Экспертный совет: как помочь встать на путь исправления?

«Государство не отворачивается от человека, нарушившего закон, а помогает ему встать на путь исправления», – так Касым-Жомарт ТОКАЕВ высказался о грядущей амнистии к 30-летию принятия Конституции РК. Обсуждаем тему с экспертами «КН».

«Возможность начать новую жизнь»

Сергей ЖАЛЫБИН, член Совета сенаторов РК, доктор юридических наук:

– Любая амнистия является оправданной мерой, так как позволяет снизить затраты на содержание заключенных, освободить площади под возможное использование в других целях, продемонстрировать гуманизм государства, но самое главное – дать возможность оступившимся людям начать новую жизнь. И здесь встает не менее главный вопрос о методах по недопущению амнистированными лицами повторных правонарушений. Для этого в стране существует так называемый институт пробации, который призван оказывать вышедшим на свободу помощь в документировании, трудоустройстве или обучении определенной профессии, в обеспечении жильем и в иных жизненных ситуациях. Эта же служба осуществляет контроль за поведением амнистированного или условно осужденного, а также принимает иные меры к исключению со стороны подопечных рецидивных проявлений. Кстати, заслуживает интереса предложение Президента о внедрении такой новации, как «кредиты на сокращение сроков заключения». То есть в случае, если отбывающий наказание своим поведением демонстрирует исправление, еще находясь в местах лишения свободы, то ему автоматически будет снижаться срок. Но это в будущем. Подождем.

«Нужны внимание и контроль»

Тахир БЕРДИМБЕТОВ, адвокат Коллегии адвокатов г. Астаны, кандидат экономических наук:

– Вековечная тема. Если проанализировать мировой опыт, то в каждой стране слабых, оступившихся людей в местах заключения много больше, чем злостных негодяев. Кто-то попал в зону по молодости лет или из-за пробелов в воспитании. Они очень нуждаются после возвращения на свободу в повышенном внимании и гуманном отношении. Обществу надо преодолеть стереотипы, и не только по должности помогать бывшему зэка. На первое время человеку нужны элементарные вещи: что-то поесть и где-то переночевать. Чаще всего эта нагрузка ложится на родственников, хотят они того или нет. Но и у государства должны быть реабилитационные объекты – для одиноких, больных и т.п. Ни в коем случае это не исключает контроль соответствующих органов и трудоустройство.

«Ключ – в первых шагах и окружении»

Нурсултан МУХАМБЕТСАПОВ, участковый инспектор УПП «Заводской», г. Костанай:

– Главная задача – не потерять амнистированного в самом начале. Это критический период. Первоочередная наша задача – помощь в оформлении документов, обеспечение легальной занятости. Пусть это будут рабочие специальности – важно, чтобы у человека не оставалось времени и почвы для «дурных мыслей». Здесь мы взаимодействуем со службой пробации, центрами занятости и соцзащиты. Второй ключевой фактор – поддержка семьи. Если родственники встречают человека с пониманием и готовы помочь ему встать на ноги – это огромный плюс. Практика показывает, что результат во многом зависит от изначальной социальной среды человека. Те, кто вырос в относительно благополучной среде, но оступился впервые, а амнистия чаще касается именно таких, обычно искренне стараются измениться при поддержке. Гораздо сложнее с теми, для кого нарушение закона было нормой в их привычной среде – у них кардинально изменены жизненные ориентиры, и шансы на успешную ресоциализацию, к сожалению, ниже.

Подготовили Людмила ФЕФЕЛОВА и Фарид ДАНДЫБАЕВ