Это ДТП вряд ли кто-то начал бы подробно разбирать на газетных страницах, если бы не ряд обстоятельств.
Неожиданный поворот
Такие случаи полицейские называют обычным «железом»: два автомобилиста, что называется, не поделили перекресток в Костанае и столкнулись. В итоге машины разбиты, а водители получили легкий вред здоровью. Поскольку перекресток является регулируемым, то есть здесь работает светофор, то не нужно было долго ломать голову над тем, кто же виноват в аварии. Однако спустя пару недель это дело перестало быть ординарным, произошел новый поворот. Но начнем по порядку.
...В то утро 5 ноября 2016 года, рассказывает один из участников ДТП Юрий Ким, он ехал на своем кроссовере «Kиа Соренто» по проспекту Абая в южную сторону. Когда подъехал к пересечению с улицей Волынова, на светофоре горел зеленый свет. Но тут вдруг на перекресток справа резко выехал автомобиль «БМВ», столкновения с которым избежать не удалось.
И хотя машина Кима, к сожалению, не была оборудована видеорегистратором, но, говорит он, у полицейского, который выезжал на место происшествия, вроде бы не было сомнений в том, что виновником ДТП стал водитель «БМВ». Поэтому, поясняет Ю. Ким, он был весьма удивлен, когда через какое-то время ему в полиции сообщили: возникли новые обстоятельства, согласно которым теперь он является правонарушителем. Дело в том, что нашлись, оказывается, свидетели, утверждающие, что «Киа» выехала на перекресток на красный свет. И об этом не один и не два, а три человека заявили! Причем двое из них – преподаватели Костанайской академии МВД РК.
«По существу дела поясняю...»
Так стандартно начинают свои собственноручно подписанные объяснения полицейским свидетели, которых, говорит другой участник ДТП Сакен Кусенов, он нашел с помощью СМИ и интернет-ресурсов.
Допустим, костанаец Павел Марченко утверждает, что «...06.11.2016 года утром, примерно по времени в 08.25, я стоял на остановке «Школа милиции» («Академия». – Прим. ред.), ждал служебный автотранспорт, который довозит до работы». Наверняка внимательный читатель сразу же отметил нестыковочку – авария-то произошла не 6 ноября, а 5-го. Ну да ладно, не будем строгими, предположим, что человек ошибся при указании даты. А об остальном он пишет так: мол, видел, как на пересечении улиц Абая и Волынова машины остановились на красный свет светофора, но черный джип (кроссовер Кима. – Прим. ред.) поехал на запрещающий сигнал. А тут с красной стены (со стороны красного кирпичного забора ГКП «Костанай Су» – Прим. ред.) выезжает БМВ, и джип врезается в его левую сторону.
Другой свидетель – преподаватель академии МВД РК Нурбек Есенжолов – пояснил, что 5 ноября 2016 г., примерно в 8.30, он управлял своей автомашиной «Фольксваген Поло», где была еще пассажирка Сауле. И на пересечении Абая – Волынова, так как загорелся желтый сигнал светофора, он остановился на второй полосе. В этот момент он заметил, что по первой полосе попутно проехала, не останавливаясь, автомашина «Киа». А потом увидел ДТП с участием этого автомобиля и БМВ.
И третьим свидетелем стала именно пассажирка, сидевшая в машине Есенжолова, Сауле Новотеева, тоже преподаватель академии МВД РК. Новотеева подчеркнула, что, когда они остановились на желтый сигнал светофора, в этот момент попутно им проехала автомашина «Киа». А затем в объяснении Новотеевой по поводу этой машины есть такая фраза: «на мой взгляд, она даже прибавила скорость, чтобы быстрее проехать. Когда водитель пересек стоп-линию, уже загорелся красный сигнал светофора. В этот момент на ул. Абая со стороны «Костанай Су» выезжала автомашина марки БМВ, и они столкнулись с автомашиной «Киа».
После таких свидетельских показаний, сами понимаете, водителю кроссовера остается только каяться и надеяться, что признание своей ошибки будет благосклонно воспринято судом и С. Кусеновым. Однако, вопреки этим здравым рассуждениям, Юрий Ким не согласился с переводом его из потерпевшего в разряд правонарушителей.
Более того, он предложил журналисту «Костанайских новостей» побывать на заседании в специализированном административном суде, где будет рассматриваться это дело. Потому что, сказал он, именно там суду будут предоставлены доказательства, полностью опровергающие показания свидетелей. Пожалуй, никто из журналистов не сможет пройти мимо такого интригующего заявления.
Точки над i
Да, это заседание действительно было весьма интересным. Начнем с того, что никто из свидетелей не явился на судебный процесс. Хотя, напомню, именно на их показаниях основывались выводы полицейских о признании правонарушителем Ю. Кима. Если учесть, что двое свидетелей – это люди, относящиеся к правоохранительному ведомству, то их игнорирование суда вообще трудно понять.
А еще на этом процессе удалось увидеть образец блестящей адвокатской работы, которую продемонстрировал Дмитрий Лелеков, представляющий интересы Кима. Он заострил внимание суда на том, что водитель БМВ выезжал на проспект Абая со второстепенной дороги. А поскольку тамошний светофор Т-образный (он регулирует полностью движение транспорта по проспекту Абая, а по улице Волынова – лишь со стороны Тобола), то С. Кусенов должен был убедиться, что не будет мешать движению машин, двигающихся по проспекту, и только потом выезжать на этот перекресток.
Адвокат попросил Кусенова вспомнить и сказать, сколько времени он стоял перед выездом на проспект Абая. И тот сказал, что примерно 30-40 секунд. Лелеков переспросил, дескать, это действительно так, вы в самом деле останавливались перед перекрестком? На что С. Кусенов ответил утвердительно. И вот тогда Дмитрий Лелеков предложил суду посмотреть видеозапись.
Для кого-то эти слова оказались ошеломляющими. И вот почему: несмотря на то, что на многих перекрестках проспекта Абая имеются камеры видеонаблюдения Центра оперативного управления УВД Костаная, так получилось, что это ДТП в их поле зрения не попало. А тут вдруг появляется видеозапись.
Сразу скажу: это видео начало четко расставлять точки над i. Потому что участники судебного процесса воочию увидели, как автомобиль БМВ, управляемый Кусеновым, не останавливаясь ни на секунду перед пересечением Абая – Волынова (хотя на суде он говорил обратное), выезжает на перекресток, и в его левую сторону врезается кроссовер. Теперь стало понятно, почему Ким говорил, что в сложившейся ситуации авария была неизбежной.
Однако Сакена Кусенова и его адвоката, как ни странно, видеозапись не убедила в том, что водитель кроссовера ехал по правилам. Они по-прежнему утверждали, что он проехал на красный сигнал светофора. И тогда адвокат Лелеков попросил секретаря суда показать вторую видеозапись, сделанную уже другой камерой, но установленную несколько левее. И здесь хорошо видно, что ровно в 8 часов 26 минут и 4 секунды (именно это время зафиксировала видеокамера) кроссовер Кима выехал на перекресток на (!) зеленый свет, и уже только тогда светофор первый раз мигнул зеленым «глазом». Согласно ПДД, движение машин в это время все еще разрешается. То есть действия Кима были правильными. Но, к сожалению, тут ему преградил дорогу автомобиль БМВ.
Итогом этого судебного заседания стало постановление, где было сказано, что Ю. Ким не нарушал ПДД и производство по делу в его отношении прекращено. Это понятно и законно. Но не дает покоя другой вопрос: как же быть со свидетельскими показаниями?
Ошибка? Или...
Напомню, что свидетели говорили о других машинах, которые якобы остановились на запрещающий сигнал светофора, в то время как Ким, в отличие от них, поехал на красный свет. Так вот видеозаписи показали, что ни одной машины перед перекрестком не было, когда сюда подъехал кроссовер. И только когда уже произошло ДТП и действительно на светофоре включился желтый свет, стали останавливаться автомобили, которые ехали за машиной Кима.
Но как же так получилось, что сразу три человека ошиблись, когда давали свои объяснения в полиции? Причем, если бы не нашедшиеся видеозаписи, то невинный человек стал бы не только правонарушителем, ему пришлось бы возмещать материальный ущерб другому участнику ДТП. Чего тогда удивляться тому, что стало казаться: а вдруг эти ошибки не случайны?!
Чтобы рассеять неприятные подозрения, автор этих строк позвонил всем свидетелям. Но, увы, они категорически отказались не только встречаться, но и даже разговаривать по телефону по поводу этой аварии. Причем Павел Марченко сразу сказал, что он еще тогда (надо полагать, во время написания объяснения) всех предупреждал, что ни в какие суды ходить не будет. И последней фразой от него было: «и больше не звоните мне». Сауле Новотеева просто отказалась от встречи с журналистом. А ее коллега Нурбек Есенжолов, помимо отказа, еще заявил, что появившаяся видеозапись не может быть (?!) доказательством в этом происшествии.
Вот и получается, что свидетельский вопрос в этом ДТП по-прежнему остается открытым. Кстати, вышеуказанное постановление адмсуда не вступило в силу, поскольку Кусенов подал аппеляционную жалобу.
ДТП на первых десяти секундах.