В этом году исполняется 140 лет Мыржакыпу ДУЛАТОВУ. О значении общественной, политической и литературной деятельности нашего великого земляка беседуем c заведующим кафедрой социально-гуманитарных дисциплин КРУ имени А. Байтұрсынұлы кандидатом исторических наук Серикжаном ИСМАИЛОВЫМ.
Первая когорта
– Серикжан Сагиндыкович, имя Мыржакыпа Дулатова в контексте казахстанской истории неразрывно связано с именами Ахмета Байтурсынова и Алихана Букейханова. Можно ли говорить о том, что, будучи старшими товарищами Дулатова, Байтурсынов и Букейханов повлияли на его творческое и политическое становление?
– Если говорить о раннем детстве и юности, то в той среде, в том семейном окружении, в котором рос юный Мыржакып, краеугольным камнем в системе ценностей являлось убеждение в необходимости образования. Несмотря на то что Дулатов рано остался без родителей, ему удалось окончить сначала аульную школу, а затем – русско-казахское училище, в котором казахский язык и литературу преподавал Ахмет Байтурсынов.
Байтурсынов, Букейханов, Дулатов.
Иными словами, Дулатов, как и Елдес Омаров, Мырзагазы Есполов и другие деятели Алаш-Орды, – выходец из первой когорты казахской интеллигенции, воспитанной на базе педагогической системы, которую выстроил Ибрай Алтынсарин. То было время стремлений. Многие молодые люди по окончании местных учебных заведений поступали в вузы Санкт-Петербурга и Москвы. Причем в их числе были как дети состоятельных родителей, например, Сейдалины, Алдияровы, так и отпрыски простых семей. Все мы знаем о Мухамеджане Карабаеве, первом дипломированном специалисте в области медицины среди казахов.
Благотворное влияние
– Из числа выдающихся деятелей движения «Алаш» Дулатов более всего тяготел к литературному труду, будучи талантливым писателем, поэтом и драматургом. Тот факт, что казахский язык и литературу в училище преподавал Ахмет Байтурсынов, вероятно, послужило стартом творческих исканий Мыржакыпа…
– Несомненно, знакомство, сначала с Байтурсыновым, а после в Каркаралинске и с Букейхановым, расширило мировоззрение Дулатова. Среда общения, как известно, определяет все. Связав свою судьбу с политически образованными старшими товарищами, Мыржакып стал очень быстро расти интеллектуально и духовно. Он ведь был очень молодым человеком в тот момент даже по современным меркам. Знакомство с известным этнографом, журналистом и политиком Алиханом Букейхановым произошло, когда Дулатову исполнилось 19 лет.
Нельзя оставить без внимания и то, что в роду у Мыржакыпа были творческие люди, и его литературный талант проявился еще в годы учебы. В 22 года он открыл собственный журнал «Серке» в Санкт-Петербурге, где опубликовал поэтическое обращение к казахской молодежи – «Жастарға». В этом произведении Дулатов призвал молодежь стать у руля прогрессивных политических движений. Видимо, стихотворение имело большую агитационную силу – журнал был закрыт властями на этапе подготовки второго номера.
Первый казахский роман
– А ведь эти стихи и статьи были лишь началом большого пути…
– Вершина творчества Мыржакыпа Дулатова – его поэтический сборник «Оян, қазақ!» (Проснись, казах!) и роман «Бақытсыз Жамал» («Несчастная Жамал»). Первый тираж поэтического сборника, увидевшего свет в Уфе в 1909 году, царские власти изъяли и уничтожили. В своих стихах Дулатов шел против официальной политики тех лет. Он призывал молодежь учиться, получать образование, читать и иметь собственное мнение о внутриполитической ситуации в стране. Помимо этого, книга призывала и к борьбе за свои права. Только два года спустя книгу удалось напечатать снова. Стихи из нее получили широкую известность.
«Бақытсыз Жамал» по праву считается первым казахским романом. Это повествование о судьбе закабаленной степной женщины, у которой нет ни права голоса, ни воли распоряжаться собственной судьбой. Это был протест против вековых традиций, призыв к освобождению женщины от бытового рабства в отсталом феодальном обществе. Понятно, что после выхода этого романа Дулатов нажил себе немало врагов не только среди чиновников, но и в аристократической среде.
Это уникальное произведение во многих отношениях. Мыржакып Дулатов написал его очень молодым – в 26 лет. Но когда читаешь роман, не оставляет ощущение, что он создан умудренным опытом, повидавшим жизнь зрелым человеком. В советское время об этой книге официально не говорили, первым казахским романом считалась книга Спандияра Кубеева «Қалың мал» («Калым»), написанная в 1913 году, на четыре года позже, чем «Бақытсыз Жамал». Только после реабилитации Дулатова справедливость была восстановлена.
Возвращённая память
– Параллельно с литературным творчеством Мыржакып Дулатов продолжал заниматься журналистикой и публицистикой…
– С моей точки зрения, изначально формирование личности Дулатова, как автора политических материалов, как журналиста-общественника, шло под влиянием его старших товарищей – Ахмета Байтурсынова и Алихана Букейханова – со времен событий вокруг подписания Каркаралинской петиции 1905 года. Статья «Закон от 3 июня и казахи», в которой автор раскритиковал лишение казахов и других азиатских народов права представлять себя в Думе, показывает нам Дулатова как уже зрелого мыслителя и общественного деятеля. В 1911 году Мыржакып попадает под наблюдение царской охранки. Не заставили ждать себя и аресты.
Хрестоматия для чтения на казахском языке Дулатова, 1914 год.
– Неизбежным было и то, что Дулатов разделил судьбу своих соратников по движению «Алаш».
– Более того, он погиб среди лидеров движения одним из первых, в Соловецком лагере в 1935 году. Байтурсынов и Букейханов были расстреляны в 1937-м.
В советское время имена деятелей «Алаш» были вычеркнуты из официальной историографии. Но в остальном мире их деятельность была оценена по достоинству. Так, в Турции и других среднеазиатских странах книгу «Оян, қазақ!» восприняли не только как призыв к казахам, а как обращение ко всем тюркским народам. В первой половине XX века многие народы Азии находились в незавидном положении, часто в политической зависимости от других государств. Поэтому труды Дулатова, Букейханова и Байтурсынова глубоко изучаются сегодня и в Турции, и в остальных среднеазиатских республиках.
Следует отдать должное дочери Мыржакыпа Дулатова Гульнар. Благодаря ее деятельности после перестройки Дулатов, Байтурсынов, Букейханов и другие деятели «АлашОрды» были реабилитированы в 1988-89 гг.
Фото HISTORY.KZ