Мне повезло. С Днем защитника Отечества меня поздравляют дважды – 23 февраля по старой памяти и 7 мая. Как, наверное, и многих. Хорошо, что такая традиция не вызывает особой полемики в обществе. Один праздник – хорошо, два – лучше.
Если в обыденной жизни выпячивать свои таланты и умения неприлично, то армия – это совершенно другое дело. Говорят, она, как и любой другой социнститут, – маленькая модель общества. Так, да не совсем так. В армии, в отличие от школы или вуза, чисто мужское сообщество, в котором твоя
роль простого солдата заранее предопределена.
Но вернемся к талантам. Важнейшее правило выживания в армии – с первых дней продемонстрировать свои знания, умения и навыки. Почти как в эпизоде фильма про Шурика: «Кто на кирпичный завод? – Я!». Разбираешься в компьютерах, на «ты» с двигателем автомобиля, знаешь языки, подкован
в науках, быстро бегаешь, играешь на домбре – сообщай об этом всем подряд.
Как бы ни был развит в мужском коллективе культ физической силы, любое проявление интеллекта не даст утонуть, вытащит на поверхность. Это мой универсальный совет всем, кому предстоит служить. И на вопрос, как вести себя в армии, я всегда отвечаю: будь компетентным. Компетенции
решают все.
До армии я был домашним ребенком, книжным червем, маменькиным сынком. У меня не было разряда по самбо, я не крошил кирпич голыми руками, не обладал стальным характером. Многие вообще думали, что мне шестнадцать, и меня забрали служить по ошибке.
Деды, заходившие поучать «духов» в карантинную роту, говорили: «Старайтесь попасть на блатную должность: завклубом, библиотекарем, в столовую, на продуктовый склад». Дело было на Байконуре: сорок пять градусов жары летом. Тридцать градусов мороза зимой. Люди всех национальностей, за исключением Прибалтики. Тридцать процентов личного состава – ранее судимые. Статьи «легкие»: хулиганка, браконьерство, мелкие хищения.
И понеслось! У кого хороший почерк? Кто умеет рисовать? Кто владеет чертежным пером? Сослуживцы, которые уже знали о моих умениях, сами выталкивали меня вперед. Стенгазеты, боевые листки, журналы поверок, приема дежурства по роте, доклады для замполита на политинформации –
тут-то таланты и пригодились. А помимо всего этого – письма, открытки и стихи девушкам для однополчан, дембельские альбомы и блокноты… Соответственно, блат везде: в столовой, в медсанчасти, в штабе и т.д.
После смены руководства части – потеря теплого места ротного писаря. Нанялся нормировщиком – ставил восьмерки в трудовых табелях. Еще через полгода устроился копировщиком в производственно-технический отдел управления начальника строительных работ. В нормировщики меня порекомендовал уходивший на дембель сержант Цатинян, в ПТО – младший сержант Астафьев. Параллельно помогал как секретарь комсоргу части аварцу Гитинамагомедову. Вот она, дружба народов на практике, а не на бумаге.
«Крутись, крутись, крутись!» – написал царь Соломон в своей «Книге Экклезиаста». Как будто про армию. Крутись, и вернешься домой повзрослевшим и здоровым.