Речь идет об импортных шоколадных конфетах с орехами. Много жалоб было примерно год назад. Совпадение или закономерность?
— Это не черви. Это гусеницы. Появляются на свет несколько раз в год, — говорит Татьяна Мариненко, заведующая энтомологическим музеем, старший преподаватель кафедры биологии и химии КГУ. — В нашем регионе один из периодов выхода и жизни насекомого приходится как раз на осень.
В прошлый раз Татьяна Мариненко помогла нам идентифицировать подобную живность. Ее авторитетное заключение — конфеты были почиканы личинками южной амбарной огневки. В народе — пищевая моль.
— Личинки огневки повреждают самые разнообразные запасы продовольствия в хранилищах, пищевых предприятиях, магазинах и жилых домах, — поясняет Татьяна Геннадьевна. – Предпочитают зерно, муку, крупы, орехи, шоколад. Бабочка откладывает на продукты яйца, из которых вскоре выходят личинки. И для них не составляет проблемы пробраться под обертку конфеты. Живут гусеницы от месяца до полутора, потом окукливаются, дальше — очередная бабочка.
То есть популярная среди покупателей версия — личинки в конфеты занесли с орехами — несостоятельна. Сладости «заразились» уже при хранении. А это может быть склад производителя, поставщика, магазин. В том, что в торговых точках есть пищевая моль, корреспондент «КН» убедился лично. По сигналу одного из читателей делали контрольную закупку. Из горсти конфет, насыпанных на весы продавцом, вспорхнула моль. Дел уже натворить успела: несколько конфет были «заражены» гусеницами.
В прошлом году разобраться с продавцами было сложно, потому что действовал мораторий на проверки бизнеса.
— Сейчас специалисты наших подразделений имеют право выйти на проверку по жалобе, — говорит руководитель Департамента по защите прав потребителей Костанайской области Владимир Нечитайло. — Но обращение должно быть конкретным — с чеком, подтверждающим факт покупки. Да, случаи, связанные с пищевой молью, были. Но давно.
Неудивительно, ведь государство уже донельзя ослабило контроль за бизнесом.