Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Другое время: Почему современная школа становится семейным бизнесом? (2)Костанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Другое время: Почему современная школа становится семейным бизнесом? (2)

Другое время: Почему современная школа становится семейным бизнесом? (2)

  1. Главная
  2.   »  
  3. Проекты
  4.   »  
  5. Как это было

  Разговор с моим бывшим завучем о том, кто, чему и как  нас учит.
 


- Беда в том, - считает Валерий Кузьмич Кожевников, -  что иному учителю нечего сказать ученику, разве что изложить прочитанное в  учебнике. Но ребенок и сам его может прочитать, зайти, действительно,  в Интернет. Я вижу, откуда  идет эта серость, еще с вуза. Вот скажи, когда ты поступал в университет, пусть не на педагога, на журналиста, конкурс был?

- Конечно, небольшой,  правда, человека  три на место, но был.

- А  сейчас его нет вообще, прием идет по принципу «Спасибо, что пришел. Не забудь оплатить учебу». И мы хотим, чтобы у нас были сильные педагоги? Они в школе еле учатся, потом кое как тянут в вузе, затем идут преподавать. Или торговать, что чаще. Кого и чему они могут научить в школе? А ведь раньше, ты прав, должность учителя была  престижной. Их имена  знал весь город, одни и те же выдающиеся педагоги учили и отцов, и их детей. И как учили! Не одна Медведева была кладезем знаний, таких  было немало. Назову навскидку тех, кого помню наиболее ярко. Николай Егорович и Галина Александровна Емельяновы, Владимир Сергеевич Бедыч, Владимир Иванович Сунцов, Борис Дмитриевич Мелехин, Семен Григорьевич Корчагин, Елизавета Николаевна Чернецкая, Нина Яковлевна Дмитриенко, Константин Васильевич Петков, Геннадий Петрович Филиппов, Александра Ивановна Киричек, Нина Иосифовна Мариненко. Могу продолжить этот список. А могу и про этих выдающихся учителей рассказать столько...

 Ваша классная Нина Яковлевна Дмитриенко, она ведь не только удивительный педагог, были у нее и другие таланты. В Доме учителя она замечательно пела, даже вела заглавные партии в опереттах. А когда Петков начинал  урок, заслушивались даже взрослые. Это был артист,  удивительного таланта человек. Тот же Бедыч  был не просто учителем, он активно участвовал в подготовке учебников для школы. Министерство из Алма-Аты присылало ему, в Кустанай,  на рецензию  готовый учебник, он изучал его и писал рецензию.  Два года писал! После чего учебник принимали в печать. Его готовили к должности директора школы, а он ушел в педагоги, отказался от  более высокой  зарплаты. «Это не мое, я учитель». Покажите мне такого учителя сегодня. Очень хотел бы посмотреть на авторов учебников: что это за люди, почему они так косноязычны?


- Неужели совсем уж нет талантливых педагогов?

- Конечно же есть, но их не видно, да никому и не нужны их таланты. В самом деле, большая редкость в газете — интервью с умным, думающим педагогом. Почему? Да потому что никого не волнуют знания учеников и качество работы учителей. Ну, или почти никого, главное — часы, нагрузка, совмещения, чтобы  заработать более-менее приличные деньги. Правда, в последнее  время зарплата стала повыше, но появился страх. Страшно возразить, высказать свое мнение, стать неугодным. Уволить можно любого по любому поводу, было бы желание. Тут не до качества знаний, главное, чтоб на ЕНТ твои подопечные не провалились.

- Я только что прочитал в Интернете выступление акима Алматы Ахметжана Есимова по этому поводу. Он открыто говорит, что некоторые школы стали семейным бизнесом, источником неправедного дохода. Директор, взяв в свои руки власть, набирает не талантливых учителей, а угодных ему родственников, друзей. Понятно, что при таком подборе кадров учебы не будет. Будет показуха.   

- И она есть, причем повсеместно. Раз в сколько-то лет приходит проверка, школа сама пишет отчет и волшебным образом его принимают. Волшебство это хотя и не пахнет, но вполне осязаемо. Но если все школы такие  замечательные, судя по итогам этих проверок, то почему треть учеников не могут сдать ЕНТ? В школах, почти во всех, успеваемость стопроцентная. Такое может быть? Да никогда в жизни, хотя бы потому, что у детей разное физическое и умственное развитие, они никак не могут все учиться на 5.

 Педвузы не должны зарабатывать на студентах, ведь они готовят учителей, здесь закладывается будущее страны. Разве может государство ставить в равные рыночные условия  подготовку учителей и юристов?

  Мы отреклись от прошлого, но ведь советская система образования была лучшей в мире, это признавали даже враги. Когда  в 1957 году в СССР был запущен первый в мире искусственный спутник Земли, конгресс США затребовал от президента  отчета: почему русские опередили нас в космосе? Специальная комиссия изучила вопрос и сделала вывод: потому что в СССР лучше поставлено образование и наука. После чего США резко увеличили затраты на школу. Вспомните первые телемосты, которые вели Владимир Познер и Фил Донахью. Во время одного из них кто-то нелестно высказался о советской школе. Познер, которого трудно заподозрить в любви к идеалам социализма, оборвал говорящего. «Не надо! Все не так. Я учился в США, я знаю, в СССР  школа сильнее». Не дословно цитирую, но смысл такой.

- А вам не кажется, что вы идеализируете школу прошлых лет? Если все было так прекрасно в те годы, почему же столько фильмов снято, книг написано — острых, проблемных.
- Может быть и так, конечно же,  ностальгия лакирует прошлое. Просто мы были моложе, и все проблемы казались нам  мелкой чепухой. Но было, конечно, всякое. Помнишь своего одноклассника Володю Гофмана?
- Еще бы, весной с ним перезванивались. Он сейчас в Саратове, доктор химических наук,  профессор, работает над оборонной темой. А здесь, когда вдруг наступил рынок, чтобы немного  подработать, он занимался мелкой торговлей. В ущерб своей науке.
- А ведь, помню, наш замечательный Николай Егорович Емельянов, выдающийся педагог и физик, вдруг завалил вашего Гофмана тройками и даже двойками. Конфликт! Я спрашиваю Николая Егоровича, в чем дело, он что, не знает предмет? Да нет отвечает, знает, но учит не по программе, на уроках ему скучно. Глупый спор мы разрешили вполне мирно, а ведь можно было и в позу встать, довести дело  до отчисления. Кто знает, что было бы с этим способным человеком, если бы ему в школе так поломали жизнь.

 Подобные конфликты конечно же были и в то время, но не помню, чтобы в школе дело доходило до суицида, как это бывает сейчас. Это же надо допустить такое — ребенок повесился из-за неудачи на ЕНТ!

Можно много и долго говорить  про учебники, которые,  как заметил  наш Президент, не заслуживают доброго слова. Для чего каждый год издавать все новые и новые пособия? Я, к примеру, учился по учебникам старших сестер, и ничего, не стал глупее.  Можно спорить по поводу разделения школ на математические, гуманитарные и прочие, а я не вижу смысла в этой специализации.   Ну, хотя бы потому,  что общество становится   все более мобильным, и как быть детям, чьи родители переехали в другой район, город, село, а там в школе другая специализация? Углубленный математик станет измельчавшим  двоечником из-за слабого знания языка. Школа в чем-то должна быть консервативной, чтобы не шарахаться в оценках событий, а в чем-то и забегать вперед.

Но самое главное, школа по-прежнему должна учить, а не проверять, что человек выучил сам. С помощью репетитора или Интернета. И обязательно — воспитывать, или очень скоро мы горько пожалеем, что пустили это все на самотек. А вообще, я скажу, сколько существует школа, столько  и спорят о ее назначении. Была бы польза,  в первую очередь, детям. Если же все новации затевают ради того, чтобы выслужиться перед начальством, то грош цена этим новаторам.  В свое время Сталин написал фундаментальную работу «Вопросы языкознания».

- Не читал, но помню из истории это название, что-то про язык и марксизм. А Юз Алешковский, поэт и бард,  даже съязвил по этому поводу: «Товарищ Сталин, вы большой ученый. В языкознанье знаете вы толк. А я простой советский заключенный. И мой товарищ серый брянский волк» (песня «Письмо Сталину»).

- Я не сталинист, избави боже. Но вот пришел  ему на смену Никита Сергеевич Хрущев, и двинул в массы другой девиз: «Как слышится, так и пишется». И целые институты стали доказывать, что слово «заяц» можно писать так: «заец»! И прочие «мудрые вещи» на эту тему писали тогда в газетах и журналах.

Мне кажется, мы свернули на путь, указанный Никитой Сергеевичем. Хотя вот недавно прочитал у вас в газете: «Школы есть, нужны теперь учителя». Правильно пишете, нужны. Еще как нужны. Где взять?

Как обычно, выкладываю очередную порцию фотографий из того, другого времени. Все они сделаны в 1964 году в ходе субботника на строительстве десятой школы в нашем городе. На снимках наш и параллельные классы, а также наша классная руководительница Нина Яковлевна Дмитриенко.

Окончание. Начало опубликовано 26 августа.


  И для разнообразия — еще два фото тех лет. На одном изображена улица Советская, ныне Байтурсынова. На том месте, где сейчас стоит ему памятник, виден бюст одного из Героев — Леонида Беды или Ивана Павлова. Второй снимок сделан тоже в центре города, но где именно, сказать точно не могу и сам. Похоже, это старое здание гастронома, на месте которого построен современный почтамт. Тогда слева должен был быть центральный универмаг (пассаж братьев Яушевых, ныне — Дом дружбы).
Владимир МОТОРИКО motoriko_v@mail.ru 54-18-35
Просмотров: 3902
Нравится: +5
Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ
Остальные объявления
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран