Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 18Февраль2019
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
Знамя Победы: кто был первым?Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Знамя Победы: кто был первым?

Знамя Победы: кто был первым?

Наша землячка, кандидат философских наук Костанайского государственного пединститута, председатель постоянной комиссии по оргработе облсовета ветеранов Багытжан АЛЬШАНОВА провела большую исследовательскую работу по истории знамён Победы. «Именно знамён, – уточняет она. – Ведь их в начале мая 1945 года над Рейхстагом было девять...»

В памяти

– Я согласна с Василием Субботиным, выдающимся русским писателем, журналистом, фронтовиком, участником штурма Рейхстага в составе 150-й стрелковой Идрицкой дивизии, – рассказывает Багытжан Хамитовна. – В рубрике «Память сердца» издательского журнала «Родина» он написал, что, цитирую: «Ежегодно в великий и скорбный день 9 Мая, когда происходит торжественный церемониал выноса Знамени Победы на Красную Площадь, память испытывает нас на человеческую сопричастность этому священному символу, полотнище которого навеки запечатлело и долгий солдатский путь, и недолгое прикосновение солдатской руки, которая благословила его бессмертие…»

Первые флаги появились на земле более трех тысяч лет назад и могли принимать совершенно необычные, на взгляд современного человека, формы. Так, например, в армии Чингисхана флагом воинов считался конский хвост, привязанный к древку копья. А в Древнем Египте – статуэтки разнообразных богов, прикрепленные к пике и украшенные разноцветными лентами.

В отличие от флагов, знамя – штучное изделие. Его потеря считается большим позором. Во время проведения боевых действий солдатам выдавали штурмовой флаг, внешний вид которого мог совпадать с государственным или национальным флагом. Классическим примером штурмового флага может послужить легендарное Знамя Победы. Когда видишь его, испытываешь всегда особое чувство необыкновенного трепета. Святыня, которая навечно вошла в мировую историю.

Мы, потомки, должны помнить значение священной реликвии – Знамени Победы, – чья судьба связана со 151-й отдельной стрелковой бригадой, сформированной в Кустанае. Именно на ее основе была создана 150-я стрелковая дивизия. В истории Великой Отечественной войны это знамя значится как штурмовой флаг 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии, водруженный над Рейхстагом.

Признали героем

Судьбу германского парламента решали три воинские части – 674-й, 756-й и 380-й стрелковые полки 150-й и 171-й дивизий 79-го стрелкового корпуса 3-й ударной армии. Точнее – три батальона оказались перед Рейхстагом. Из них два из 150-й стрелковой дивизии (батальон майора Давыдова и батальон капитана Неустроева), а также один из 171-й дивизии (батальон старшего лейтенанта Самсонова). Именно эти подразделения вышли на решающий рубеж и ворвались в Рейхстаг 30 апреля 1945 года.

Знаменитый австрийский писатель в книге «Америго. Повесть об одной исторической ошибке» пишет: «Кто ждет от истории справедливости, тот требует от нее большего, чем она намерена дать. Она часто дарует среднему человеку славу подвига и бессмертие, отбрасывая самых лучших, храбрых и мудрых во тьму безвестности». Аналогичная ситуация произошла в истории водружения Знамени Победы. Было девять знамен по числу дивизий, а потом на два полка оказалось одно знамя.

Много лет нам твердили в школах, что первыми водрузили знамя над Рейхстагом младший сержант Мелитон Кантария и сержант Михаил Егоров, которые тоже воевали в составе 150-й стрелковой дивизии. Никто не умаляет значение подвига храбрых воинов. Но так ли это?

Фактически первыми до Кантарии и Егорова, водрузили Красное знамя над Рейхстагом лейтенант Рахимжан Кошкарбаев и рядовой Григорий Булатов. Попыткам распутать эту сложную военную историю посвящена часть дневниковых записей многих иследователей.

Еще накануне 60-летия Победы, в 2005 году, в Астану от имени начальника Института военной истории Минобороны России пришло такое официальное подтверждение: «Сотрудниками Института военной истории Министерства обороны РФ установлено, что подвиг вашего земляка лейтенанта Рахимжана Кошкарбаева имеет документальное подтверждение. Командиром 647-го стрелкового полка 150-й стрелковой ордена Кутузова II степени Идрицкой дивизии 6 мая 1945 года он был представлен к званию Героя Советского Союза. Из его наградного листа: «29 апреля 1945 года его взвод в числе первых форсировал реку Шпрее, ломая ожесточенное сопротивление. 30 апреля 1945 года ворвался в Рейхстаг и водрузил Знамя Победы». Заключения командиров 150-й стрелковой дивизии и командира 79-го стрелкового корпуса: «Достоин присвоения звания Героя Советского Союза». Однако приказом командующего войсками 3-й ударной армии Первого Белорусского фронта от 8 июня 1945 года лейтенант Кошкарбаев был награжден орденом Красного Знамени…». И лишь 7 мая 1999 года Указом Президента РК Нурсултана Назарбаева ему посмертно была присвоена высшая степень отличия – звание «Халық Каһарманы» («Народный Герой»).

Звания Героя Советского Союза были удостоены всего 11600 человек, 497 из них – казахстанцы, 97 – казахи, четверо дважды (Бигельдинов, Луганский, Беда, Павлов). Леонид Беда и Иван Павлов – наши земляки. Такого соотношения участников и героев не достигла ни одна из республик бывшего постсоветского пространства. Это дало право инициировать запрос, чтобы Знамя Победы было и у нас, в Казахстане.

Точную копию исторического знамени передали в нашу страну. Путь в Казахстан начался из московского зала Славы Центрального музея Великой Отечественной войны РФ. Передача состоялась 1 мая 2010 года в алматинском парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев. А днем раньше копия Знамени Победы была водружена на хребет Кумбель. «Восхождение далось нелегко… Посему водружение знамени, а вместе с ним флагов Казахстана выглядело настоящей победой», – вспоминают очевидцы. Все участники единодушно сошлись во мнении по переименованию хребта Кумбель в хребет Бирлик. Так как именно благодаря единству нашего народа была одержана Победа. После восхождения символическая копия Знамени Победы передана на вечное хранение в музей Боевой Славы Министерства обороны РК.

Дети победивших отцов

Одна из копий исторического стяга передана музею Боевой славы костанайской школы №4. Это связано с приоритетным значением патриотического воспитания для развития страны, духовного возрождения нации. Об этом говорил и наш Президент Нурсултан Назарбаев в Патриотическом акте «Мәңгілік Ел».

Музей Боевой славы – единственный из школьных музеев республики, работающий долгие годы по сбору материалов о 151-й отдельной стрелковой бригаде. В нем более 3500 экспонатов и более 1500 писем от ветеранов и членов их семей. Их собирали следопыты разных поколений. Это личные вещи ветеранов Великой Отечественной, военные трофеи, фотографии, земля, привезенная с мест боев, из городов-героев.

Инициатором и основателем музея в далеком 1966 году стала преподаватель истории Ада Карагодина. 7 сентября 1966 года состоялось торжественное открытие музея Боевой славы. И тогда, и сейчас школьники работают в тесном контакте с военкоматами, городским и областным архивами, Советом ветеранов. По инициативе хранителей музея и при активной поддержке и помощи активистов Совета ветеранов, 29-30 апреля 2015 года состоялся Международный форум потомков победителей, посвященный юбилейной дате – 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Горсовет ветеранов стал инициатором установления взаимосвязи со школой имени Рахимжана Кошкарбаева (п.Косшы Акмолинской области).

Исследовательская работа и сбор экспонатов продолжается более 50 лет. По сей день учителя и ученики СШ №4 поддерживают связь поколений. К примеру, с Александром Лузиным, который приходится внуком санитара санроты 151-й отдельной стрелковой бригады Петра Лузина, с сыном полка Георгием Артёменковым, проживающим в Гомеле, с военным журналистом издательской газеты «Родина» Александром Симаковым и т.д.

Школьный музей Боевой славы ведет постоянную работу по патриотическому воспитанию, создавая отряды следопытов и изучая личности героев Великой Отечественной. В итоге уже более 50 поездок и походов по местам боевой славы и городам-героям бывшего Советского Союза. Каждая поездка, встреча с ветеранами ВОВ, со слов самих ребят, дает богатый материал, массу впечатлений, а главное – вызывает большую гордость за наших дедов и прадедов. Во время одной из встреч с ветеранами глава государства Нурсултан Назарбаев отметил: «Мы – дети победивших отцов. Сегодняшнее и будущее поколения казахстанцев должны всегда помнить об этом и гордиться этим».

Фото из Центрального архива Минобороны РФ (г. Подольск) и из архива музея СШ №4 (г. Костанай)  

Николай СТАДНИЧЕНКО 23nik74@mail.ru 54-08-36
Просмотров: 2548
Комментариев: 0
Нравится: +4
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние новости
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* магазин "Авто Lider". Всегда в наличии автозапчасти на а/м Audi, Volkswagen, ВАЗ, Москвич. ул. Дощанова, 133Б (напротив АЗС "Гелиос"). Тел.: 50-70-22, 8-705-902-09-89. 
* ВАЗ-21214 (Нива), 2014 г., цвет белый, с небольшим пробегом, эксплуатировалась только по городу, без ДТП, стоит в гараже, вложений не требует, инжекторная, 2 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-705-231-02-26. 
* ВАЗ-2107, 2000 г., цвет белый, ГБО, сигнализ., хор. сост., 650 тыс. тг. Тел.: 55-32-24, 8-705-215-18-49. 
* Kia Sportage, 2014 г., полный электропакет, в отличном состоянии, один хозяин. Тел. 8-777-259-55-88. 
* Mercedes-Benz 190, 1993 г., цвет черный, фартуки серые, техосмотр пройден. Тел. 8-747-229-47-81. 
* Mercedes С190, 1991 г., цвет бордо, объем двиг. 2 л, техосмотр пройден, хор. сост., 350 тыс. тг, на ходу, двигатель требует ремонта. Тел. 8-778-595-96-80. 
* Mercedes-Benz Е200, 1992 г., салон 124, двигатель 102, 5-ступка, механика, люк, тит. литые диски. Тел.: 56-47-28, 8-777-645-17-40. 
* шины грузовые новые, пр-ва Китай: 9.00R20, 295/80R22.5, 385/65R22.5, 315/80R22.5, 11.00 R20, 235/75R17.5. Тел. 8-777-396-41-58. 
* з/ч К-700: погрузчик навесной, стрела; плуг 10-корпусный, плоскорез ПГ-3/150, водораздатчик 3 куб., насос для полива ДДН-80, рамки лущильника, 6 шт., скребки БДТ, 6 шт. Тел.: 8-705-451-91-38, 8-705-523-00-30 (WhatsApp). 
* з/ч Mitsubishi: стойки, по 4500 тг. Тел: 28-68-77, 8-777-264-74-65. 
* з/ч Audi: свечи зажигания 101905610А, 8 шт., 6400 тг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* з/ч BMW-520, 1998 г.: катушка зажигания, б/у, недорого. Тел. 8-775-365-56-97, 8-705-304-77-35. 
* з/ч ВАЗ: катализатор, б/у, 10000 тг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч ВАЗ-01,-06: мост; ВАЗ-2101: капот; ВАЗ-05, -07: трамблер, генератор, стартер, карбюраторы, камеры нов., 2 шт. Тел. 8-705-226-46-68. 
* з/ч ВАЗ-2121: боковины; Москвич АЗЛК: двери, 4 шт., капот, 1 шт., подшипники, ступицы, шаровые нижние главных и рабочих цилиндр. Тел.: 25-85-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ВАЗ: датчик бензобака, трос спидометра, трос ручника; ВАЗ-08,-09: стеклоподъемник левый; Москвич: помпа; Волга: трамблер. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч ГАЗ-53: раздатка КПП под два кардана; ЗИЛ-120: водяной насос, масляный насос, карбюратор; КамАЗ-Урал: лебедка грузовая комплект, нов. Тел. 8-777-053-29-33. 
* з/ч ГАЗель, Волга: мосты, коробка, двигатель, рессоры, карданы, двери, капот, сиденья, панель приборов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч Жигули-2114: колпаки новые, недорого. Тел.: 56-96-09, 8-777-616-42-77. 
* з/ч ЗАЗ: ремкомплекты коренные, шатунные, стоп-сигнал нов.; М-412: трамблер сов. пр-ва; кольца М-72, диагональ 78,0. Тел. 8-777-638-90-15. 
* з/ч ЗИЛ-130: палец рулевой тяги, 500 тг, переключатель света ножной, 300 тг, флянец на вал КПП, 2000 тг, диафрагма тормозная передняя, 300 тг, задняя 350 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч КамАЗ: корпус КПП после кап. ремонта, стойки с коромыслами на головку блока после капремонта, ремболт на блок, 500 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-700: толкатели рокерного вала, 2500 тг; КамАЗ: прокладки на головку, втулка на тормозной кулак, 150 тг, муфта на коленвал, 200 тг. Тел. 8-705-576-74-69. 
* з/ч К-744 (ремонтная): коробка КПП, 1 млн 500 тыс. тг; контейнер для аккумулятора, 60 тыс. тг; рукава. Тел. 8-777-344-32-48. 
* з/ч МАЗ, Урал: корзина, диск фередо; К-700: редуктор ВОМ. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* з/ч УАЗ, ГАЗ-69: блок, мосты, коробки, раздатка, карданы, рессоры, двигатель, рама, кузов. Тел.: 50-47-55, 8-777-792-29-99. 
* з/ч УАЗ: эл. лебедка; ВАЗ-01,-06: нижние рычаги усиленные, набор прокладок на двигатель, реактивные тяги; ВАЗ-02: крыло заднее. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* з/ч Volkswagen Б-3 (дизель): коленвал, интеркулер, фара правая, диск железн. на 13. Тел. 8-777-373-28-71. 
* з/ч Volkswagen Passat Б-4: стекло боковое водительское и заднее. Тел. 8-705-130-90-32. 
* з/ч Honda Saber: коробка передач (автомат), 35000 тг, бампер, 25000 тг; Toyota Hiace: амортизаторы, 8000 тг. Тел.: 39-35-39, 8-702-763-91-00. 
* з/ч Hyundai Sonata, 1997 г.: амортизаторы, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-860-85-79. 
* автобагажник решетчатый, 130х130, 5000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* автогрузовик ЗИС-585 (ретро) на ходу. Тел. 8-777-441-13-57. 
* бензопилу "ИВТ-45", нов. + масло + бензин, 18000 тг, торг. Тел. 8-705-130-90-32. 
* ГАЗ-52 (самосвал), 1992 г., прицеп Тралл, 1988 г., экскаватор ЭО 4224, 1993 г. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* ГАЗ-33073 (будка), 1993 г., Урал-4320 (бортовой), 1986 г., заправка контейнер. 2-секц. по 7,5 куб.м, 1-секц. по 15 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* газовая установка "Рязанка" на з/ч, б/у, эл. клапаны, редуктор, мультиклапан, заправочное устройство. Тел. 8-705-562-29-35. 
* дизельную эл. станцию 45 кВт передвижная, заправку контейнерную 2-секц. по 7,5 куб.м. Тел.: 55-02-66, 8-777-302-59-36. 
* КамАЗ-55102, прицеп-8551, раму прицепа-8352, цена договор. Тел. 8-777-694-62-68. 
* книги по ремонту и обслуживанию а/м легковых, грузовых, спецтехники. Тел. 8-777-30-44-777. 
* лапу СТС, 1200 тг, отопитель МТЗ, 25000 тг, щетку ЗАВ, 950 тг, седло прицепное на ЗИЛ-130, 180 тыс. тг, коробку КПП на К-700. Тел. 8-700-659-26-09. 
* масло моторное, трансмиссионное, всесезонное в канистре 10 л, 4600 тг, утеплитель на МТЗ, 10000 тг. Тел. 8-705-450-66-12. 
* набор ключей - головок, 16000 тг, 76 предметов - 47000 тг, 94 предмета - 36000 тг; полог 3,5х7 м, 19000 тг. Тел. 8-777-344-32-48 (Андрей). 
* прицеп курганский для легкового а/м, будку для пчеловода, отл. сост. Тел.: 25-86-91, 8-777-259-84-65. 
* резину R13 шипованную с дисками на ВАЗ, 7000 тг. Тел. 8-705-194-51-19. 
* резину на КПЭ-3,8 с дисками, лапы КПШ-9, лапы КПЭ-3,8, цилиндры. Тел.: 8-775-723-22-67, 8-777-508-98-21. 
* решетчатый автобагажник, 110х110, хор. сост., недорого. Тел.: 53-68-43, 8-705-130-90-32. 
* УАЗ-31512, 1988 г., после кап. ремонта, цельнометаллич., новая резина, новый аккумулятор, в отл. сост., 700 тыс. тг. Тел. 8-777-315-85-56. 
* Volkswagen Passat В-3, 1992 г., 1,8 л, моно, полный электропакет, цвет бордовый металлик, седан, 1 млн 150 тыс. тг, торг, варианты. Тел.: 8 (714-31) 5-79-05, 8-702-146-36-37. 
* фонари светодиодные на ГАЗель, 6800 тг, фонари задние со стрелкой на КамАЗ, 7500 тг, головку ГБЦ, спринтер, 75 тыс. тг, з/ч на Nissan Тел. 8-705-860-85-79. 
 * Ford Scorpio Sierra-Fiesta, бензин, дизель. Тел.: (714-31) 5-79-05, 8-771-482-33-02. 
* цепи, подшипники, ремни сов. пр-ва, насос К-100/65-250. Тел. 8-777-283-34-02. 
* цепи против скольжения при гололеде, бездорожье, на 13, 14 дюймов, заводские, отл., испытаны. Тел.: 28-96-69, 8-705-194-03-52. 
* цепи 19,25 пр-ва ООО "Альба цепь", от 1000 до 13000 тг за п/м, ремни, ленты, патрубки, рукава, 1000 тг. Тел. 8-777-344-32-48. 
* Chevrolet Cruze, 2011 г., отл. сост., 3 млн 500 тыс. тг, торг. Тел. 8-777-149-48-08. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость