Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки…»Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки…»

«Если ты выстрелишь в прошлое из пистолета, будущее выстрелит в тебя из пушки…»

С этих слов поэта Расула Гамзатова начал наш разговор директор медиа-центра КГУ им. А. Байтурсынова, профессор, кандидат филологических наук Акылбек ШАЯХМЕТ. Мы встретились накануне выезда костанайской делегации в Восточно-Казахстанскую область. Там на этой неделе установят бюст Бармак батыру.

На подмогу к своим

– Акылбек Кожаулы, вы в составе делегации. Что за поездка вам предстоит?

– Цель – почтить память Бармак батыра, рассказать о нём людям. В том числе костанайцам, ведь он погиб в ВКО, а родом из нашей области.

– Перед интервью решила почитать об этом батыре в Интернете. Информации мизер.

– Я тоже смотрел, на русском языке ее практически нет. Расскажу то, что на сегодняшний день известно. Если опираться на книгу Марата Муканова, академика, доктора наук, сына известного нашего земляка писателя Сабита Муканова, на Костанайской земле в основном жил Средний жуз. В нем было шесть основных племен – кыпчаки, аргыны, уаки, кереи, конраты и найманы. Так вот среди уаков было много прославленных батыров. Про Баян батыра писал поэт Магжан Жумабаев, о нем снимал кино Казахфильм. Знаменосец хана Аблая акын Татикара родился в 1705 году на территории нынешнего Сарыкольского района. Он воспевал подвиги Сары батыра (от его имени район называется Сарыкольским), Олжабая, Богенбая, Шакшака Жанибека, памятник которому в этом году будет установлен в Костанае.

Предки Бармак батыра, которому и посвящена наша поездка, из Карасуского района. Сам он родился в 1703 году в Северо-Казахстанской области. А покоится в Кокпектинском районе Восточно-Казахстанской. Он умер во время схватки с джунгарами. Люди говорят, и, судя по всему, это не легенда, его конь споткнулся, передняя нога попала в нору сурка, и он упал. Враги тут же его окружили. От тяжелого ранения он скончался на руках боевых товарищей.

– Жил на севере, а покоится на востоке Казахстана…

– Он был истинно общеказахским батыром, помогал и Младшему, и Старшему жузам. Это говорит о том, что Бармак продолжил славные дела своих дедов и прадедов.

У уаков были знаменитые батыры Ер Косай и Ер Кокше, им посвящен одноименный эпос, они – прямые предки Бармака.

В трилогии Ильяса Есенберлина «Кочевники» (в книге «Отчаяние») описывается война между казахами и киргизами, там речь идет как раз об уаках. Они отчаянно защищали свою родную землю. Бармак шел на помощь своим сородичам – казахам на востоке – и погиб за общее дело в борьбе против захватчиков.

– А что известно о потомках героических уаков – наших современниках?

– Приведу пример на том самом Бармаке. Его портрет у нас есть благодаря его потомкам. Они создали рисунок по описаниям очевидцев. Так в свое время художник Абылхан Кастеев создавал портрет Амангельды Иманова. Бармак батыра нарисовала Айгуль Нуршина, его родственница. А Куандык Нуршин, потомок батыра в восьмом поколении, провел настоящее исследование и написал книгу о своем предке – «Ереншi Уақ Бармақ батыр».

В ВКО будет установлена надгробная плита на могиле батыра и его бюст в райцентре. Помимо этого там пройдут научно-практическая конференция и конно-спортивные состязания. Это мероприятие республиканского масштаба, съедутся люди отовсюду. Потомки Бармак батыра сегодня живут в Костанайской, Актюбинской, Восточно-Казахстанской, Кызылординской, Алматинской областях и в Оренбургской в России. Один из прямых потомков в нашей области – прославленный уже в современном мире своим трудом Герой труда Казахстана аграрий Алмат Турсунов. Именно он организовал поездку нашей делегации. В нее приглашены ветераны, журналисты, родственники, интеллигенция. Это почетная и очень важная миссия для всех нас. О таких земляках, как Бармак, нужно узнавать подробнее и рассказывать всем.

Народная инициатива

– Действительно, очень важно, чтобы при установке памятника люди знали о человеке, в честь которого он возводится. Понимали, почему это нужно и важно делать. Тем более что сейчас в нашей области активно возводятся монументы историческим личностям.

– Костанайская земля богата известными просветителями, учеными – начиная с Шокана Уалиханова, Ыбрая Алтынсарина, жило на нашей земле и много батыров. Почему именно сейчас им так активно ставят памятники? Мы столько веков жили, не изучая толком свою историю, что теперь этот пробел активно восполняем. Стремление изучать историю своих предков, ставить им памятники – это и есть духовное обновление. Та самая программа «Рухани жаңғыру», о которой говорит наш Президент. Мы должны знать свои корни. Ведь Гамзатов прав: выстрелы в прошлое чреваты бумерангом в будущем.

– Многое в этом направлении уже сделано?

– Мы только начали вспоминать. Сделано немало – стоит памятник Кобланды батыру, скоро появится Шакшак Жанибеку, о Кейки батыре вы уже не раз писали, восстанавливается мавзолей Ыбрая Алтынсарина. Но пробелов еще много. Например, Шокан Уалиханов родился в сарыкольском ауле Кунтимес. А это место, можно сказать, предано забвению, заросла к нему народная тропа. Отец его родом из Кокшетауской области, так вот там целый мемориальный комплекс есть, усадьба, где он умер, и в Алматинской области его память увековечена. В обеих областях есть памятники Уалиханову, у нас же ни памятника, ни памятного места.

У нас родина и Беимбета Майлина, и Мухамеджана Сералина, классиков казахской литературы, первого нашего журналиста. И тоже аулы, откуда они родом, не развиваются. Школы закрыты, дорог нет. Мы должны восстанавливать эти знаковые места. Причем восстанавливать дороги, ведущие к ним, а уж потом ставить памятники. Приближается 125-летие Майлина, вот бы место, где он родился, где ступала его нога, сохранить как зеницу ока. Как Ясную Поляну Толстого, как Мелихово Чехова, если сравнивать с нашими соседями.

– Люди зачастую относятся к новости об очередном памятнике скептически. Мол, на эти деньги лучше бы Дом культуры привели в порядок.

– Я, как представитель интеллигенции, считаю, что это движение нужно понимать и поддерживать. Роль памятников огромна – они фиксируют наши исторические вехи. Деньги? Например, на памятник Кобланды батыру из бюджета не было потрачено ни тиына, это инициатива родных и земляков. Народная инициатива. Но! Я считаю, это было бы замечательной традицией – устанавливая памятник, приводить в порядок и округу возле него. Будь то дорога, школа, ДК... Исторически значимые места должны преображаться руками потомков героев, это и есть связь времён.

Давайте начнем со сказок

– Другими словами, чтобы быть достойным продолжателем рода батыров, мало поставить ему памятник?

– Конечно. Нужно быть созидателем в своем веке. Выше я говорил о Турсунове, вот вам пример – человек стал героем нашего времени. А вообще, всё, конечно, начинается с семьи. Как говорил Карл Маркс, «семья – малое государство». История страны складывается из историй семей. Поэтому важно, чтобы люди знали свои предыдущие поколения, старались им соответствовать, тогда будет развитие рода, а не вырождение. Казахи про это говорят «тек» – ген, то есть связь из поколения в поколение. Батыры и сегодня нужны, но, слава Богу, не на поле боя, а в бизнесе, общественной жизни, в народном хозяйстве…

– Герои всегда нужны обществу, иначе на кого равняться… Но эффективнее, наверное, начинать эту работу по равнению с детей.

– Мы в детстве гордились героями войны, засматривались фильмами о Великой Отечественной, из деревяшек пистолеты делали, играли в этих героев. И это были, конечно, ориентиры. А для сегодняшних детей этими ориентирами в вопросах совести, смелости, верности могли бы стать как раз батыры. Я считаю, нужно начать со сказок, мультфильмов, игрушек. Те же щиты и сабли, стилизованные под те времена, на прилавки выкладывать. Чтобы заинтересовать, чтобы хотел мальчишка быть, как Бармак батыр, тогда он своих и в 21 веке не бросит.

Памятников в этом вопросе, конечно, мало, что там говорить. Книжки бы детворе читать про наших героев, ведь столько у нас фольклорных произведений, а сколько авторов, которые не хуже Барто, Маршака и Михалкова. Только с выпуском своей детской литературы в Казахстане пока дела плохи, на прилавках ее крайне мало.

Но закончить наш разговор я хочу другим. Мой отец был советским учителем, математиком, завучем. Когда я учился в 5 классе, задал ему вопрос: «Отец, Всевышний есть или нет?» И он ответил: «Я его не видел. Никто его не видел в лицо. Но если я скажу, что его нет, а он появится, то как мне смотреть в лицо Аллаха?» А ведь он был коммунистом. Эти слова врезались в память. Сегодня, слава Богу, другое время. Честнее. И, если анализировать Коран, Библию, Евангелие, становится понятно, что у нас одно начало, одни корни, один Всевышний.

Как лингвист изучаю эту тему, так вот у казахов с русскими много общего. Вот ваше слово «брат» – у кыпчаков это «бір ата» – то есть «с одной ветви», «общие предки», «один прадед». А «брак» – это наше «біреу-ақ» – «двое вместе». Это интересно. Всё у нас общее, единое. Потому, я уверен, нельзя делиться и тем более ссориться по религиозным признакам или национальным. Уж тем более нельзя казахам соревноваться жузами. Надо помнить, какого ты рода, чтобы достойно его продолжать, но не для соревновательности, а для совести.

В этом смысле наша страна взяла верное направление – духовное, модернизация общественного сознания. Раньше больше об экономике говорили, лишь бы прокормиться, теперь и о духовности на равных с ней думаем. Это правильно, экономика и духовность – как две ноги у человека. На одной ноге далеко не уйдем. Потому давайте укреплять и вторую.

 

Фото  Константина ВИШНИЧЕНКО 
Просмотров: 7812
Нравится: +5
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран