В Казахстане будет введен свод правил по безопасности автодорог.
От рекомендации к обязанности
Документ разработан в АО «КаздорНИИ» и утвержден республиканским Комитетом автомобильных дорог. Он впервые закрепляет процедуры оценки безопасности дорог на этапах проектирования и реконструкции. Очень важно, что в этом своде правил определены понятия «Детальный анализ ДТП» и «Инспекция безопасности дорог», что создает основу для системного улучшения дорожной ситуации. На первом этапе правила будут носить рекомендательный характер, но в перспективе станут обязательными.
В Департаменте стандартизации КаздорНИИ пояснили, что в нашем отечественном законодательстве отсутствуют понятия аудита и инспекции безопасности автодорог. Нет структуры, которая скоординировано отвечала бы за это. Новый документ регламентирует проведение анализа аварийности и безопасности аттестованными специалистами.
Есть хороший опыт
Проблема безопасности дорог крайне актуальна для Казахстана: за 2024 год зафиксировано свыше 2700 ДТП, более двух тысяч погибших и более 30 тысяч раненых. Международные организации выражают обеспокоенность ситуацией, а Европейский банк реконструкции и развития, участвующий в создании ТРАСЕКА (Транспортный коридор Европа-Кавказ-Азия, который проходит и через Казахстан), привлек экспертов iRAP для разработки плана улучшений.
Так что сейчас казахстанские специалисты планируют изучить международный опыт таких стран, как США, Швеция и Япония, чтобы создать концепцию безопасности дорог, распределяющую ответственность между госорганами и профильными структурами. Дело в том, что аудит безопасности дорог в развитых странах проводится на стадии проектирования, что позволяет предотвратить ошибки и снизить травматизм. А инспекции на уже построенных участках помогают устранить опасные условия.
Неудивительно, что принятые в нашей стране меры вызвали интерес у проектировщиков и балансодержателей дорог. И уже планируется проведение первых аудитов и мониторинга аварийности. Правда, от Костанайской области запросов на проведение независимых инспекций и анализа ДТП пока не было.
В местном филиале АО «НК «КазАвтоЖол» заметили, что для определения участков дорог с повышенной аварийностью сейчас используется такой показатель, как концентрация ДТП на 1 км дороги за определенный период времени. Независимая оценка состояния дорог по международной методике, по мнению специалистов, даст возможность и аварийность снизить, и в целом позитивно скажется на дорожной безопасности.