Если бы не Владимир Божко, в прошлом генерал-лейтенант КНБ РК, а ныне председатель Мажилиса парламента, то вряд ли бы широкая публика узнала о существовании этого небольшого (30 работников) товарищества под названием «Казахский арматурно-изоляторный завод» в Рудном.
Предприятие не поражает громадьем цеховых пролетов, но, оказывается, оно единственное в Казахстане, которое выпускает стеклянные изоляторы для электрических сетей всего спектра высокого напряжения. Сначала рудничане выступали в скромной роли дилера Южно-Уральского арматурно-изоляторного завода (старейшее предприятие этой отрасли времен СССР), а последние пять лет наш завод - важнейшее технологическое звено в российско-прибалтийском холдинге.
Все налоги «Казахский АИЗ» платит в бюджет нашей страны, и люди на предприятии исключительно наши. Преимущественно женщины: говорят, работа со стеклом требует особой чуткости. Владимир Божко повел активный диалог с замдиректора завода по технологии Татьяной Рыбалко. Изоляторы – это то, что мы с вами видим на линиях электропередач. Те, что висят гирляндами на мега-ваттных ЛЭП, несут каждый до семи тонн провода. Песок для литья стекла добывается в г.Ульяновске, арматуру делают на Орско-Халиловском металлкомбинате, штампуют изоляторы на Урале. Рудничанам отведена ювелирная часть работы – сборка.
Изоляторы из Рудного идут потребителям Казахстана, России, Азербайджана. Просматриваются поставки на рынки Вьетнама и Пакистана. Потребность РК в таких изоляторах – миллион штук в год. В прошлом году «Казахский АИЗ» выдал чуть больше полмиллиона штук. В общем, есть, куда расти.
***
А мажилисмены Иван Клименко и Серик Кусаинов встретились с жителями Аулиекольского района.
Цель своего визита объяснили так: «Хотим узнать реальную ситуацию на местах из первых уст, а не из интернета». Поэтому депутат больше слушали, а народ - говорил.
Самыми активными были аулиекольские аграрии. Падение цен на зерно, отсутствие рынка сбыта парализовало деятельность предприятий. Проблематичной стала даже возможность своевременной выдачи зарплаты. Да, государство подключилось к решению этой проблемы. Объявлен закуп зерна АО «НК «Продкорпорация» по 42 тысячи тенге за тонну. Но есть проблема с вагонами, да и в зачете после всех проведенных операций со сдачей получается, что цена зерна выходит по 39 тысяч за тонну.
Если привязать эту цену к доллару, то это намного дешевле, чем было до девальвации. А ведь абсолютно все цены по-прежнему, от гвоздя до комбайна, отталкиваются от курса тенге к этой валюте, уточнил директор ТОО «Черниговское», депутат раймаслихата Имран Гучигов. В итоге в производство вложены миллиарды, а отдача от вложений - миллионы.
Какова же должна быть закупочная цена, чтобы стабилизировать ситуацию в аграрном секторе, поинтересовались депутаты? Прозвучала цифра 50 тысяч тенге за тонну. Депутаты обещали довести услышанное до министерства сельского хозяйства.
Анатолий ЕРМОЛОВИЧ, Галина ТЕВС