1 января закончился мораторий на проверки малого и среднего бизнеса. Но это не значит, что все возвращается на круги своя.
Н апомним, мораторий на проверки малого и среднего бизнеса был объявлен 2 апреля прошлого года. Не в первый раз. Но последний запрет оказался самым жестким. Потому что были запрещены не только плановые проверки, но и проверки по жалобам. Костанайцы убедились, что даже в случае ЧП проверить бизнес оказалось не так-то просто.
Подробнее о том, что было и чего ждать в новом году, корреспонденту «КН» рассказал Владимир Нечитайло, исполняющий обязанности руководителя Департамента по защите прав потребителей по Костанайской области.
— За время моратория в нашем регионе были случаи массовых отравлений. Несколько — среди детей. Это нормальная статистика?
— Нет. Это из ряда вон. Четыре случая групповых отравлений. Одно в кафе, два в школах, в детском лагере. Такого у нас не случалось 10 лет.
— Возможно, дело в моратории? Ведь кормили пострадавших почти во всех случаях предприниматели.
— Я бы не стал связывать случившееся с отсутствием проверок. Это была бы огульная претензия. Так что, возможно, это и совпадение.
— То есть вы считаете, что можно продолжать практиковать моратории типа прошлогоднего?
— Нет. Считаю, что наши предприниматели еще не доросли, по крайней мере, многие, до того чтобы соблюдать все требования без контроля. Отсутствие проверок их расслабляет.
— Что изменилось с 1 января?
— Предыдущий мораторий на проверки малого и среднего бизнеса закончился. Но с 1 января так и нельзя будет осуществлять плановые проверки МСБ. Однако, согласно Указу Президента, допускается проверять малый и средний бизнес в случае жалоб потребителей, по заявлениям самих предпринимателей, при каких-то особых поручениях, данных нам сверху. А вот по субъектам государственной собственности — другой расклад. В этом случае допускаются и плановые проверки.
— И как вы к этому относитесь?
— Однозначный ответ дать не могу. Нужно время, чтобы делать выводы. Но, думаю, этот вариант работы бизнеса и государства в плане контроля предпринимательской работы, может оказаться вполне жизнеспособным, устраивающим в том числе потребителя.
— Больше года назад было объявлено о создании в Казахстане службы по защите прав потребителей. На базе вашей. Работы по реорганизации уже закончены? С жалобами на продавцов дорогостоящей бытовой техники и электроники можно к вам идти?
— Нет. В феврале наша служба стала самостоятельным Агентством по защите прав потребителей. Начался процесс по становлению работы на новые рельсы. Но осенью снова случились изменения. Теперь наша служба — Комитет в составе Министерства национальной экономики. Понятно, что потребовалось вносить дополнительные коррективы. Закончили вот только вопрос по штату. Что касается функций, то пока мы продолжаем выполнять исключительно ту же работу, что и раньше: санитарно-эпидемиологический контроль. Чтобы мы начали помогать потребителю в плане других моментов, нужно внести изменения в Закон «О защите прав потребителей». Работа идет. Но я не в курсе, как скоро закончится этот процесс.