В Казахстане больше не регулируют цены на бензин и дизельное топливо по решению министерства энергетики.
Для развития отрасли
Это событие произошло 1 февраля 2025 года. А реализовать новую тарифную политику правительству поручил Президент Казахстана КасымЖомарт Токаев: «Практически во всех странах СНГ тарифы и цены на электроэнергию, газ и нефтепродукты выше, чем в Казахстане – это приводит к перекосу и дисбалансу в нашей экономике».
В минэнергетики отмену предельных цен на нефтепродукты объяснили низкими ценами на внутреннем рынке, которые тормозят не только развитие отрасли, не позволяя привлечь инвестиции, но и ведут к проблеме контрабанды. И хотя теперь стоимость топлива формируется исключительно внутренним спросом и предложением, сказал глава минэнергетики, в нашей стране предпосылок для резкого повышения цен на бензин и дизельное топливо нет.
Между прочим, еще накануне отмены госрегулирования цен на ГСМ у главы минэнерго спросили: а можно ли было рассмотреть вариант, при котором цены на топливо для иностранцев повысились бы, а для казахстанцев остались прежними? В ответ: «Мы повышаем цену не ради сопредельных государств. Есть целый ряд причин, о которых говорилось уже множество раз – организация инфраструктуры, создание благоприятных условий для добычи нефти в Казахстане, обеспечение внутреннего рынка нефтью, создание рабочих мест и развитие новых нефтеперерабатывающих производств». По словам министра, все это требует справедливого возврата инвестиций. А в приоритете – обеспечение внутреннего рынка собственными нефтепродуктами.
Без рывков
Понятно, что отмена предельных ценников, это возможный рост стоимости не сегодня так завтра. Но минэнерго обещало, что повышение не будет шоковым. Мол, в случае чего предусмотрены меры для стабилизации ситуации.
О чем шла речь? В первую очередь говорилось о поддержке уязвимых категорий населения. Для них предусмотрена социальная помощь. Плюс льготные условия для аграриев. Стоимость топлива для сельхозтоваропроизводителей привязана к рыночным ценам на автозаправочных станциях, но с постоянным дисконтом.
И, конечно же, необходимо усиление контроля за рынком. Это позволяет обеспечить стабильные поставки нефтепродуктов, предотвратить нелегальный экспорт и пресечь возможные махинации в этой сфере.
С момента создания новой модели ценообразования ГСМ прошло чуть более четырех месяцев. И пока этот рынок живет без резких рывков. Например, недавно остановился на месяц на плановые техработы Павлодарский нефтехимический завод (ПНХЗ). И у многих возникла мысль: а вдруг из-за этого снизятся поставки бензина на внутренний рынок, а значит, резко пойдет вверх его цена? Но нет. По крайней мере цены в пляс не пустились. Накануне техработ было сказано, что завод заготовит большой запас топлива – почти 50 тысяч тонн бензина, 25 тысяч тонн дизельного топлива и 7 тысяч тонн авиакеросина. К тому же Атырауский и Шымкентский НПЗ продолжат работать, подстраховывая рынок.
Если говорить о нашей области, то самые крупные компании, которые поставляют ГСМ костанайцам, считают, что нет повода для беспокойства из-за месячной остановки ПНХЗ. В том числе и потому, что очень большой объем бензина поставляет нам Атырауский НПЗ. А этот завод за пять месяцев 2025 года значительно увеличил выход светлых нефтепродуктов. В частности, тут перевыполнен план производства, и дизтоплива, и автомобильных бензинов всех марок. В частности, существенно выросло производство высокооктанового бензина АИ-95 – 140,8 тыс. тонн, что на 16% превышает план.