Сегодня: 20Октябрь2018
USD x
EUR x
RUR x
Вселенная Марка КолбинаКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Вселенная Марка Колбина

Вселенная Марка Колбина

Октябрь – космический месяц. Астрономы наблюдают парад планет, в созвездии Лебедя нашли признаки цивилизации, группа энтузиастов собирает деньги на космический аппарат, который долетит до орбиты Луны и проверит, высаживались ли американцы на спутнике Земли. А в кинопрокате идет «Марсианин». На этой космической волне в октябре я познакомилась с Марком Колбиным.

Марк - сдержанный романтик. Он изучает звёздные ветры и фотографирует облака.

Чёрный и безжизненный

- Возможно, бабушка заложила эту тягу. Помню момент из детства: мы идём с ней вечером, а я поднимаю голову к небу и говорю что-то вроде «это космос». Она: «Да, чёрный и безжизненный»...

Марк рассказывает, что у бабушки по астрономии в школе всегда были пятерки. Она любила этот предмет. И, в общем-то, разговоров с внуком наверняка было больше, но почему-то отложился именно этот момент.

Марк Колбин живет в Костанае. Ему 21 год. Окончил колледж, получил специальность переводчика, но понял, что это не его. Сейчас дистанционно изучает фотографию в Народном университете искусств. Увлекается палеонтологией, астрономией, фотографирует парад планет и пятна на Солнце. Пишет статьи для специализированных журналов, наблюдает вместе с костанайскими астрономами космические явления, вместе с ними участвует в разных нестандартных мероприятиях в области. Вроде ночи в музее. А еще у него есть телескоп. Уф, замучаешься перечислять, пожалуй. Это так удивительно – в столь юном возрасте иметь столько увлечений. Говорю об этом Марку и спрашиваю: есть ли у него единомышленники, знает ли он других таких молодых людей?

- Знакомые есть, но с большинством из них я в реале не встречался. И большинство не молоды. Есть, конечно, ровесники, но их единицы.

Марк рассказывает, что в школьные годы больше интересовался палеонтологией. Интерес к астрономии стал расти несколько лет назад. Зарегистрировался на российском форуме, нашёл несколько местных единомышленников - Сергея Солопова, Оксану Телегину и Инну Реву. Вместе ездили на наблюдения - на транзит Венеры (в июне 2012 года) и на комету Панстаррс (в 13-ом году). Но по большей части его занятия космосом – дело сугубо индивидуальное. Этой осенью по ночам Марк ходит фотографировать парад планет. Впервые.

- Через пару дней будет близкое прохождение Марса и Юпитера. В реальности, конечно, между ними огромное расстояние, это только на небе будет близко, - говорит он мне. А я смотрю на его фотографии, читаю подписи. Вот одна из них: «Парад планет, 09.10.15. На фото: Регул, Венера, Луна, Марс и Юпитер». Регул – это одна из ярчайших звезд в созвездии Льва». Я люблю космос, но я не знала эту звезду, пришлось погуглить. Кстати, если кто не знает, парад планет – это астрономическое явление, при котором некоторые планеты Солнечной системы оказываются по одну сторону от Солнца в небольшом секторе, приближаясь друг к другу. Парады планет бывают разные. Нынешней осенью в наших краях – малый парад. Кстати, сфотографировать его можно за два часа до восхода Солнца.

- Что вы чувствуете рано утром, когда город спит, а вы один на один с небом?

- Как-то не задумывался. Главное - сфотографировать. А на утреннюю городскую жизнь я мало обращаю внимания. Я закрытый человек, интроверт.

С недавнего времени увлечение Марка астрономией  вспыхнуло вновь.

Скафандры для интровертов

В Интернете много материалов про два типа, на которые делятся люди, - экстравертов и интровертов. Различаются они тем, что по-разному вырабатывают энергию. Экстраверты получают ее из общения, им необходимо общество других людей, они тяжело переносят одиночество. Интроверты же вырабатывают энергию самостоятельно, в том самом одиночестве. И общаясь с другими людьми, ее тратят. Поэтому они так любят уединение и стараются избегать пустых разговоров. И несмотря на то, что в армии интровертов полным-полно людей творческих (а может, именно поэтому), к ним не так-то просто достучаться. Они живут в своем скафандре и редко соглашаются допустить к себе посторонних.

Теперь вы не удивитесь, что с Марком я беседовала вдвое дольше, чем с другими своими героями. И изрядно притомилась, между прочим. Потому что я тоже интроверт, и общение с людьми отнимает у меня ой-ой сколько сил! Но всё не зря, мне удалось всё же попасть в космос Марка Колбина и почувствовать звездный ветер его пространства. Несмотря на то, что каждый из нас был в своем скафандре. Но, наверное, в космосе так и нужно. Там нельзя без скафандров.

- А вы верите, что он черный и безжизненный?

- Нет. Всё же, думаю, что мы не одни. К тому же, сейчас открывают потенциальные планеты, близкие к Земле. Новое поколение телескопов сможет в будущем (в ближайшие 15 лет) изучить эти планеты.

Сфера Дайсона. Оптимисты в меньшинстве

- Звезда, конечно, интересная в любом случае. Но пока самое разумное объяснение - рой комет, проходящий по диску звезды. Правда, оптимисты не теряют надежду, что это искусственные объекты (можете почитать про так называемую сферу Дайсона). Но оптимисты в меньшинстве, – улыбается Марк.

Это мы говорили о последней космической сенсации. На днях интернет-ресурсы обошла новость о том, что в созвездии Лебедя, в районе звезды KIC 8462852, ученые обнаружили аномалии, которые могут указывать на присутствие неподалеку от звезды развитой цивилизации. Звезда вела себя необычно – периодически ее яркость падала на 20%, что означало, что свет KIC 8462852, идущий к Земле, временами заслонялся каким-то гигантским объектом. Исследователи предположили, что светило окружает нечто похожее на кольцеобразный набор спутников, вращающийся вместе со звездой. Этому явлению даже дали название – сфера Дайсона. Так обозначается гипотетический проект, который могут использовать технологически развитые цивилизации для максимально возможного использования энергии звезды или для решения проблемы жизненного пространства.

Судя по улыбке – Марк в большинстве. Несмотря на то что сам он говорит, что его интерес к космосу скорее любительский, несмотря на то, что он любит фантастику и фэнтези, космические объекты, равно как и шумиху вокруг них, он оценивает с долей здорового скептицизма. Да и в целом к звездам и планетам подход у него вполне научный. И даже если пишет он про Мордор (темное государство из «Властелина Колец», он же - неофициальное название темной равнины на космическом теле), то про тот, что на Плутоне (бывшая классическая планета Солнечной системы, разжалованная в карликовые).

Пятна на Солнце

«Недавнее открытие плутонских ветров и молодой поверхности выделяют Плутон из ряда других ледяных тел, заставляя взглянуть на эти миры по-новому. Это свидетельствует о том, насколько удивительна наша Солнечная система, не говоря уже о Млечном Пути и всей Вселенной в целом, с ее океаном галактик и морями из экзопланет. Несомненно, нас ждет много других открытий, например, в том же поясе Койпера и облаке Оорта. Белыми пятнами остаются системы Юпитера, Урана и Нептуна, а также карликовые ледяные миры - Эрида, Хаумеа, Макемаке и Седна. И кто знает, может быть, в облаке Оорта скрывается полноценная девятая планета, размером хотя бы с Марс».

Это из статьи Марка о Плутоне. Полностью можете прочитать ее в интернет-издании «Небосвод» ( http://ivmk.net/nebosvod0815.pdf). Пишут туда астрономы-любители. Марк – один из самых юных авторов. Говорит, что Плутон выбрал не случайно. Больше всего в космосе Марку интересны Солнечная система и экзопланеты – планеты других звезд, не Солнца. Кстати, главную нашу звезду он неоднократно тоже фотографировал. И видел на ней пятна. И запечатлел их. Со специальным фильтром - плёнкой astrosolar. Ее можно использовать и на фотоаппаратах и на телескопах. Вот фото пятен AH2403, к примеру (на снимке), от 28 августа нынешнего года. На своей странице в социальной сети Марк выкладывает фотонаблюдения, и каждый раз аккуратно их датирует.

- А блог у вас есть?

- Нет. Но, возможно, будет когда-нибудь.

- А вообще есть блоги, посвященные теме космоса?

- В России, к примеру, есть такие крупные любители-популяризаторы, как Стас Короткий и Виталий Егоров. Последний даже хочет запустить любительский спутник к Луне. Чтобы разрешить споры, которые ведутся с прошлого века, - рассказывает Марк. И я вспоминаю, что читала недавно о том, что 40% россиян по-прежнему не верят, что американцы в 1969 году высаживались на Луну. Считают это фальсификацией. И даже тот факт, что Советский Союз полет НАСА на Луну признал - не убеждает недоверчивых.

- Темы все уже избитые, - говорит Марк. - Указывают на черное небо без звезд, колыхание флага, задают вопросы, почему больше не летают американцы и так далее.

- А вы верите, что полет на Луну действительно был?

- Да. Но идею оцениваю положительно. Это подогреет интерес к космосу и поставит точку в спорах об «Аполлонах». Хотя, самых ярых «неверующих» может убедить только их личный полет на Луну, - улыбается Марк. А я спрашиваю, как ему «Марсианин»? И почему такой ажиотаж сначала вокруг книги, теперь вот фильма?

- «Марсианин» слабее предыдущих фильмов - «Гравитации» и «Интерстеллара», но разок стоит посмотреть. А почему такой ажиотаж... У людей есть интерес к астрономии, и такие фильмы способствуют этому.

- Несмотря на проблемы и кризисы, люди всё же поднимают голову вверх и смотрят на космос – черный и безжизненный?

- Да, у большинства людей есть тяга к астрономии, несмотря на озабоченность обыденными делами. Судить можно и по интернет-сообществам, и по мероприятиям в живую.

Облака и ЗНУИ

Заочный народный университет искусств – так это называется. И это не новой формации учебное заведение. Ему уже 80 лет. Марк говорит, что случайно узнал об этом заведении. Для поступления отправил несколько своих работ, этого оказалось достаточно. Кстати, любовь к фотографии – это от отца. И именно с фотографией молодой человек собирается связать свое будущее, оставляя в нем место для популяризации космоса. В космосе есть лаконичная поэзия. Наверное, как раз для таких сдержанных романтиков, как герой этой статьи, который изучает звездные ветры и любит фотографировать облака.

Мария ШИЛО mari-shilo@yandex.ru 53-02-08