Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 17Октябрь2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Остановка БИЗНЕС-КОЛЛЕДЖА

Этот колледж мог бы стать элитным учебным заведением в Костанае.

Но на прошлой неделе из здания, которое он занимал, вывезены остатки имущества – мебель и книги. Уместно ли здесь латинское «quid prodest» – ищи, кому выгодно? Мы попытались понять.

Что говорят в автобусе?

Самое обычное, что можно услышать в городском автобусе – название остановки. Остановка «Бизнес-колледж» в Костанае пережила сам объект – она по-прежнему существует. Сам факт того, что остановку когда-то «учредили», говорит о популярности прототипа. В истории колледжа все было не так просто, как изображали спустя годы.

Пересечение линий

Костанайский бизнес-колледж стал первым частным учебным учреждением не только в Костанае, но и одним из первых в республике. С 1992 по 1995 годы площади арендовали, а потом колледжу передали здание бывшего детсада АО «Химволокно» (ул.Пушкина, 179). К тому времени детсад уже три года как не работал. Базовое предприятие обанкротилось и задолжало работникам – колледж сам выплатил им пособия. Во главе города был Василий Корнев, управлением образования руководил Генрих Шек. Имена на тот период «гарантийные», им доверяли.

Как было и как стало.

Здание город передал безвозмездно, затем вмешался комитет по гос­имуществу – бывший детсад перешел в оперативное управление колледжу (приказ №99 от 24 июня 1996 года). Специалисты по эзотерике утверждают, что не надо брать имущество от разорившихся лиц, от погорельцев и т.п. Верить ли этому, личное дело каждого. Но в нашем случае сюжетная линия детского сада однажды встала поперек той линии, которой придерживался колледж. А до этого была не мистическая, а высокая вера в идеальный бизнес. У всех, кто создавал колледж, кто в нем работал и учился.

Как делают деньги?

Журналисты, работавшие в 90-е годы, не дадут, как говорится, соврать: мы накопили чемоданы визитных карточек с чужеземными логотипами. Семинары в Костанае проводили американцы, немцы, англичане, канадцы и много еще кто. Меня как-то пригласили в Бизнес-колледж. Там в гостях была наша бывшая соотечественница, перебравшаяся в Израиль. С юмором и в красках она рассказывала, как в Израиле объясняют, что такое деньги, для чего они, почему их надо зарабатывать, с умом расходовать, а главное, приумножать. Это была отличная лекция, всем понятная. И таким был подход колледжа к любой теме, к любому деловому событию.

Природа притяжения

Бизнес-колледж в 90-е притягивал даже названием. Родители, только недавно ставшие частниками, считавшие себя «самоучками», хотели, чтобы их дети учились бизнесу в специальном заведении. Сюда шли и выпускники-отличники, которые хотели получить современную специальность и сделать карьеру.

Галина Тевс, собкор «КН» в Аулиекольском районе, как-то собрала вокруг себя коллег рассказом о том, как ее дочь проходит практику в банке. Отличница в школе, Надя Тевс училась в Костанайском бизнес-колледже на отделении «Банковское дело» – такую специальность в области раньше получить было невозможно. Надежда окончила колледж с красным дипломом, сегодня успешно работает в финансовой сфере. Знания, навыки, умения дал ей Бизнес-колледж – так она говорит. А ее мама Галина Тевс добавляет, что там же научили держать осанку, носить деловой костюм, легко двигаться, танцевать. Все это было интересно, ново, притягательно.

Нашлось немало собеседников, которые считают, что Костанайский бизнес-колледж мог стать элитным учебным заведением, брендом региона. Предпосылки для этого были.

Атмосфера развития

Гульмира Капенова по основной специальности преподаватель истории. Другим наукам училась, работая в Бизнес-колледже. Гульмира отлично владеет словом, интонацией, логическим построением разговора. Сейчас она депутат областного маслихата, предприниматель. В колледже отвечала за воспитательную работу.

– Мы получали информацию о бизнес-образовании из первых рук, так как сотрудничали с ЮСАИД, ЮНИСЕФ, с казахстанско-германской экономической программой GTZ. В Костанае только открылось бюро по поддержке предпринимательства –

ПРЭКО. Мы брали их знания и очень многое вкладывали в ребят. Бизнес-колледж жил в атмосфере постоянного развития.

Гульмира говорит, что уверена в каждом выпускнике колледжа, в его профессиональной состоятельности и полезности обществу.

– Обучали на платной основе, госзаказа тогда не было. Средства, которые поступали от студентов, и тратились на их развитие. Ребята выезжали на лидерские конференции в Алматы, участвовали в дебатных турнирах – колледж все оплачивал. Мы давали передовые знания. Потому что очень большие возможности были у преподавателей в повышении квалификации, самообразовании…

Гульмира Капенова вспоминает, что учащихся было не более 200 человек, это позволяло очень хорошо узнать каждого молодого человека:

– В колледже постоянно действовала выставочная площадка, на открытии всех экспозиций проходили встречи с художниками. Были музыкальные занятия с профессиональными преподавателями. То есть давали специальность и воспитывали личность.

Некоторые предметы, что были в программах Бизнес-колледжа, в Костанае не преподаются до сих пор, например, скорочтение, риторика, логика, дебаты.

– У нас был даже спецкурс «Язык телодвижений», – рассказывает Гульмира Капенова. – Я могу привести много примеров, когда ребята из школы приходили с тройками и заканчивали колледж с красными дипломами. И не потому, что натягивали оценки – мы хорошо их учили.

Дрожжи предпринимательства

Выпускники колледжа были нарасхват – если, к примеру, пройти по банкам, в каждом филиале они есть. В колледже учили менеджменту, архивному делу и делу гостиничному. По сути, это были дрожжи развития предпринимательства, на которых всходила молодая поросль. Был спецкурс по налогам – читал его профессионал. Каждый студент учился бухгалтерскому делу. Обязательными были английский и немецкий. В качестве эксперимента защита диплома проводилась на английском. В Бизнес-колледже и кормили хорошо – это была одна из фишек. Ребята в рамках обучения открывали, к примеру, пирожковые, зарабатывали деньги. Они приходили утром и не хотели уходить, когда занятия заканчивались.

Так почему об этом замечательном опыте мы рассказываем в прошедшем времени?

Неамериканский подход

Великий американец Бенджамин Франклин придумал то, что сегодня известно как долевая субсидия. Он показал, как правительство и частная инициатива могут соединять усилия. «Это и по сей день остается специфически американским подходом», – утверждает биограф Франклина. То есть в других государствах такого подхода нет? А какой есть?

В июле 2013 года высокие инстанции поставили в известность руководство колледжа о том, что здание учебного заведения планируется передать сначала в коммунальную собственность области, а затем ясли-саду в рамках программы «Болашак», взамен ничего не предложили. По этой программе изъятию подлежат те детские сады, которые используются не по целевому назначению. Но колледж, как закреплено в его Уставе, был учреждением образования.

Вместо спасибо – прощайте

Около года назад довелось разговаривать с чиновником, от которого многое зависело в этой истории. В словах его звучала неприкрытая решимость покончить с колледжем – в пользу детского сада. Он пообещал, что когда по Пушкина, 179, снова будет детский сад, мы увидим в нем нечто необыкновенно прогрессивное.

В ответ напрашивался вопрос: а где вы были раньше, уважаемый, когда советские детские сады рушили до основания в городах и селах? Какой их процент исчез с лица земли, нам сейчас уже никто не скажет. И мой собеседник информацией этой вряд ли владеет. Потому что в 90-е он еще, наверное, ходил в школу. А сейчас, с высоты своего положения, оглянуться назад не желает.

Вместо того чтобы сказать спасибо, колледжу сказали: прощайте. А если так говорят, значит, базу уже подготовили. В Бизнес-колледже со временем материальных проблем накопилось. А как их было решать, если здание оказалось под вопросом? Попытки получить его в собственность не увенчались успехом.

Какого предмета не было?

Бывшего директора колледжа Розу Сыздыкову я вообще не хотела упоминать, чтобы лишний раз не расстраивать. С ней обошлись несправедливо – при общем молчаливом согласии. Как журналист я могу сказать, что встречала только одного человека, подчеркну, из сферы заметного бизнеса, который не дал выбить почву у себя из-под ног, как бы ни старались. Силы были брошены большие, но он показал зубы и по сей день успешно работает. Насколько мне известно, у него была поддержка влиятельных людей. У Розы Сардаровны такой поддержки не оказалось, что не удивительно. Не тот уровень коммерциализации.

Я задавала резонный, как мне кажется, вопрос: вы учили бизнесу других, почему не удержали свой? В ответ мне говорили о юридических нестыковках. Но если говорить проще, то в колледже учили идеальному бизнесу, тому, как в этой среде добросовестно работать. Предмета «как отбиваться от интриг» там, увы, не было.

Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 54-20-27
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 4520
Комментариев: 1
Нравится: +13
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
FWW
10.04.2017 в 09:54:41
Частные учебные заведения - самая большая ошибка нашей системы образования.
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* котят 2 белых полупушистых, 1 сиамского полупушистого, 1 черненького. Тел.: 50-87-94, 8-777-96-96-404. 
* котят в добрые руки. Тел.: 55-56-06, 8-705-544-67-65, 8-777-580-92-60. 
* котят в хорошие руки. Тел.: 26-59-77, 8-705-762-66-91. 
* кошечку стерилиз., кота кастриров., котят подростков любящим хозяевам. Тел.: 39-69-01, 8-707-413-19-09. 

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость