Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 17Ноябрь2018
Время: 00:00:00
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Ирина НАУМЕНКО: «Чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, нужно знать историю»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Ирина НАУМЕНКО: «Чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, нужно знать историю»

Ирина НАУМЕНКО: «Чтобы чувствовать себя уверенно в этом мире, нужно знать историю»

Новое время диктует учителям новые правила. Что должен сделать современный педагог для того, чтобы ученик не потерялся в потоках информации, смог найти себя и ценить обретенное? Корреспондент «КН» ищет ответы на эти и другие вопросы вместе с учителем истории и обществознания гимназии им. Горького Ириной Науменко.

- Ирина Яковлевна, вы преподаете историю, а мы сейчас живем в такое время, когда история творится на глазах, то есть происходят такие события, о которых через несколько лет мы точно сможем прочитать в учебниках. Интересуются ли школьники тем, что происходит в мире?

- Конечно интересуются. Особенно мальчики в старших классах. А я пользуюсь возможностью и показываю исторические корни всего того, что сейчас происходит. На мой взгляд, это самый лучший способ заинтересовать историей. Потому как все то, что происходит сейчас, имеет историческую подоплеку, и когда мы начинаем изучать события 19-го и 20-го веков, то параллели очень легко проводить. На мой взгляд, дети не меняются. Я работаю в школе уже 30 лет и не вижу особой разницы между нынешними старшеклас­сниками и теми, что были лет десять назад. Единственное, что отличает современных детей – это их полная погруженность в информационные потоки. И они иногда просто теряются, отрываясь от реалий обычной жизни. У детей зависимость от телефона видна невооруженным глазом. Вот я со своими учениками договариваюсь, что телефоны мы не используем, работаем без них. Но начинается урок, и через 15 минут у отдельных учеников он появляется в руках, настолько для них это сейчас естественно. И этот телефон — источник любой информации, что, конечно, сужает возможности запоминания и развития логического мышления. Поэтому сейчас у нас в школе строго запрещено пользоваться ими на уроках. Я задаю проблемный вопрос, и ученики пытаются найти варианты ответов, начинается работа мысли. Ведь главное в уроке - поиск истины.

- Не кажется ли вам, что такая погруженность в информационные потоки и отрыв от реальной жизни делают этих самых старшеклассников в определенной степени группой риска, возможной мишенью для разного рода негативных влияний?

- Думаю, это возможно. Прежде всего потому, что детям кажется: они уже все понимают, они разобрались во всех событиях. У них возрастной позыв - найти истину, восстановить справедливость, и доступность информации любого рода, конечно, представляет опасность. И очень важно вовремя предложить другой сценарий. Чтобы молодой человек увидел – да, вот это доказательно, вот это дает уверенность в будущем, это соответствует истине. И конечно, работать становится еще сложнее, особенно молодым педагогам. При том что роль школы и личности учителя в становлении человека огромна. А потому, как бы современные методики ни предлагали переводить детей на самостоятельную поисковую работу, без учителя и его направляющей линии невозможно формирование личности. Мое глубокое убеждение: если исключить учителя из школьного процесса и сделать образование дистанционным, то общество много потеряет.

- Кстати, в Казахстане уже есть инициативная группа родителей, которая в этом году стала добиваться права давать своим детям среднее образование на дому...

- Я считаю, что дистанционное образование – это тупиковый вариант, его можно использовать только в исключительных случаях, и то на какой-то короткий, ограниченный промежуток времени. Виртуальное общение – это совершенно иной уровень общения. Не позволяет увидеть эмоции и все то, что не дано передать словами, фотографией или информацией. А общение в коллективе? Очень часто я практикую дискуссии по разным проблемным темам – и это развивает умение выслушать товарища и представить свои аргументы. Согласитесь, сложное дело. А научиться этому можно именно в коллективе.

Подростковая среда дает свой импульс для развития личности, но и личность учителя очень важна. Начиная с начальной школы, когда ребенок только-только получает опыт в процессе образования, и до выпуска, когда костяк личности почти сформирован. Мне, к счастью, всегда везло с родителями учеников. Никогда не было таких, которые бы небрежно относились к школе и к учителю. А выпускники, которые вспоминают тебя спустя годы – лучшее доказательство тому, что престиж учителя остался на высоте. Конечно, есть в нашем деле проблемы, и их очень много....

- Какие, например?

- Я не согласна с подходом очень жестких рамок формулирования темы урока. Вот мой учебный план, а в нем строчка из темы урока должна соответствовать строчке из учебной программы, утвержденной Министерством. Получается определенная заданность рамок, за которые я никаким образом не могу выйти как учитель. Да, у нас есть возможность несколько тем уроков в году поменять, но это мало что дает. А моя главная боль, которой я делюсь со всеми – это тема Второй мировой войны в программе Всемирной истории в 9-м классе, на которую дается всего один час. Как можно дать эту тему за час?! И что еще важнее - как у ребенка за такой короткий промежуток времени можно сформировать понимание, что война – тяжелейшее зло, от которого нужно избавляться, что необходимо сделать все, чтобы его не было больше? Не говоря уже о том, что Всемирная история, хоть и является предметом по выбору на ЕНТ, но ей отводится всего один час в неделю. Да, по истории Казахстана у нас чуть больше уроков. Но когда мы говорим об истории нашей страны того трагического периода, у детей создается впечатление, что Вторая мировая – она где-то там шла, а у нас было что-то совсем другое. И получается перекос, который учителю, особенно молодому, очень сложно преодолеть.

- Возможен ли какой-то выход из этой ситуации, когда учебная программа и так слишком уж загружает учеников?

- Я думаю, что нужно просто переосмыслить значение истории в формировании личности и вернуться к системе, по которой мы уже работали. Тогда было полтора часа Всемирной истории в неделю – одно полугодие два урока в неделю, другое полугодие один урок в неделю. Оправданно, что на историю Казахстана выделяется больше часов, но неоправданно то, что не уделяется внимания предметам общественно-гуманитарного цикла, с которыми история очень тесно связана. Но ведь именно эта тесная связь позволяет человеку чувствовать себя уверенным в нашем мире. Понимать то, что происходит. Знать, что такое современная политика. Осознавать, какие процессы идут в экономике. Но опять-таки предмету «Человек. Общество. Право» выделяется один лишь час в неделю. Между тем у учеников есть интерес к истории, и это показывает, что в обществе появляются здоровые тенденции.

- Каким образом интерес к истории проявляется у детей?

- Я вижу тенденцию возрастания роли патриотизма, интерес к прошлому своей страны, желание внести свой вклад. У нас в школе всегда много ребят, которые занимаются, как мы их называем, «научками». Научно-исследовательская деятельность учеников. Как только у ребенка появляется интерес к какой-то теме, я сразу же стараюсь его подогреть, поддержать и направить на путь исследования. Вот сейчас моя ученица Лаура занимается проблемами поиска модели развития нашей страны без коррупции. Тема посвящена тому, как сформировать в сознании и подрастающего поколения, и взрослых людей те механизмы, которые бы могли противостоять этому злу. Несколько лет назад Адильбек Байгабелов занялся проблемой исторических корней кипчаков в Венгрии. Он даже встречался с этнографической экспедицией, которая направлялась из Венгрии в Астану и проезжала по территории нашей области. Его научная работа дошла до республиканского уровня. И это очень большая база для того, чтобы в студенческие годы ребята умели выполнять исследования любого вида. Для них это проверка себя и, конечно, способ стать успешными людьми.

- Ирина Яковлевна, гимназия имени Горького, несомненно, занимает особое место в костанайской системе образования. К тому же ваши выпускники отличаются еще и долгой благодарной памятью по отношению к своей школе. И в чем же секрет ?

- Гимназия имени Горького – это особый организм, своеобразное братство. Это сложно объяснить. И учиться у нас сложно, конечно. Приведу недавний пример. Накануне Дня учителя пришла мама моей выпускницы 2011 года, которая сейчас учится в Китае. Пришла поблагодарить учителя математики Нину Александровну Будко. Потому как профессора университета отмечают высокий уровень Рахимы в математике и удивляются, кто ее учил основам, ведь девочка так легко разбирается в этой науке. Хотя не сказать, что в школе она показывала великолепные результаты. Когда приходят выпускники и говорят, что в университете им учиться легче, это греет душу. Значит, мы закладываем такую базу, на которую можно опираться. Вот на днях заходила выпускница 2003 года Мария Алехина, которая сейчас работает в отделе научных изысканий при Газпроме. Я познакомила ее с нынешними учениками, и Мария сказала им, что гимназия научила ее главному – трудиться, учиться и верить в себя. Думаю, что главное для учителя - дать абсолютно каждому ребенку уверенность, что и он может быть успешным. И тогда с ними происходят невероятные метаморфозы, появляется огромная тяга к знаниям. Пока у нас получается это делать. Не знаю, может быть, дело в особой ауре, которая есть в гимназии?

Дилара АРОНОВА dilara_0208@mail.ru 39-23-00
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 3597
Комментариев: 1
Нравится: +7
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Таня
03.12.2015 в 12:03:26
Спасибо за интервью. Читать и задумываться всем! Особенно родителям и учителям!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ


* газплиты: "Грета", 4-конф., 16500 тг, "Брест", 60х60, 4-конф., 12500 тг, "Брест", 9500 тг; советского пр-ва под газбаллон 3-конф. , 9500 тг, 2-конф. с духовкой, 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* газплиту 4-конф. "Делюкс", 18500 тг, "Норд", 16500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* диван, стол раздвижной, телев., тумбочки стекл., шкаф для посуды, стол кухон., ковролан, кастрюли 20 л, 40 л, чашки. Тел. 8-705-266-10-72. 
* казан 100 л, 100 тыс. тг, варианты обмена; палас, 2х5, отл. сост., 9500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* кондиционер "LG", оконный, рабочий, 25000 тг; обогрев. масляный "Caldissimo", 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65.  
* матрас ортопедич. 2-спальный, 10000 тг, банки 2 л, 70 тг, 3 л, 90 тг, раковину с краном, 3500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. стиральные полуавтомат: "LG", 18500 тг и 14500 тг, "Урал-10", сов. пр-ва, 9500 тг; "Малютка", 7500 тг, "Алма-Ата", 6500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. швейную "Подольск", электрич., нов., 18500 тг, маш. швейную "Подольск", ножная на станине с колесиками, 12500 тг; палас, 2х5, 9500 тг, биде, б/у, отл. сост., 9500 тг, мойки с кранами, 5000 тг, электрич. дрель, 6000 тг, фляги, 40 л, 4000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* маш. швейную электрич., привезена из Германии, новая, в упаковке, немецкое качество. Тел. 8-777-28-20-321. 
* пылесосы: "Samsung", 12500 тг, "Zanussi", 9500 тг; "Thomas", моющий, "LG" моющий, 25000 тг, "LG", на з/ч, 5000 тг; обогрев. масляный, 7500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* спальный гарнитур, б/у, мягкий уголок, шкаф плательный. Тел.: 54-40-62, 8-777-363-55-67, 8-775-108-07-45. 
* телевизоры: "Samsung", d.72, 11500 тг, "LG", d.54, 7500 тг, "Samsung", d.107, ж/к, на з/ч, 15000 тг; телефон "Sony", 15000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* тумбочку под ТВ, трюмо, кресла, по 3000 тг, фужеры хруст., сковородки, 2000 тг, миксер, 3000 тг, лампу наст., 2500 тг, стол кухонный, 1500 тг, стол журнальн., этажерку, 3000 тг, ковер 1х1,5, 3000 тг, тарелки, 250 тг/шт. Тел.50-27-49. 
* холодильники: "Бирюса", 14500 тг, "Памир", 12500 тг, "Минск", 9500 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* бидоны эмалир., 3 л, 7 л, мантоварку нов. советского пр-ва, стол журнальный, комод, недорого. Тел.: 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* газплиту "Дарина", 60х60, отл. сост. Тел. 8-705-562-29-35. 
* диван, 2 кресла, отл. сост., можно по отдельности, в связи с переездом. Тел.: 28-11-63, 8-777-741-57-81. 
* ковер (Турция), 1,5х2,3, цвет бежев., хор. сост., 7000 тг. Тел.: 39-80-18, 8-777-267-80-05. 
* ковер 2х3, шкаф 3-створчатый, шкаф универ., зеркала, бра, маш. швейную (ручная), мягкий уголок. Тел. 8-701-769-42-77. 
* ковры: 2х3, 5000 тг, 1,5х2, 3000 тг, шкаф книжный. Тел.: 56-75-99, 8-777-743-73-18. 
* плед на 2-спальн. кровать, одеяло, б/у и др. Тел.: 56-80-78, 8-705-304-55-15.
* кровать 2-спальную с металлич. сетками и 2 матраса, хор. сост., недорого. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* кровать 2-спальную деревянную с матрасом, кровать 2-спальную железную, тумбочку для белья. Тел. 50-18-02. 
* кухонный гарнитур (2 шкафа подвесных, стол), спальный гарнитур (2 кровати, комод, шифоньер), можно по отдельности. Тел.: 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* ларь-морозильники: "Xingx", 45 тыс. тг, "Кристалл", рабочий (нужно залить фреон), 15 тыс. тг, холод. "Минск", 18500 тг, доставка. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* мантницу большую. Тел. 8-775-165-85-23. 
* маш. стиральные "Малютка", новая, 10000 тг, б/у 5000 тг. Тел.: 56-14-11, 8-777-524-42-63. 
* маш. стиральную "Малютка", недорого. Тел. 54-18-77. 
* маш. стиральную (автомат), 4 кг, хор. сост., 12500 тг. Тел. 8-705-559-30-42. 
* маш. стиральную "Ока", телевизор "Samsung". Тел.: 55-67-15, 8-705-989-13-61. 
* маш. стиральную с центрифугой. Тел.: 28-43-38, 8-705-304-21-85. 
* маш. стиральную "Samsung", 4 кг, раб. сост., 50 тыс. тг., в связи с переездом. Тел.: 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* мягкий уголок, 25000 тг, в п. Затобольск. Тел. 8-747-121-10-79. 
* мягкий уголок, плед на 2-спальную кровать, одеяло п/шерсть, подставка под телев. Тел.: 50-86-74, 8-702-717-27-59. 
* мясорубку, 2500 тг, лапшерезку, 1500 тг, посуду хрустальную, 5500 тг, ламбрикен, 15000 тг. Тел.: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* подушки (перья), новые, 2 шт., по 1000 тг. Тел. 8-777-538-90-35. 
* стенку 5-секц., высота 2,5, длина 4 м, можно по отдельности, цена договор. Тел.: 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* стенку 7-секц., стол, шифоньер, диван, 2 кресла, недорого, в связи с переездом. Тел.: 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* стол письменный, шкаф книжный, маш. швейные "Подольск" (ножная) с тумбой, ручная, б/у, хор. сост. Тел.: 56-83-40, 8-705-142-43-33. 
* стол раздвижной полиров., прихожую с зеркалом, недорого, в связи с переездом. Тел.: 28-24-39, 8-705-544-58-31, 8-747-594-78-42. 
* стенку 4-секц., 10000 тг, спальный гарнитур, 10000 тг, кресла, 2 шт., 5000 тг, отл. сост. Тел.: 26-72-98, 8-777-706-85-21. 
* телевизоры: "Daewoo", "LG", монитор, палас 3х3, ковры, дорожки и др. Тел. 50-18-02. 
* телевизор "Samsung", d.51, 3000 тг, холод. "Бирюса", 3500 тг, маш. стир. автомат, 11000 тг, стол кухон., 3500 тг, срочно, г. Рудный. Тел.: 8 (714-31) 54-7-46, 8-775-365-56-97, 8-778-743-25-54. 
* холодильник, телев. "Samsung", раб. сост., недорого. Тел. 28-92-74. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость