Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 21Ноябрь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
«Господь всегда дает человеку выбор, куда идти»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93«Господь всегда дает человеку выбор, куда идти»

«Господь всегда дает человеку выбор, куда идти»

В январе ему исполнилось 75. Отмечал авторским концертом, на котором лучшие артисты и коллективы области исполняли произведения композитора, музыканта, педагога, уникального мастера по ремонту струнных инструментов, а еще певчего кафедрального Константино-Еленинского собора Сергея ЗАБЕРЕЗНИКОВА.

О влиянии

Он и на пенсии работает. В костанайской музыкальной школе №1 преподает класс балалайки и гитары. Сколько за это время учеников было – не считал. А вот за тем, как музыка влияет на ребенка, наблюдает:

– Музыка человека меняет. Были ребята у меня... разные, в общем. Но все, даже те, кто бросил школу, выросли хорошими людьми. Я со многими по сей день встречаюсь.

– Музыка заполняет пустоту в душе?

– Она становится ее составляющей. Вот, к примеру, плохо человеку. Он берет бутылку пива, заглушает тоску. А музыкант возьмет инструмент, будет перебирать струны, и настроение постепенно меняется... Терапия.

О домбрах и скрипках

Мастерская для починки инструментов у Сергея Александровича там же, в музыкальной школе. Он может дать вторую жизнь любому струнному инструменту – домбре, балалайке… Последние две скрипки практически восстановил из небытия. Работа ювелирная – иногда приходится вклеивать кусочек длиной 3 мм, толщиной 1 мм. У Заберезникова для этого дела специальный пинцет имеется. И конечно, комплект остро заточенных ножей. С заточки ножа, собственно, все и началось.

– В училище у нас был предмет «Ремонт и настройка музыкальных инструментов». Преподавал бывший мастер по изготовлению скрипок, пожилой уже. Когда приходили новички, он устраивал проверку: выдавал всем тупые ножи и оселки, чтобы их наточить. Кто сумеет наточить – того учит. Остальные – на побегушках. А надо сказать, что перочинным ножом я с детства умел работать. Вырезал себе из деревянных ручек малюсенькие, но очень похожие на настоящие ружья, пистолеты, автоматы. И нож умел точить. Вот мастер и принял меня как своего, стал учить.

– Не слышала, чтобы кто-то еще в Костанае восстанавливал инструменты.

– Я тоже не слышал. Но ко мне обращались люди, которые спрашивали, как правильно рассчитать расстояние ладов на грифе. Значит, они занимаются этим делом. У меня просто формула есть, которая работает для любого струнного инструмента. Поделился – не жалко.

О рыбалках и рыбаках

На концерте произведения Сергея Заберезникова исполняли артисты и оркестры областной филармонии, хор кафедрального Константино-Еленинского собора. А регент Татьяна Жебрак рассказала историю, которая привела Заберезникова в храм. Весной поехали они на рыбалку с друзьями, проезжали плотину и чудом не погибли: машина уже почти ушла в воду. В такие минуты люди обычно молятся. Но кто-то после спасения тут же забывает о молитве, а Заберезников пришел в храм. Сначала как прихожанин, а потом подошел к регенту… Сегодня у Сергея Александровича уже целый сборник произведений для церковного хора. Их исполняют и за пределами нашей области.

– Вы вроде и с бывшим директором музыкальной школы, который вас позвал в Казахстан, на рыбалке встретились?

– Так точно. Андрея Васильевича Заику как-то занесла судьба в украинский город Радомышль. На рыбалку пошел. И я. Сидим рядом: у него не клюет, у меня не клюет. Разговорились. Он, оказывается, завуч в музыкальной школе, а я закончил институт, имею право преподавать теоретические дисциплины. А им преподаватель сольфеджио как раз нужен был. Так и позвал меня, прямо с рыбалки, в Казахстан.

– Смотрите, какое значение рыбалка в вашей жизни имеет!

– Я вам больше скажу, у моей жены девичья фамилия – Рыбак. И когда она вместе со мной на рыбалку ездила, ловила лучше меня.

– У вас крепкая семья, как сохранить отношения такими на много лет?

– Да, мы с женой еще в школе познакомились. Дружим до сего дня. Что нужно? Первое – доверие. Второе – не наступать на больные мозоли друг другу. По пустякам всяким не дать себе вспылить. Мелочи создают напряженную обстановку, и тогда любое слово может дать взрыв. А уж если серьезное что-то произошло, все равно можно спокойно и тихо все обговорить. Ну и общего у нас много. Мы с Галочкой моей любим природу. Водоемы, лес... За грибами вместе ездим, любимые места у нас есть, заветные. Это тоже объединяет.

О дорийском миноре

Писать музыку начал в юности. Работал в кузнице и даже не думал о карьере музыканта. Попал в оркестр при Доме культуры. И вот, зная только примерное расположение нот, написал вальс. Показал руководителю. Тот помог обработать. Вальс стали играть на танцах, а руководитель сказал Сергею, чтобы тот бросал кузницу и шел учиться.

– Тогда в училище можно было поступить сразу, без подготовки. Я поехал в Киев. Подумал, если чего-нибудь стою, значит, меня примут в столице. Пока играл обязательную программу, комиссия спала. А когда приступил к своей авторской обработке песни «Среди долины ровныя», сначала один проснулся, потом другой...

– Сколько же теперь у вас произведений?

– Не считал. Оркестровых с десяток будет. А может, больше. Если взять песни отдельно, то только тех, которые исполнялись в разные годы, штук 25 наберется.

– На концерте одно из произведений, которое, кажется, исполнял оркестр русских народных инструментов обл­филармонии, было написано в необычном ладе античности и средневековья – дорийском миноре. Вы любите сложные пути?

– Люблю экспериментировать, пытаюсь искать такие интонации, которые еще не надоели в двадцатом веке. Три украинских различных лада, шесть древнегреческих, китайский... Если не искать, не найдешь ничего нового.

– А почему эта деятельность у вас не основная?

– В молодости пару раз посылал свои песни – когда в армии был, учился. Остался без ответа. Потом начал работать, не до того. Надо было кого-то искать, через кого-то пробивать. Это противоречит натуре. Так что я зарабатываю другими путями, а это для души. И вообще, анекдот знаете? Приходит молодой человек к учителю и спрашивает: «Рекомендуете ли вы мне стать композитором?» Тот ему: «Диты е?» – «Нету...» – «А жинка?» – «Нету» – «Ну тоди пишите!» (Смеемся).

О выборе

– Преподавание, церковный хор, ремонт, сочинительство – какое из этих дел самое любимое?

– Все четыре! Уроки провел, пошел в мастерскую. Потом за фортепиано, потом петь... Я отдыхаю от одного занятия на другом. Вы не думайте, я и ленивым был по молодости. Иногда и занятия пропускал. А вот с годами понял: чем больше работаю, тем лучше получается.

– Природа наградила вас щедрее, чем других…

– Это ответственность. Если далось – обязательно спросится. Сумел ли ты сделать все правильно? Жизнь сама по себе штука сложная. Но Господь всегда дает человеку вариант, куда двигаться. А человек уже выбирает. Видимо, я правильно выбирал, куда меня подталкивал Господь.

О фамилии

– Откуда такая, мелодично-звучная?

– Сам не знаю. Возможно, когда было столыпинское переселение народов, предок попал на Урал и получил свою долю земли за березняком. Ну вот предок стал на этом наделе за березняком хозяйствовать и получил такую кликуху (смеется). Это, конечно, теория только. Я отца своего мало знал. Он воевал, вернулся капитаном с двумя орденами. В сорок седьмом году родители разошлись, отец уехал в Магадан. Связь прервалась. Меня вообще бабушка воспитала. С ней дожил до совершеннолетия, поступил в музыкальное училище, пошел в армию, потом в институт…

– На концерте говорили, что вы к своим ученикам по-отцовски относитесь. Думала, у вас пример был крепкий. А способности к музыке от кого?

– Отец музыкальным был. На аккордеоне, помню, играл. А мама всю жизнь пела – народные песни и которые в кино да по радио звучали. Вот, впитал, видимо. Да и народ все время пел вокруг – мы в Украине жили. Когда к маме в село приезжал (с бабушкой жили в районном городке Радомышле), наблюдал часто: люди идут рано, в шесть утра, еще солнце поднимается, с косами и граблями, идут и поют. Вечером идут и тоже поют. А как за столом пели! Я впервые многоголосье услышал именно застольное.

О тенденциях

– Как вы думаете, «живые» музыкальные инструменты могут исчезнуть? Ведь сегодня столько компьютерных программ для работы со звуком. Можно, сидя за компьютером, записать альбом…

– Не исчезнут инструменты. Когда начали появляться электронные инструменты, об этом уже говорили. Пошла мода на ансамбли, потихоньку схлынула. Пришла другая – на мини-музыку. Мелодия состоит либо из одной ноты, либо из двух соседних. Но если в мелодии нет развития, она не создает настроение, не создает атмосферу. Она создает ритмический рисунок, который двигает ногами. Перебираю каналы иногда по телевизору – там вообще музыкой считается, простите, голая попка. Кто-то из великих музыкантов сказал, что сейчас музыка развивается вверх по лестнице, ведущей вниз. Технически вроде появляется что-то новое. На самом же деле от настоящей музыки музыка уходит далеко. Но это мода. А композиторы, которые работают с живым звуком, будут всегда.

– Количество желающих поступить в музыкальную школу уменьшается?

– Здесь интересная тенденция. До начала перестройки у нас был конкурс как в хороший университет – по 12 человек на место. Потом число учащихся начало падать, особенно когда цена стала расти. А сейчас снова берем детей по конкурсу. Рост желающих обучаться музыке огромный. И что интересно: на волне развития Казахстана увеличивается и тяга к казахским национальным инструментам. У нас в школе сейчас около половины учащихся играют на домбре, кобызе. На нем очень сложно играть, слух надо иметь идеальный. Но и сюда конкурс. Это очень яркий показатель того, как проявляется национальное самосознание.

Мария ШИЛО mari-shilo@yandex.ru 53-02-08
Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 1514
Комментариев: 1
Нравится: +7
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Виталий Зубашев
29.03.2017 в 19:12:56
Талантливый и энергичный человек, как-то даже по телефону общалисть в прошлом году - у меня внучка учится игре на балалайке у нас в Карагандинской Школе искусств.. Но вот потом как-то не получалось больше, дела, заботы, репетиции ))) А теперь его телефон почему-то не работает... В мае в Алматы будет проходить конкурс молодых талантов Жас-талант 2017, будут представлены и русские народные инструменты.Интересно - будут ли Костанайские балалаечники принимать в нём участие ?
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

 * Магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-2107, 2000 г.в., цвет белый, ГБО, автосигнализация, 900 тыс. тг. Тел. 8-775-52-45-275. 
* МАЗ-53371 с прицепом ГКБ-819, с/х, 3 млн 500 тыс. тг; АКБ-190, нов., резина 320, нов., прицеп КамАЗовский 8527, с/х, 800 тыс. тг, стрелу на К-700, и др. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-530-00-30 (WhatsApp). 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шипованную резину AMTEL 195/65 R15, 4 шт, использовалась 1 сезон, в отл. сост. Тел.: 73-10-96, 8-705-304-62-55. 
* цепи, подшипники, насос К-100/65/250, советского пр-ва, ремни ГД-6300. Тел. 8-777-283-34-02. 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65.
* бампер передний на ГАЗель, б/у; обрешетку радиатора (никел)ь, 5000 тг; бампер задний узкий на Ауди, генератор Ауди. Тел. 8-777-447-37-26.
* резину 195х65 R 15 "континенталь", 1 шт; 195х65 R 15 КАМА всесезонка, 1 шт; 205х65 R 15 ОМКА, 1 шт; 205х65 R 15 ГЕОСТАР, 1 шт. Тел. 8-777-447-37-26.
* автозапчасти на Москвич: головку блока, поршни, редуктор, гильзы, полуоси, дверь фургона ИЖ-2715. Тел. 8-777-447-37-26.
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Нива-21310: чулок заднего моста, кардан переднего моста с мягким соединением; шины шипованные с диском. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ-2108: стартер; ВАЗ-2106-01: корзина сцепл. с диском, реактивные тяги, нов., шаровые опоры. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.в.: катушка зажигания, б/у, 7000 тг. Тел.: 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ГАЗ-52: генератор после кап. ремонта; КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч ЗАЗ: стоп-сигнал, рычаг задней подвески, нов., ремкомплект (коренные шатунные); М-412: кольца М-72, диаметр 78,0 мм. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч КамАЗ: редуктор задний 49 зубьев после кап. ремонта, прокладки на головку. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч М-412: трамблер, крестовина 704902КС17, фильтр масла; эл. двигатель 12 V (улитка). Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч МАЗ, Урал: сцепл., диск фередо; Ивеко: седло тягача; К-700: редуктор ВОМ; ГАЗ-21: головка блока; УАЗ: раздатка, крышка КПП. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч МТЗ-80: рулевая колонка, пускач, паук, башмак, пальцы на косилку; ГАЗ-52: генератор; Т-40: серьга, недорого. Тел. 8-775-165-85-23. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1998 г., экскаватор Э 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ДЭК-5365, 25 тонн, Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м, ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-5852, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 

 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость