Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 23Сентябрь2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Валентина Ломакович: «Молодёжи нужны высокие идеи»

О том, почему важно, чтобы молодежь была религиозно грамотной и какие есть проблемы в деле этого просвещения, «КН» спросили доцента кафедры истории Казахстана и социально-гуманитарных дисциплин Рудненского индустриального института Валентину Ломакович.

Духовность в цене

- Валентина Александровна, основы религии изучают в школе. Есть толк? Насколько просвещенными в этом вопросе приходят абитуриенты в вуз?

- Если вы спросите студентов, что такое традиционный ислам в Казахстане, они ответят: ислам суннитского толка ханифитского мазхаба. Если спросить, какие еще существуют мазхабы в суннизме. Скажут, что есть сунниты и шииты. И все. А про другие мазхабы – тишина. Чтобы понимать, в чем суть ислама в Казахстане, надо знать и о других направлениях и мазхабах, в чем их отличие друг от друга? К сожалению, учителя, которые преподают в школе, не религиоведы. И разъяснить подобные вопросы не могут. А современная молодежь много времени проводит в социальных сетях, куда выходят и вербовщики экстремистских организаций, но они не носят повязки на голове с надписью «экстремист», поэтому распознать их не просто. Они напрашиваются в друзья, умело манипулируя высокими идеями. Педагоги и родители думают, что молодежь идеями не интересуется. Между тем, молодости всегда был свойственен романтический дух и некий бунтарский настрой. Молодые люди часто сопротивляются воспитательным мерам со стороны родителей и учителей, пытаясь доказать, что они уже взрослые и могут сами принимать решения. Те же, кто, вербуют в экстремистские группировки, хорошо понимают подростково-юношескую психологию. Поэтому делают они это с позиции высоких идей, опираясь на юношеский максимализм, ловят на идею, что братьям мусульманам плохо, их убивают «кяфиры». И молодой человек, который недавно стал мусульманином, не очень понимая, во что он верит, чувствует моральную ответственность, считая, что должен помочь братьям по вере. Девушек заманивают любовью, не той, которую показывают по телевизору после полуночи, а романтической, настоящей, где мужчина – рыцарь, защитник, а женщина – прекрасная дама. Молодым людям недостаточно, что они сыты, обуты, благополучны. Их возраст связан с психологическим кризисом личностного роста. Молодой человек оказывается один на один с вечными вопросами: «кто ты есть, где ты есть и – куда же потом?». Молодых интересуют высокие цели, например: спасти человечество. Многие не равнодушны к вопросам нравственности, веры. Молодежи и сегодня нужны высокие идеи и идеалы.

- Получается, что в обществе спрос на духовность есть, а дать ее молодым мало кто может?

- Да, мы много говорим о духовности, но что она собой представляет? Президент Казахстана Н. Назарбаев уделяет повышенное внимание национальной идее «Мәңгілік Ел», один из пунктов которой - «Светское общество и высокая духовность». Светское общество - это общество нерелигиозное. А духовность, чаще всего мы связываем с религиозностью. По крайней мере, эти понятия стоят рядом. А где же место культуре, музыке, театру и так далее? Важно верно понимать посыл главы государства и разъяснять его подрастающему поколению. Помните, в свое время школа отказалась от воспитательной функции. Мол, мы образовательное учреждение и оказываем образовательные услуги, т.е. образование превратили в услугу. А образование формирует у человека образ мира, мировоззрение. Сегодня МОН РК старается насытить школьную программу многообразными предметами, и ребенок в этом многообразии теряется. И, если родители не помогают ему учиться, сам он не в состоянии осилить сложную программу. Поэтому к подростковому возрасту некоторые юноши и девушки уже недовольны не конкретно чем-то, а вообще всем, жизнью, как таковой. Она для них становится скучной, ребенок все время чувствует, что над ним довлеет некий долг. Он должен учителю, школе, родителям... Дети находятся постоянно в состоянии стресса. Важно серьезно к этому относиться, ведь проблема сама не решится.

Помочь и утешить

- Религия высвечивает и другие проблемы...

- Понимаете, нельзя сделать всех в обществе верующими или атеистами. Это, с одной стороны, частное дело каждого человека. Но с другой - государство не может относиться к религии как к частному делу, т.к. роль религии в обществе не однозначна. В 90-х годах на постсоветское пространство пришли религии, не свойственные нашей культуре. Миссионеры от этих религий стали активно ловить в свои сети всех несведущих и колеблющихся. И пока разобрались, что к чему, много душ потеряли. А все потому, что советская власть на протяжении 70 лет игнорировала религию.

- А разве во время Великой отечественной войны Сталин, в свое время учившийся в духовной академии, не разрешил открыть храмы?

- Он понял, что советская идеология не могла стопроцентно воздействовать на человека, взывая его к стойкости, терпению, верности и преданности родине. Государство не может дойти до каждого и помочь особенно в годы бедствий, голода, войны и разрухи. В СССР рассматривали науку как панацею от всех бед. Но наука не может утешить. Утешает религия, священнослужитель. Наука же утверждает: человек смертен, человечеству угрожают глобальные катастрофы, продукты с ГМО и так далее. Человек оказывается один на один с этими проблемами, ему хочется на что-нибудь опереться. Где искать опору? Вот и идут страждущие в храмы. А молодежь не просто страждущая, а еще и деятельная. Ее только проповедь не утешит, она хочет добиться реальной справедливости. Надо объединиться и бороться – решают молодые. Официальная власть запрещает - нельзя. И тут приходят «друзья» из социальных сетей и говорят: можно. Есть место, где ты можешь себя реализовать. И не востребованный в жизни человек находит возможность для реализации своих благородных целей. Раньше помогала найти и понять себя классическая литература, подробно останавливаясь на характерах героев и их поступках. А теперь литература превратилась во фрагментированные тексты, формируя клиповое сознание у молодежи. Спрашиваю студентов на философии, в каком произведении звучит вопрос: Быть или не быть? Они не знают. Говорю: о Шекспире что-нибудь слышали? В глазах туман. Они привыкли учиться по Интернету. Там учатся и там взращивают свое мировоззрение.

Религия и быт

- Заметила, что в православные праздники, например, Крещение в храмы за святой водой приходят и мусульмане. Религии объединяются?

- Нет, конечно. Просто формы религиозности бывают разные: обрядоверие («бытовая» религиозность), полуверие («народная» религия с элементами язычества), полноверие (организованная религия), внесистемная религиозность (религия замещения). У нас более всего распространены первые две. Кроме того традиционный ислам и традиционное православие в Казахстане присутствуют уже несколько столетий. За это время они успели социализироваться, т.е. врасти в культуру народа. Поэтому служители мировых религий сегодня толерантны к элементам языческих верований, во взглядах своей паствы. Так, многие верующие полагают, что Святки это христианский праздник, также как и Масленица. А Наурыз – исламский праздник. На самом деле и Наурыз, и Святки, и Масленица – языческие праздники. В истории и Русь, и Казахстан к христианству и исламу приобщали огнем и мечом, выжигая язычество. Прошло время, язычество утратило актуальность, а христианство и ислам приспособились народным традициям.

Если говорить о Крещении, то этот праздник понимается как религиозный, лишь косвенно, а больше – как утилитарный. Люди верят, что в этот день вся вода на земле становится чудодейственной. Например, если человек болен, он думает – пойду в прорубь окунусь, авось поможет. Тем самым, снимает с себя ответственность за свое телесное и душевное здоровье, перекладывая ее на ритуал. В исламе нет проруби, но потребность в подобном действе имеется, поэтому и мусульмане прыгают в прорубь вслед за христианами. И так же запасаются «святой» водой. Когда я спрашиваю студентов, в чем религиозный смысл праздника Крещения? Они отвечают, что в этот день надо купаться в проруби, чтобы смыть все грехи. Но мало кто из них знает, что на самом деле этот праздник называется Богоявление. Иоанн Креститель еще до Иисуса крестил желающих в водах реки Иордан. Но когда в воды реки вошел Иисус, Бог явился народу в лице Троицы: бог-отец, бог-сын, бог- дух святой. Мусульмане тоже не всегда понимают, во что верят. Спрашиваешь, чем отличается суннизм от шиизма? Чем отличается в исламе один мазхаб от другого? Почему христианство, ислам и иудаизм называются авраамическими религиями? Студенты не могут дать ответ. Но ведь в таком случае их религиозность носит неосознанный характер и может быть подвергнута сомнению любым вербовщиком.

- Почему?

- Эти три религии имеют одну священную историю. Так, в энциклопедии отмечается: «авраамические религии – это общее наименование для иудаизма, христианства и ислама. Для последователей этих трех религий библейский патриарх Авраам, поверивший в единого Бога и заключивший с Ним союз (завет), является образцом верующего. Евреи и арабы возводят свое происхождение к сыновьям Авраама — соответственно, к Исааку и Измаилу. Апостол Павел называет Авраама «отцом всех верующих», оправданным Богом за веру задолго до дарования Закона. В соответствии с этим критерием, по мнению апостола Павла, Бог оправдывает и всех остальных, включая язычников, уверовавших в Иисуса Христа. В Коране Авраам (Ибрахим) является одной из главных фигур. Мусульмане почитают его как «друга Бога», пророка и первого мусульманина, т.к. он «предал себя Богу», что на арабском языке соответствует принятию ислама». Библия включает в себя Ветхий и Новый Завет. В Ветхом Завете идет речь о том, что человечество произошло от Авраама. Коран называет ветхозаветных патриархов, а также Иисуса Христа пророками. Мухаммед же называется последним пророком, «печатью пророков». Он истинный, потому что Аллах дал ему божественное откровение в виде Корана.

- Вера наших молодых граждан чаще всего сводится к обрядоверию. Так, например, Пасха – выпечка куличей и раскрашивание яиц. Знакомая мусульманка была вынуждена красить яйца для сына. Он во дворе увидел, как мальчики бьются крашенными яйцами и тоже захотел. Никакие уговоры о том, что у него и его родителей другая вера – мусульманская, не помогли. Люди в большинстве своем не сведущи о канонах религии. Как-то на занятии я рассказывала о запрещенной организации Ата Жол, или Ак Жол (псевдомусульманская секта «целителей»). Одна студентка сказала, что ездила к аруахам в Туркестан и ничего плохого с ней не произошло. Денег никто не просил, никто не обидел. Девушка, как выяснилось, ездила на святые могилы и читала Коран. Человек не видит разницы между язычеством и исламом. С одной стороны, кажется, что она не будет фанатичной. Но с другой, такие студенты как она – люди, у которых нет четкой жизненной позиции – они не понимают, во что они верят. Это и есть лакомые души, которые могут затянуть в свои сети вербовщики-экстремисты.

- Спасибо за откровенные ответы. 

Людмила КРУГЛОВА  vorona_l@mail.ru 39-25-02.
Фото  автора 
Просмотров: 791
Комментариев: 0
Нравится: +3
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* домработницы, 2 раза в неделю. Тел. 21-26-67.

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость