Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 19Январь2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Новый стандарт для дошкольникаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Новый стандарт для дошкольника

Новый стандарт для дошкольника

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости
2013-14 учебный год Казахстан начал с новыми стандартами образования. Обсуждая эту тему, мы решили разговор повести от начала — дошкольного образования. Интересно ли ребенку будет в детском саду? А может, тяжело?
Наш собеседник – зав. кафедрой дошкольного, начального обучения и воспитания личности АО «Национальный центр повышения квалификации «Орлеу» Института повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области» Тамара КАЛАШНИКОВА. В системе дошкольного образования она 40 лет, 23 последних года занимается повышением квалификации педагогических кадров для детсадов и начальных классов. Тамара Калашникова помнит пору, когда крепкая советская система образования рушилась, был упадок, потом начался подъем, и вот сегодня она снова испытывает тревожные чувства.
«Придет барин и лишит тебя работы»
– Тамара Михайловна, давайте выясним причины вашего настроения. Часто замечала: педагоги не рискуют критиковать действия Минобразования. Почему боятся? Ведь образовательная услуга направлена на общество, мы ее оплачиваем своими налогами, значит, и обсуждаться она должна широко.
– А между тем, менталитет такой действительно сложился: приедет барин и лишит тебя работы. Ведь кто знает, как он отреагирует на твои объективно-субъективные размышления. Словом, не поймут, начнутся разборки, проверки, которые не лучшим образом скажутся на твоем здоровье и карьере. Что касается моего настроения, то, несмотря на отсутствие в Казахстане научной методологической базы, крупных ученых в системе дошкольного образования, в 2008 году мы смогли в ней сделать несколько прорывных шагов. Мы первыми приняли на постсоветском пространстве новый образовательный госстандарт. Предтечей к нему была большая работа с американским ученым Шерон Коган Лин, группой ученых-практиков. Вся система требований, регулирующих дошкольное образование, у нас была выстроена достаточно логично. И сегодня она кажется, рушится.
– А почему в 2008 году нам понадобился новый образовательный стандарт?
– Тогда очень активно говорили о введении в систему образования двенадцатилетки. И мы, как дошкольное звено, тоже должны были перестроиться. Помню, как наша группа педагогов из Казахстана выезжала в Москву на встречу с доктором педагогических наук, сотрудником ФИРО (Федеральный институт развития образования, – Прим.авт.) Татьяной Дороновой и делилась с ней своими идеями. Кстати, она была крайне удивлена, что при отсутствии серьезной научно-методологической дошкольной базы мы не побоялись взяться за разработку стандартов. Но у нас в то время в Астане был центр «Дошкольное детство», который имел интерес – внести кардинальные изменения в казахстанское дошкольное образование. Ведь мы тогда прочно застряли в старой советской программе, новых требований вообще не было... Но принять документ — полдела. Нужно было запустить его в действие. Долгих пять лет мы разъясняли и работали над внедрением идей стандарта. Документ начал оживать, он становился руководством к действию, а это очень важно в работе.
«Народ съест все, что предложат»
– В стандарте 2008 года не единожды подчеркивалось, что в основу его положен психологический возраст ребенка. Что это значит?
– Раньше была установлена просто возрастная периодизация. Мы, изучив много литературы, увидели, что есть периоды в жизни ребенка, когда четко заметны стержневые линии его развития. Предположим, до трех лет активно развивается сенсорика, а с трех до пяти активируются познавательные процессы и так далее. Значит, с учетом этого и должен выстраиваться учебно-воспитательный процесс. И мы, ожидая новый стандарт, предполагали, что он будет более модифицированный, закрепит достигнутое, еще более рационализирует и приблизит нас к двенадцатилетке. Но он, увы, вызвал глубокое разочарование у всех, кто отработал в системе дошкольного образования не один год: просто из стандарта 2008 года были взяты отдельные части, которые и стали новым стандартом. Любой документ должен начинаться с цели. Какова она у системы дошкольного образования Казахстана? Какого ребенка мы хотим видеть? К чему мы должны стремиться? Согласитесь, цели и результаты — они должны быть сопоставимы. В новом стандарте этого нет. Зато есть требования к образовательным программам.
– Кстати, кто их разрабатывает?
– Например, в России это может делать каждое образовательное учреждение, согласно, конечно, Федеральным государственным требованиям. Мы же работаем только по государственным программам. Авторские программы мы можем использовать лишь в вариативной части учебного плана. И новый стандарт здесь ничего не изменил. Я уже звонила в Министерство образования, спрашивала: «Скажите, как мы должны работать с этим документом на курсах повышения квалификации?». И не услышала никакого объяснения, кроме того, что это временное решение. Поэтому, зная, что нам тоже будут задавать вопросы, с коллегами договорились и разработали концепцию совместных ответов. Будем говорить, что этот стандарт отвечает на вызов двенадцатилетнего образования. Что в нем ради этого появились ТУПы — типовые учебные планы, как в школе. (Видите, вроде мы должны отойти от школы, а сами сад в школу превращаем). А в них есть вариативная часть, которая якобы отвечает интересам детей, родителей, общества. То есть, мы уговорились проводить хотя бы такую политику с руководителями дошкольных учреждений. И вообще, прежде чем принять новый стандарт, согласитесь, должен быть отменен прежний. Но аннулирования не произошло и валидации настоящего стандарта тоже не состоялось. Значит, решили мы, имеем право использовать то, что не запрещено.
– Проект нового стандарта как-то обсуждался в СМИ, среди общественности?
– Нет, в отличие, кстати, от прежнего стандарта. Тогда прошло три республиканских семинара в Астане и Алматы с присутствием родителей, ученых, практиков. Были поездки, как я уже говорила, в Москву, Турцию, Венгрию, Узбекистан — изучался их опыт. Четыре года шла подготовка перед принятием.
– А нынешний стандарт, получается, слепили из того, что было, а теперь его нужно еще и полюбить...
– А его не полюбишь, потому что трудно понять. И мы не зря волновались по поводу этого стандарта. Потому что центра «Дошкольное детство», который был в Казахстане в начале двухтысячных, уже практически нет. Минобразования выполнять его миссию, судя по всему, не готово. Народ же наш к документам не любопытен, съест все, что предложат.
«Учить — не значит сидеть на табурете»
– Как раз о народе. У меня тоже сомнение: стандарт, действительно, та печка, от которой все танцуют? И именно он определяет качество и суть учебно-воспитательного процесса?
– Так и есть. Я раньше тоже думала, что для организации воспитательного процесса рамки не нужны, но потом поняла: рамочная основа необходима. Педагоги должны знать хотя бы элементарные требования к себе и к организации процессов в дошкольном образовании. Стандарт 2008 года убеждал их, что весь педагогический процесс важен. Зашел ребенок в группу, сказал: «Здравствуйте, я пришел», и уже началось его воспитание и обучение. Учить — не значит сидеть на табурете и проводить занятия. Нужно с ребенком общаться каждую минуту, причем, с пользой для него, с учетом его индивидуальности. Для этого воспитатели вели карты индивидуального развития ребенка. Этот одаренный, этот слабенький, а другому нужна коррекционная поддержка...
– А что по новому стандарту?
– Ничего. Ставка просто сделана на образовательный процесс.
– Но сегодня, на мой взгляд, и так уже сложилась достаточно опасная тенденция: родители оголтело спешат научить ребенка читать, считать, писать, знать языки. Садик наоборот должен их останавливать: подождите, пусть он поиграет, пусть насладится детством. Ведь эту родительскую жажду и без того хорошо подогревают различные коммерческие студии и центры...
– Еще в 2008 году мы это очень хорошо понимали, почему и отказались в прежнем стандарте от вариативной части. В ней предполагалось обучение английскому языку и оказание различных других дополнительных образовательных услуг. Их было так много, что эта нагрузка на ребенка становилась непомерной. Мы тогда решили: давайте это уберем. Находится ребенок в саду десять часов, зачем его постоянно учить, пусть учит сама организация жизни. И если у воспитателя так работает голова, то ребенок сможет получить и азы экономики, и английского, и общения. Сопротивлялись многие, потому что вариативная часть — это дополнительные деньги для детского сада.
– А потом это же проще – вот так унифицировать процесс, как в школе...
– Совершенно верно. Расписал 22-24 часа в неделю занятий для четырехлетнего ребенка – и не надо ни о чем больше думать.
«...И мы получим зомбированное существо»
– В проекте российского стандарта для дошкольного образования, который начнет действовать с 1 сентября этого года, игра наоборот в приоритете, и в большом. Почему в наших садах стали пренебрегать ею?
– В прежнем стандарте тоже было четко записано, что педагогический процесс в детском саду строится на общении и игре. А в новом стандарте такого требования нет вообще! Я уверена, что сейчас вернут в сады вариативную часть, посадят детей за планшетники, компьютеры, а игра как таковая уйдет. И мы получим зомбированное существо с программированными мозгами. В эмоциональном и речевом плане неразвитое, физически ослабленное, с ненадежной памятью. А зачем тренировать память, если все можно записать в планшетник?! А между тем в наших дошкольных учреждениях за последние годы сложилась система отслеживания развития ребенка. Результаты вносились в его индивидуальную карту. И мы смотрели: развитие идет нормально, близко к норме, ниже 50 процентов — значит, уже есть проблемы и нужны коррекционные задания. Поэтому я не понимаю, как можно рушить с трудом выстроенный механизм.
– А в вашем представлении детский сад чему должен учить ребенка?
– Я не считаю, что он должен его чему-то учить. Развивать — да. Многие не понимают, что это значит. А это означает, что нужно изучать психологию ребенка. Среда должна быть такая, чтобы в ней ребенку было интересно, чтобы она провоцировала его самостоятельность, любознательность. Пусть его мозг постоянно находится в режиме поиска. Ребенок должен быть свободным, не заблокированным нашими инструкциями, но и понимать условные рамки. Все это в дальнейшем ему сослужит хорошую службу. Словом, дети в саду должны быть живые.
– Вы пугаете, дети в саду у нас сейчас НЕ живые?
– Знаете, мне часто приходится бывать в садах, вижу разных детей – воспитанных, умных, правильных, а вот таких, чтобы живость была в глазах, чтобы не боялись проявлять себя, как одна девчушка: пела-пела песню, потом вдруг побежала по кругу, встала перед нами, топнула ножкой, дескать, зачем вы сюда пришли — таких, увы, не много.
– Спасибо за откровенные ответы.

Фото   
Видео   
Просмотров: 2964
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* газплиты 4-конф.: "Дарина", 18500 тг, "Делюкс", эл. поджиг, 16500 тг, "Брест", 60х60, 12500 тг; 2-конф. с духовкой, 9500 тг.  Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* банки 2 л, 70 тг, 3 л, 90 тг, раковину с краном, 3500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* кондиционер "LG", оконный, рабочий, 25000 тг; обогрев. масляный "Caldissimo", 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65.  
* маш. стиральные: "Welton" мини, удобен для малогабар. квартир, 18500 тг, "Урал-10", сов. пр-ва, 9500 тг; "Малютка", 7500 тг, "Алма-Ата", 6500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. швейную "Подольск", ножная на станине с колесиками, 12500 тг; палас, 2х5, 9500 тг, фляги, 40 л, 4000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* пылесосы: "Samsung", 12500 тг, "LG" моющий, 25000 тг, "LG", на з/ч, 5000 тг; обогрев. масляный, 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* холодильники разные, от 7500 до 22500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* холодильник "Бирюса", диван-кровать (книжка), стенку 4-секц., все б/у, по 15000 тг, доставка до г. Рудного. Тел. 8-777-447-37-26. 
* два шифоньера 3-створч., стол, диван, кровать, трюмо, недорого. Тел.: 39-92-84, 8-775-749-67-86. 
* бидоны эмалир., 3 л, 7 л, мантоварку нов. советского пр-ва, стол журнальный, комод, недорого. Тел.: 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* газплиту "Дарина", 60х60, отл. сост., кофеварку, недорого.  Тел. 8-705-562-29-35. 
* диван, 2 кресла, отл. сост., можно по отдельности, в связи с переездом. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* диван, 20 тыс. тг, стол кухон., 5000 тг, ковер, 25 тыс. тг, люстру, 3500 тг, телевизор "LG", d.54, 15 тыс. тг, подушки из пуха, по 500 тг, плед, 5000 тг, стол журн., 5000 тг,  Тел. 8-707-664-84-98. 
* казаны, сковородки чугунные, советского пр-ва. Тел.: 8 (714-55) 2-35-21, 8-777-441-13-57. 
* ковер (Турция), 1,5х2,3, цвет бежев., хор. сост., 7000 тг. Тел.: 39-80-18, 8-777-267-80-05. 
* ковер шерст., 2х3, 5000 тг, ковры, 1,5х2, 3000-4000 тг, паласы, 2х3, 3000-4000 тг, посуду. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* ковер п/шерст., 3х5, 25 тыс. тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ковры: 2х3, 5000 тг, 1,5х2, 3000 тг, шкафы книжные и для посуды по 4000 тг, стол, 8000 тг, дорожку, 2000 тг. Тел.: 56-75-99, 8-777-743-73-18. 
* кровать детскую (до 6 лет), дерев., светлая. Тел.: 8 (714-55) 3-77-27, 8-705-503-64-85. 
* кровать 1-спальную с ортопед. матрасом, кровать 2-спальную, диван подрост., мебель для школьника с комп. столом. Тел. 8-707-319-93-08. 
* кровать 2-спальную с металлич. сетками и 2 матраса, хор. сост., недорого. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* кровать 2-спальную деревянную с матрасом, кровать 2-спальную железную, тумбочку для белья. Тел. 50-18-02. 
* 2 шкафа подвесных, стол разделоч. от кухонного гарнитура, цена при осмотре, в связи с отъездом. Тел.: 50-87-37, 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* лапшерезку, 2000 тг, соковыжималку, 4000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* ларь-морозильник рабочий (нужно залить фреон), 15 тыс. тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* мантницу большую. Тел. 8-775-165-85-23. 
* маш. стиральные "Малютка", б/у 5000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* маш. стиральную "Малютка", недорого. Тел. 54-18-77. 
* маш. стиральную (автомат), 4 кг, хор. сост., 12500 тг. Тел. 8-705-559-30-42. 
* маш. стиральную "Ока", телевизор "Samsung". Тел.: 55-67-15, 8-705-989-13-61. 
* маш. стиральную с центрифугой. Тел.: 28-43-38, 8-705-304-21-85. 
* маш. стиральную "Samsung", 4 кг, раб. сост., 50 тыс. тг., в связи с переездом. Тел.: 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* маш. швейную (ножная), прошивает драповые, шубные ткани, дерматин, недорого; кресла, 2 шт., прикроватные тумбочки, 2 шт., отл. сост. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* маш. швейную (ручная), матрас, подушку, одеяло ватное, кастрюли эмалир., бидон, супницу, эл. самовар, эл. чайник. Тел. 8-701-769-42-77. 
* мягкий уголок, 25000 тг, в п. Затобольске. Тел. 8-747-121-10-79. 
* мягкий уголок, ковер 2х3, натур., почти новый, одеяла п/шерст. Тел.: 50-86-74, 8-702-717-27-59. 
* мясорубку, 2500 тг, лапшерезку, 1500 тг, посуду хрустальную, 5500 тг, ламбрекен, 15000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* плед на 2-спальную кровать, одеяло б/у и др. Тел.: 56-80-78, 8-705-304-55-15. 
* плитку 2-конф., эл., 3500 тг, плитку эл., 1000 тг, казаны чугун. с крышками, 4-6 л, 4 шт., сов. пр-ва, по 3500 тг, сковородки. Тел.: 26-33-76, 8-705-169-98-67. 
* прихожую с зеркалом, цвет темно-вишневый, хор. сост., 15 тыс. тг, в связи с отъездом. Тел.: 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* подушки (перья), новые, 2 шт., по 1000 тг. Тел. 8-777-538-90-35. 
* подушки из гусиного пера, новый тик, 2 шт., подставку для стирки белья, нов., шторку в ванную. Тел. 8-778-057-03-27. 
* стенку 3-секц. (Россия), с антресолью, 2,6 м, цвет орех. Тел.: 28-43-38, 8-705-304-21-85. 
* стенку 4-секц., 10000 тг, спальный гарнитур, 10000 тг, кресла, 2 шт., 5000 тг, отл. сост. Тел.: 26-72-98, 8-777-706-85-21. 
* стенку-горку, спальный гарнитур (6 предметов), стол + 6 стульев, отл. сост., торг. Тел. 8-777-538-81-92. 
* шифоньер с антресолью, комод (два отдела, на нем стоит трельяж), б/у, недорого, в связи с отъездом Тел.: 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* столы: казахский национ., журнальный; кресла 2 шт., сервиз чайный на 6 персон, нов., бокалы (Германия), 6 шт., нов., соковыжим. "Росинка". Тел. 50-27-49. 
* стол письменный, шкаф книжный, маш. швейные "Подольск" (ножная) с тумбой, ручная, б/у, хор. сост. Тел.: 56-83-40, 8-705-142-43-33. 
* телевизоры: "Daewoo", "Samsung", палас 3х3, дорожки и др. Тел. 50-18-02. 
* телевизор "Samsung", d.51, 3000 тг, холод. "Бирюса", 3500 тг, маш. стир. автомат, 11000 тг, стол кухон., 3500 тг, срочно, г. Рудный. Тел.: 8 (714-31) 54-7-46, 8-775-365-56-97, 8-778-743-25-54. 
* утюги (Россия), б/у, по 2000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* утятницу, казан, кастрюлю 20 л, набор посуды, флягу, ларь, стол большой для швейной маш., грабли, лопаты, топор. Тел. 50-18-02. 
* холодильник, телев. "Samsung", раб. сост., недорого. Тел. 28-92-74. 
* холодильник 2-камерный, 15000 тг, телевизор плазм., компьютер. Тел. 8-777-538-81-92. 
* холодильник "Бирюса" 2-камерный, 50 тыс. тг. Тел. 56-83-56. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость