Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 25Июнь2018
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
«Время никогда не придёт! Оно только уходит...»

Разговор о том, как уйти из журналистов в бизнесмены. Почему деньги морально нейтральны, а вопрос «кто?» важнее, чем «что?» и «где?» – рассказывает молодой костанайский предприниматель Алмас КАСЫМЖАНОВ.

– Алмас, ты был телевизионщиком, стал предпринимателем. Как это получилось?

– Телевизионщиком я был в студенчестве. На четвертом курсе начал что-то предпринимать – запустили сайт с одногруппниками, после универа торговал именными столовыми приборами. Вообще, считаю, что есть люди с предпринимательским складом характера, и его реализовать можно в любой сфере. С бизнесом его связывают только потому, что там эти характеры представлены максимально. Но даже в журналистике есть место предпринимательству – кто-то в кадре будет просто стоять, а человек, который по духу предприниматель, запишет стендап в движении, что-нибудь возьмёт в руку, сделает инверсию в предложении. И когда человек с таким темпераментом попадает в среду, где чувствует себя в рамках, то ему не очень хорошо. Примерно это было со мной.

– Сейчас ты вводишь в Костанае достаточно свежие идеи – чемпионат по спидкубингу (сбор кубика Рубика на время), сдаешь книги в аренду. И все это в отделе с развивающими игрушками.

– Спидкубинг – это возможность для ребят интересно провести день. Книги в аренду – это вообще случайно получилось. У меня была своя небольшая библиотека, и я где-то вычитал, что в каком-то магазине так делают. Выставляют полку. Хочешь – бери читай за определенную сумму на определенный срок. Подумал, что это будет для нас неплохой маркетинговой историей. И это пошло. Суммы у нас небольшие. Самая большая – 500 тенге за недельное чтение книги Уолтера Айзексона «Стив Джобс». Потому что она в магазинах стоит 5 тысяч тенге. Но всё, что мы получаем за аренду книг, тратим на новые книги. Такой бесконечный поток получается. Причем клиенты сами приносят что-то нам на полку. Приятно.

– Есть риск, что оставив 500 тенге, можно навсегда унести с собой книгу, которая стоит 3 тысячи. Вопрос совести и доверия?

– А у нас люди совестливые. Ни разу еще не было, чтобы не вернули книгу. У людей, которые читают книги, в большинстве своем с моральными качествами все в порядке.

– Для вас это только маркетинговая история?

– Не совсем. Это такой кармический маркетинг, не рекламный. У бизнеса должна быть идея. Конечно, мы за прибыль. Все наши цели и идеи находятся в прямо пропорциональной зависимости от того, сколько мы зарабатываем. Но когда ты сам по себе только «про деньги» – это немного грустно. Деньги должны быть в голове, а не в душе. Бизнес должен зарабатывать деньги – и это факт. Розничная торговля – это бизнес ежедневных маленьких улучшений. Но мир ценит тебя по тому, насколько ты сам интересный. Поэтому мы в своих 38 квадратных метрах стараемся все время что-то придумывать. У меня вечно болит голова – касса вышла из строя, складские остатки не высчитываются! Что делать? Не паниковать, а находить выход. Рынок отечественного ритейла (розничные продажи. – Прим. ред.) достаточно сегментирован. Есть маленькие, есть крупные сети. Крупные знают все. Маленькие похожи друг на друга как близнецы. Мы хотели быть чем-то третьим. Подумали, почему бы не создать такой Дом детского развития. С новыми интересными игрушками, интересными активностями. Так и получился отдел.

– Мы – это...?

– Я и моя команда. Изначально у нас была идея сделать оффлайн вариант АлиЭкспресса. Ну, смотрите, как только какой-то праздник, так наши люди начинают заказывать разные прикольные штуки на сайте АлиЭкспресс. Потому что у нас их не купишь. Чтобы можно было прийти и найти всё, что душе угодно, прямо в Костанае. Нашли вроде бы поставщика хорошего. Завод в Китае, но центр сортировки – в России. Пришел товар, куча коробок, и половина – разбитое или поврежденное. Начали разбираться – там концов-краев не найдешь. И поставщик в чем-то виноват, и логистическая компания. Помещение уже снято, мебель поставили и уже десять дней, как должны были начать торговать, а товар только такой. Решили выставить тот, что пришел в этой поставке целым. Со временем идея трансформировалась в тот самый магазин детского развития. Естественно, не без сложностей. А потом как-то закрутилось. Теперь у нас хорошие поставщики из Украины и Беларуси. Натуральное дерево. Приходят игрушки, которые приятно держать в руках.

– Но до этого у тебя был и свой небольшой бизнес – именные ложки.

– Собственно, с них всё и началось. Тоже сначала была только идея. Ложки с именами разных национальностей – это, понятное дело, сувенир. Но такой, который относится к разряжу сиюминутной покупки. Например, увидит бабушка ложку с именем одного из внуков. А внуков у нее шесть. Она остановится и найдет ложки с именами остальных пяти. Меня отговаривали. Говорили, что не зайдет нашим людям такой товар. Боялись, как я буду платить аренду. Тем более что угол я снял в ЦУМе. Но неожиданно всё пошло. Изначально я занял 300 тысяч тенге на развитие дела, уже через пару месяцев долг отдал. Просто это была новая тема для Костаная. Прикольный подарок для детей и взрослых по сравнительно недорогой цене. Были спецзаказы. Делали ложки на грузинском. Корпоративные заказы были. В новом отделе они тоже есть. Скоро премьера новых «Мстителей», хотим выпустить тематические столовые приборы с супергероями. Каждый раз нужно что-то актуальное, но чтобы оно не выбивалось из общей ассортиментной матрицы...

– Складские остатки, рынок ритейла, ассортиментная матрица... У тебя же нет специализированного образования? Только журналистское?

– Если честно, я сомневаюсь, что мне бы что-то дало даже экономическое образование. Гораздо более полезным для бизнеса может стать работа по студенчеству в «Технодоме». Ты узнаешь, как работает крупная сеть, и получаешь опыт. У меня такого опыта не было. Но у моего дяди в Аулиеколе есть магазин, который сначала был ларьком. Все детство я помогал ему. Фасовал сахар и макароны, записывал цены, грузчиком даже был, когда приходилось. Я вообще готов перестроиться, если нужно. Вещи у меня никогда не задерживаются. Купил велик – продал велик. Будет новый. Если захочу. А не захочу – так не будет. А знания.... Если они тебе остро необходимы, ты научишься. Есть Ютуб, в конце концов. Бизнес-план никакой не пишу, я же не завод строю. Я даже не умею их писать. Миллиардер Олег Тиньков говорил: «Если ты не можешь написать бизнес-план на салфетке, то идея плоха». Думаю, с моей идеей все в порядке.

– В обоих делах для тебя важнее всего была именно она?

– Я так устроен, что не могу жить без микро-стрессов. Мне всегда нужно решать какие-то задачи. Если их нет, то мне кажется, что я стою на месте. Тогда придумываю себе какую-то новую «игрушку» и занимаюсь ею. В моем деле мне нравится, что я не нахожу компромиссы с совестью. Вижу конечный результат. И он зависит только от того, сколько я буду усилий прилагать. А значит, всегда будет мыслительный процесс и необходимые микро-стрессы. Я это состояние нашел.

– Традиционный вопрос для всех активных людей: почему не уезжаешь в большой город?

– Потому что вопрос «где?» не так важен, как вопросы «кто?» и «что?» Сначала реши, с кем ты, я сейчас говорю о команде, потом – что будешь делать, а только потом решай, «где». Со мной все просто. Опять-таки диктует рынок. Бизнес рассчитан на физический объем рынка. Есть масса казахстанских и российских классных небольших сетей вроде нашего магазина. Но! У нас очень плохие дороги и очень плохая логистика между областными центрами Казахстана. Поэтому они к нам не заходят. И тут на сцене появляемся мы. Пытаемся найти свой голубой ручеек на стыке между голубым и красным океанами. Красный океан – это концепция бизнеса, развивающего идею, которая у всех на устах. А концепция голубого океана – развитие новых идей, но перспективных. Мы пока не океан, а ручеек, но стремимся к большему. У нас есть планы по расширению, но пока рано о них говорить. Потом сделаем сеть по Костанаю, а потом и по Казахстану. Сейчас у нас есть время совершать ошибки там, где это позволительно. В «Хан Шатыре» и «Керуене» будет непозволителен плохой мерчендайзинг, например. А мы эту эволюционную ошибку, к счастью, уже прошли в Костанае. Холдинги могут рождаться в регионах. Примеров масса. Самая крупная продуктовая сеть Америки Wal-Mart образовалась в Бентонвилле, штат Арканзас. «Додо пицца» началась в Сыктывкаре. Примеры есть... Мы можем стать следующим.

– А если тебе вдруг это надоест?

– Я же говорю, что я не занимаюсь тем, что мне неинтересно. Всегда готов в случае чего перестроиться. Не захотев работать на республиканском канале, я временно устроился в областную библиотеку им.Толстого. Работать же надо было, пока решу, чем буду заниматься дальше. Следил за компьютерами, книжки читал. Думал, может, учиться дальше пойти. И пришла идея бизнеса. В бизнесе нет потолка. Поэтому думаю, он вряд ли может мне надоесть. И я считаю, что, сколько ты получаешь, столько ты должен отдать. Отдать не затем, чтобы получить назад, а за тем, чтобы быть готовым и открытым ко всему новому. Чем больше отдаешь, тем больше готов к принятию. От тебя зависит, не упустишь ли ты эту возможность.

Деньги на самом деле не портят, они – морально нейтральны. Все зависит от характера их обладателей. Его тоже нужно воспитывать. Потому что время никогда не придет. Оно только уходит. И пока оно еще с тобой, нужно успеть делать то, что нравится.

Дилара АРОНОВА dilara_0208@mail.ru 39-23-00
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 2094
Комментариев: 1
Нравится: +15
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
11111
13.04.2018 в 09:43:28
Где находится этот магазин?
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* купоны "Твой дом" на "Твой шанс", 1:1. Тел. 8-705-576-74-69. 

Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость