30 июня закончился прием заявок на Президентскую литературную премию. Награда — четыре миллиона тенге.
Не знаю, если честно
Конкурс среди молодых авторов проводится в третий раз в четырех номинациях «Детская литература», «Проза», «Драматургия» и «Поэзия». Победители получат весомое вознаграждение – 4 100 000 тенге. Если первые три номинации, судя по переполненным полкам книжных магазинов, востребованы в обществе, то как обстоят дела с поэзией?
Поэзия – всё ещё в моде или это прошлый век? Существуют ли сегодня поэты в полном смысле слова? Актуальны ли стихи или они трансформировались, растворившись в других сферах? Эти вопросы заинтересовали меня, как любителя поэзии и автора стихов. Чтобы разобраться, я начал с опроса прохожих. Вот их мнения:
«Поэзия… Должна быть популярна, но сейчас она, скажем так, невостребованна, забыта. Нужно её поднимать, чтобы сохранялись понятия и ценности…»
«Поэзия актуальна всегда, она ведь… вечная. Этого нам всем сейчас не хватает». Некоторые отвечали растерянно: «Не знаю, если честно».
Интернет-опрос показал целую палитру мнений: от «…поэзия показывает не только красоту мира, но и обличает недостатки общества, говорит о насущных проблемах…» до «…довольно мало людей читают поэзию. По сравнению с книгами, которые тоже не на пике популярности, у них всё равно больше читателей». Однако большинство сходится в одном: поэзия – это всегда не про разум, а про чувства.
Взгляд изнутри: Костанайские реалии
Что думают о роли поэзии в современном мире сами поэты? Я взял интервью у известной костанайской поэтессы Татьяны Щербининой (Ковальская). По её мнению, развитие поэзии всегда держится на харизматичных энтузиастах. В Костанае таким лидером был Владимир Растёгин, возглавлявший региональное объединение литераторов «Ковчег». В годы его активности существовала целая сеть дочерних объединений: «Крылья», «Заречье», рудненский «Меридиан». После ухода Растёгина из жизни в 2017 году движение пошло на спад. Какое-то время Татьяна сама курировала молодёжное крыло «Крылья», но, к сожалению, в дальнейшем деятельность значительно сократилась. Сегодняшнюю ситуацию, по словам поэтессы, не сравнить с расцветом движения 10-15 лет назад.
Причина этого, как ни парадоксально для непосвящённых, кроется в сложной структуре и законах поэзии. Для развития движения нужен инструментарий навыков и высокие требования, снижение которых ведёт к закономерным изменениям. Глобально же, считает Щербинина, поэзия сдаёт позиции из-за огромного спектра способов самовыражения в искусстве. Творческий рынок перенасыщен более материальными формами, чем работа со Словом. Сама Татьяна находится в поиске: она создала музыкальную группу, превращая стихи в песенные тексты. Так её поэзия обрела вторую жизнь.
Новые обличья
Когда чаще пишут стихи? Около 70% поэтов начинают в подростковом возрасте – период сильных эмоций и переживаний. Вторая волна приходит ближе к 30 годам. Она меньше по числу, но компенсируется осознанным подходом и более философским, жизненным содержанием стихов.
Современные поэты – не статусные мыслители прошлого, а чаще разносторонние люди, зарабатывающие на жизнь иной профессией. Они пишут «в стол» или публикуются, оставаясь для окружающих преподавателями, банкирами, официантами, журналистами, водителями. Назовите всемирно известного современного поэта? В 2021 году молодую англоязычную поэтессу Аманду Горман узнал весь мир после её выступления на инаугурации президента США Джо Байдена со стихотворением «The Hill We Climb» («Холм, на который мы поднимаемся»). Её сборники стали бестселлерами, а сама она – частой гостьей на телевидении.
Но такие случаи – редкость. «Чистая» поэзия уступает в популярности смежной профессии – авторству песен. Ведь песня – это и есть стихи под музыку. А музыка сегодня востребована как никогда. Охват слушателей через интернет, радио и ТВ близок к 100%.
Неудивительно, что многие авторы стихов экспериментируют с музыкой. Борис Гребенщиков, Земфира, Нойз МС – поэты, ставшие известными музыкантами. Альбомы рэпера Кендрика Ламара изучают в западных университетах как образец «урбанистической поэзии». Российский рэп-исполнитель Мирон Фёдоров (Оксимирон), выпускник Оксфорда по специальности «Средневековая английская литература», выводит русскую поэзию на новый уровень. Легендарный 75-летний Боб Дилан в 2016 году был удостоен Нобелевской премии по литературе за тексты своих песен, став первым музыкантом-лауреатом. (Его «Оскар» за лучшую песню к фильму – лишь подтверждение его таланта).
Вечные строки в цифровую эпоху
Получается, с поэзией в наше время всё в порядке? Даже лучше, чем в прошлые времена? Она меняется, отвечая запросам новых поколений – через музыку, кино, другие творческие сферы. Подобное происходило с театром: с появлением кино предрекали его исчезновение, но этого не случилось. Театр, может, и не так популярен, как в начале ХХ века, но свою преданную аудиторию имеет всегда.
…Также и поэзия. Ее «чистая» форма, требующая тишины и сосредоточенности, теряет массовость, уступая более зрелищным видам искусства. И все же ее влияние неоспоримо, а вклад в мировую культуру через музыку поистине неоценим. Стихи, передающие общечеловеческие ценности, затрагивающие струны души, – вечны. Они находят новые пути к сердцу читателя и слушателя – через песни, рэп, строки в соцсетях или тихие размышления над книгой, – доказывая, что Поэзия не умирает, а эволюционирует.
Но вот вопрос, который остается открытым: а многие ли из нас сегодня, в век цифрового шума и бесконечного потока информации, настроены? Настроены ли струны нашей души на эту тонкую вибрацию? Способны ли мы, подобно камертону, отозваться на чистый звук слова, вырванного из привычного ритма ленты или мелодии? Общество задает поэзии новые формы, но готово ли оно, в своей повседневной спешке, остановиться и услышать? Услышать не только в песне на стадионе, но и в тишине строки, живущие вне ритма бита? Что с нашей поэзией? Возможно, ответ кроется не столько в количестве изданных сборников или премиях, сколько в этой тихой, личной готовности души – быть настроенной.
Святослав РЕДЬКИН