Сгорим здесь, пока закроешь», - смеется девушка. Подростки тоже веселятся – им интересно. Но в целом, все серьезные и на второй скорости идут к выходу. Пока я сходил посмотреть, как эвакуируются на пожарном выходе и вернулся – «МАРТ» уже был пуст. Прошло всего три минуты. От пустоты вокруг - голос и сирена стали еще пронзительнее, а помещение прозрачнее. У бутиков стеклянные стены и это хорошо в борьбе с огнем. На заметку - перегородки в сельских торговых центрах области, напротив, деревянные, а проходы узкие.

После эвакуации пожарные довольно долго не входили в центр. Случилась какая-то заминка (потом фотокорреспондент «КН» Сергей Миронов узнал, что заминка была бюрократической. Пожарным было необходимо получить разрешение из прокуратуры, чтобы пересечь порог центра). На пожаре этого не потребуется, надо верить.

Сценарий был такой. В 4 кинозале случилось возгорание. Пострадал один человек. (Но пожарные этого не знали, как я понял). Несколько групп обследовали центр в поисках людей или огня.

Опыт секунд

Все были эвакуированы, первая группа из трех пожарных зашла в центр, а сирена по-прежнему выла. Фигуры в боевой одежде пожарных (БОП) двигались гуськом, в затылок друг другу и тянули за собой пустой рукав. БОП – это шлем с лицевым щитком, объемная куртка (из-за подкостюмного пространства, чтобы верхняя часть одежды не соприкасалась с телом), тяжелый ремень с карабинами и топором, сапоги, а также баллон со сжатым воздухом за спиной. Все это много весит, пожарные даже будто сгибались.

Они поднялись по обесточенному эскалатору, но рукав вскоре натянулся и остановил продвижение – металлическая соединительная головка двух рукавов зацепилась за угол. Пришлось возвращаться. Пять секунд - это много или мало?

- Обследовали восточное крыло, второй этаж - сообщил в рацию старший. – Пострадавших и огня не обнаружено.

На пути в другое крыло пожарные собрали рукав в кучу и только после этого двинулись. Теперь рукав не натягивался и не тормозил движение – именно

эти секунды, незначительные помехи и выявляют учения. А пожарные в идеале должны запоминать эти моменты – сохранят себе целых пять секунд. Вернее, тем, кто ждет помощи.

В какой-то момент между спасателями возник горячий спор – я был далеко и не понял причины. К тому же они надели кислородные маски и будто не говорили, а гудели. Надеюсь, эти секунды тоже запомнятся. Когда сирена отключилась, тишина будто зазвенела.

Глухие маски

Я пошел искать источник огня. И услышал, а не увидел его. Три пожарных сидели в темноте 4–го кинозала, блестели флуоресцентными полосками и громко дышали в кислородные маски – звук, как у аппарата жизнеобеспечения в палате. Пахло поп-корном и дымом от курток спасателей. Когда фигуры в БОП говорили – их было плохо слышно. Они почти кричали. И это в глухой тишине кинозала. В дыму и огне – вообще, наверное, трудно что-то понять.

Пока пожарные «гасили пожар», за дверью, в длинном проходе к залам, на диване лежал контролер Адильбек Карбаев. Вернее, полусидел, подперев голову рукой.

- Идут? – спрашивает молодой человек.

- Да. А ты закрываешь двери во время сеанса?

- Нет. Даже если закрыть двери – есть такой нюанс. Изнутри всегда можно открыть – там специальная рукоятка.

- Покажешь? – спрашивает корреспондент «Алау», Андрей Деменок.

- Я же пострадавший – мне нужно лежать, - говорит Адильбек, но идет и показывает. Все так, как он сказал.

- Их никто не закрывал, - говорит девушка-журналист. – Кто-то сказал ждать спасателей…

Трудный спуск

Со стороны эскалатора раздался шум и стук.

- Пожарники идут, - догадался Адильбек и принял позу пострадавшего. Пожарные вообще не любят, когда их называют пожарниками. Они были далеко, шумели масками, но будто услышали. Когда фигуры в БАП добрались до Адильбека, то схватили и потащили. Их было четверо – двое схватились за подмышки, другие за ноги. Адильбек – парень крепкого телосложения и пожарным было нелегко. На повороте один из них оступился и уронил ноги Адильбека. По лицу юноши пробежала тень – он, наверное, в эту секунду понял, что так его сейчас будут нести с третьего этажа на первый, к выходу. По узким эскалаторам.

- Давайте, я вам буду помогать? – предложил он.

Но спасатели отказались - все должно быть приближенно к боевым условиям. И вот эскалаторы. Маски в пустом ТРЦ качают, как поршни. За ним красные, натужные лица пожарных. Вокруг сверкают вспышки, бегают фотокорреспонденты и операторы. Мне все время казалось, что Адильбека сейчас уронят, но больше такого не случалось. Тем не менее,помяли его хорошо. У него расстегнулась или оторвалась пуговица на рубашке. К чести молодого человека - он выдерживал свое спасение стоически и воспринимал возню вокруг с несколько растерянной, но бодрой улыбкой.

Путь вниз занял 5 минут 10 секунд. Я думал, что это конец, но испытания для Адильбека не закончились. Молодого человека положили на холодное крыльцо, а к нему подбежали работники «скорой помощи». Надели на лицо кислородную маску, покачали и только отняли ее, как чья-то заботливая рука сунула под нос ватку с нашатырным спиртом. В это время у юноши были зажмуренны глаза и он не ожидал такого подвоха. Адильбек замотал головой: «не надо».

- Там больше никого нет? Один ты? - спрашивает сестра.

- По моему, да.

- Ты меня хорошо видишь?

- Да, отлично.

- Горло не першит, не болит? Дышать нормально? Здесь не стягивает?

- Нет.

- Берите другие носилки, Господи! - сестра кричит своим коллегам. - Бронзовые носилки возьмите!

- Я за тебя беспокоился, когда тебя несли, - говорю Адильбеку.

- Я сам беспокоился.

- Ты, наверное, вообще в шоке был.

- Надо было кого-то полегче оставить... Пока меня несли, я больше пострадал.

- Тяжело в ученье легко в бою.

Здесь Адильбека подхватили и унесли в карету. На прощание он махнул рукой и дверь закрылась. Его даже увезли - все было по настоящему. На месте руководства ТРЦ - я бы выписал молодому человеку премию. Он ее точно заслужил. И еще я надеюсь, что все секунды спуска спасатели запомнят и отметят в своей голове.

Хорошо

Заместитель начальника службы поражаротушения ДЧС Костанайской области, Дмитрий Полончук готовится к телеинтервью.

- А вот эта лестница пожарная для эвакуации?

- Нет, для борьбы с огнем.

- В микрорайоне есть монолитка, в 13 этажей. Есть ли у нас лестница такой длины, чтобы подняться на самый верх этого дома?

- Нет. Девять этажей - вот предел наших лестниц.

Началось телеинтервью.

- Сегодня провели внеплановые тактические учения. Так решили с администрацией объекта из-за событий в Кемерово. Участвовали центр медицины катастроф, силы регионального спасотряда, ДЧС, полицейские блокировали участок Абая. Гарнизон Костаная был поднят по повышенному номеру вызова. Была проведена эвакуация посетителей, продавцов и отработан сценарий возгорания в кинотеатре. Один пострадавший был спасен. Ему оказана медпомощь. Участвовали порядка 10 единиц техники и около 40 человек личного состава.

- Рекомендации по итогам учений выносятся?

- Обязательно. Готовится справка, где отражаются отрицательные недочеты.

- А сейчас есть какие-то замечания?

- Это наши третьи учения в «МАРТе». Можно отметить, что персонал центра обучен и справляется. Замечания мы будем разбирать позже. На мой взгляд эвакуация и противопожарные действия в центре были выполнены на оценку: «Хорошо».

Больше снимков здесь >>>>

Фарид ДАНДЫБАЕВ flluggerr@mail.ru 54-23-10
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 7075
Нравится: +14
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше


Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран