Историй было прислано очень много, все, к сожалению, не опубликовать.
Выбирали самые интересные (по герою), оригинально написанные (по стилю). Авторы рассказов «Бабушка Стеша», «Нина, которая не видела звезды» и «Настойчивая Алина», опубликованных в газете «Костанайские новости» от 5.03.2020, получат в награду за рассказ кружку с логотипом «КН». Можете оставить себе на память или подарить герою рассказа. Главный приз — подписка на любимую газету. Он ждет в редакции Артема Удовицкого, автора рассказа о бабушке Стеше. Рассказы победителей идут ниже первыми. А также на сайте мы публикуем фрагменты самых интересных историй (по герою и по стилю изложения), присланных на конкурс. Спасибо всем, кто участвовал! К сожалению, в газете невозможно уместить рассказы обо всех героинях. Но каждая из них достойна читательского внимания. С праздником, дорогие женщины!
Бабушка Стеша (Артем Удовицкий, Костанай-Челябинск)
Ей 96 лет. Она часто болеет, еле ходит и плохо слышит. Сил спуститься с 4 этажа уже нет. Но она любит играть с правнуками, рассказывать им сказки. А вот истории из своей жизни рассказывает нечасто. Нелегкими были ее детсво и молодость. Вспоминая о них, баба Стеша плачет...
Родилась она в Каменке – маленькой деревушке на берегу реки Уй. Отца своего баба Стеша не помнит. Ей было полмесяца, когда он заболел тифом, через 9 дней умер. Назвали её родители Устиньей. Дня рождения бабушка своего не знала. Придумала: посмотрела по святцам, когда день святого Степана и решила, что будет у неё день рождения 12 августа. Ведь назвали ее, скорее всего, в честь именин святого. В школу Стеша пошла поздно, в 12 лет. Не во что было одеться. Мама работала свинаркой в колхозе. Придёт она с ночной смены, маленькая Стеша скорее обувает мамины галоши и пальто - и в школу. А школа была в пяти километрах от дома. Так вот и училась: есть в чём на улицу выйти – идёт в школу, нет – сидит дома. В 16 лет закончила четыре класса, надо было идти в колхоз работать: отца нет, у матери астма. Надо помогать.
...В 1943-м направили ее в трудовую армию. Там хотя бы одели, давали деньги. -А кроме денег нас ещё кормили: давали 600 грамм хлеба один раз в день на обед.- рассказывает баба Стеша. - Мы в обед поедим суп из мёрзлой капусты и омлет какой-то. А 600 грамм хлеба оставляли на вечер и на утро по кусочку. Ели хлеб, запивая горячей водой. Чаю-то не было. О сахаре и конфетах мы только мечтали. Вот так и выжили. А ещё работали из последних сил, чтобы в тылу помочь Красной Армии фашистов победить.
...Повезли нас в трудармию от нашей деревни до Кустаная на машине, - продолжает вспоминать баба Стеша, - Привезли на железнодорожный вокзал, оттуда в Челябинск. Отправили работать на ТЭЦ. Она давала электричество всему Челябинску, станкам, .на которых вытачивали снаряды, плавился металл для танков и другого оружия. Без электричества не был бы Челябинск Танкоградом.
...Работала я на разгрузке угля. Рельсы подходили почти прямо к печи. По рельсам привозили вагоны с углём. А я с другими девчатами лопатой ссыпала с вагонов этот уголь на ленту транспортёра. По транспортёру уголь шёл прямо в печь. И вот однажды от такой ежедневной работы закружилась у меня голова. Я потеряла сознание и упала на этот транспортёр. А там охранники были, которые стояли через каждые 20 метров. Один из них подбежал ко мне, схватил меня за ноги и стащил с транспортёра. Если бы не он, то меня бы в печку затолкало по транспортёру. Не было бы тогда сейчас ни твоей бабули, ни мамы твоей, ни тебя. До сих пор благодарна я тому охраннику. Жаль только, имени его не знаю.
...Из Челябинска домой пешком шли. В 1945 году сказали нам, что война закончилась. Два года ведь дома не были! Так нам домой хотелось! И не подумали, что там только прямиком 250 километров. Две недели добирались пешком. Я пришла домой, ноги у меня вот такие распухшие были. Еле дошла. Помню, дошли до Белояровки, а там до нашей Каменки 3 километра оставалось. Так эти 3 километра мы с подругой целый день шли...
У бабушки украинский говор и доброе сердце. «Ты, унучик, учись хорошо. Без знаний нынче никак нельзя. Я трошки выучилась, дак тады у нас жись друга совсим була. Ноне бачу ж компютеры усякие – знания нужны будут. Я стара совсим. Своё вже отжила. Умом усё помню. Тильки сил уже ходить немае. Жись у нас така тяжёла була, что тоби лучше усего и не знать. Хай у тэбэ усё хорошо будэ. Мы выжыли, страну отстоялы и отстроилы. Дитэй вырастылы. Вон и до правнуков дожила. Вырастэшь, не ленись – работай хорошо, и усё у тэбэ будэ. Сейчас жись хорошая, жить можно. Жить да радоваться», - вспоминаю я бабушкин голос.
Нина, которая не видела звезды (Анатолий Сизоненко, Костанай)
Зрение она потеряла в детстве. Но не замкнулась в себе, не сдалась. Трудилась наравне со всеми, работала над собой и искала свой путь к звездам, которых не видела.
«Я многого не добьюсь, сидя на одном месте»,- рассуждала Нина Георгиевна Сизоненко. Тогда, в 6 лет, ее никто не звал по отчеству. Просто Нина. В тридцатых годах девушка попала в Троицк, в школу для незрячих. Закончила ее, закончила курсы баянистов, научилась играть на гитаре. Музыку она всегда любила. Но тут пришлось баян и гитару отложить — началась война. Девушка жила в Верхнеуральске. Как незрячая, имела право остаться в стороне от общенародной битвы, никто не осудил бы. Но Нина идет на трудовой фронт, в прозиводственный цех артели инвалидов. Здесь шили тёплую одежду для фронтовиков, трудились швеи, прядильщицы. Холодно, рабочий деньдлился 12-15 часов. Работали без выходных. Наскоро перекусывали: жидкий пустой суп, картофель, которые ели с кожурой. Но никто не жаловался. Нина выходила на работу наравне со всеми: даже если осенью убирали урожай, копали картофель, выбирали клубник из сырой земли руками, на ощупь...
В 40-е годы уже в Кустанае обучала она чтению по Брайлю лишённых зрения рабочих. Музыке не изменяла: участвовала в городских и республиканских смотрах самодеятельности, ездила с концертами по селам и областным центрам Казахстана. Нины на все хватало: была передовиком, внештатным корреспондентом республиканского журнала «Новая жизнь». Обожала слушать радио, музыкальные програмы. И пела. Всегда пела. Ей, неутомимой труженице, полной энергии, повезло: встретила она спутника своей жизни, незрячего Петра, мастера на все руки и тоже музыканта. Жили душа в душу, вырастили двух отзывчивых и чутких дочерей. Нина Григорьевна прожила долгую жизнь – 87 лет. И это – благодаря её жизнеутверждающей позициии. «Всё от человека, его стремлений, - любила говорить она. – Человек скорее создаёт, нежели встречает свою судьбу».
Настойчивая Алина (Динара Утешова, Карабалык)
Эта девочка с детства изучает казахский язык и мечтает работать учителем. Пока же удивляет окружающих и побеждает в олимпиадах. Карабалыкчанка Алина Грозных учится в средней школе имени М.Сералина с первого класса. Она отличница, староста класса и Президент школы. А еще занимается танцами, вокалом. Алина — пример для многих. Казахский язык она мечтала учить с детства. Папа у нее русский, мама казашка. Но мама сама язык знала на бытовом уровне. Дочку хотели отдать в школу с русским языком обучения. Уговаривали. А она плакала и просилась в казахскую школу - с детства воспитывалась в казахской семье, возможно, поэтому любовь к языку была впитана с молоком матери. Но первые годы учебы были сложными. Мама со школьной программой ничем помочь не могла. Девочке пришлось рассчитывать на свои силы, с первого класса она делала домашнее задание самостоятельно. Алина хорошо знает казахские обычаи и традиции — это от мамы, от родственников по ее линии. А вот обладание языком — заслуга школы. Алина мечтает тоже стать учителем и продолжить дело своих педагогов.
Волчицы (Шадиар Сейдахметова, Тобыл)
Мой рассках о трех великих женщинах с интересными судьбами. Первая из них - моя бабушка, Сейдахметова Рысжан Әже. Ей девяносто два года. С самого рождения ей выпала тяжкая доля. Мать умерла в родах, отец ушёл на войну, когда ей было двенадцать лет. Бабушка осталась совсем одна. Работала наравне со всеми. Вышла замуж, пришла в дом, в котором были лишь старый потрёпанный ковёр. Бабушка родила девять детей, один из них умер ещё в младенчестве. Затем потеряла мужа. Ей одной нужно было воспитывать и защищать своих детей, свою семью - подобно суровой волчице. Все дети встали на ноги, но Әже похоронила троих детей, в том числе и моего отца. С каждым днём бабушка слабеет на глазах, но воля к жизни у неё ещё не иссякла. Стоит ей взяться за любимое дело - шитьё, она становится сильнее и здоровее. Будто швейная машинка - источник её силы. Я вижусь с ней не так часто как следовало бы. Она нежная - кожа на руках тонка настолько, что сквозь неё видны вены - и тёплая, напоенная материнской любовью. Знаю, что сын её «волчицей» называл. Верно говорил, что прокормить и защитить своих детей и семью одной не каждой дано, не каждая справится. Говорят, у неё был суровый и жёсткий характер, это видно. Но сейчас от старости и слабости, она стала чувствительной - готова пустить слезу... Дай только повод. В глубине её глаз, там, за покровом пелены, я вижу отца...
Абельдинова Шолпан Әже - моя вторая бабушка. Әже была настоящей казахской женщиной, глубоко чтила и соблюдала традиции своего народа, и была одной из немногих кто их возрождал в Костанае. Бабушка была одним из основателей мечети в городе Тобыл, в начале 2000-х годов ездила в священный город всех мусульман - Мекку. Помню как-то мама сказала, что такой как Әже нету. «И не будет» - подумала про себя я. В её жилах текла кровь кыпчаков. Кровь стойких и непреклонных воинов. Подобно ей самой...
Третья женщина — моя мама. Гульнар Сейдахметова - высококвалифицированный врач, хороший друг, заботливая сестра, тётя, жена и любящая мать. Мама вышла замуж за хорошего, умного мужчину. У них родились двое детей. Муж умер рано, от рака, она сама поднимала двоих маленьких детей. Подобно волчице заботилась и защищала своих детей, не ожидая помощи, не роняя слезинки и не опускаясь. «Встал и пошел!» - главная ее фраза...
О лучшей подруге замолвлю я слово (Сара Насырова)
Нас свела работа в 1976-м. Она взрослая, деловая, уверенная в себе (еще бы, у нее уже был опыт работы в качестве начальника экономического отдела крупного хозяйства в Курганской области). Эдакая роскошная дива: элегантная, эрудированная, с густой челкой-каре и невероятным обаянием. Женщина с шармом. И я – новенький, без единой пылинки, «зеленый» выпускник экономического факультета Алматинского нархоза. Молоденькая, неопытная, цыпленок, постоянно спрашивающий советов у старших товарищей. Старшим товарищем была, конечно, она, моя подруга, коллега, друг с большой буквы - Джумагулова Мапура Каршаловна.
Она ворвалась как светлый лучик, как свежий ветер в устоявшиеся размеренные будни моей жизни и колледжа (тогда Урицкий совхоз-техникум). Единственный практик с пятилетним опытом работы за плечами, она заинтересовала учащихся практическими задачами, проблемными ситуациями, экскурсиями на производство. Ее выпускники сейчас работают в финансово-экономической сфере Казахстана. Считайте, что все финансовые учреждения Сарыколя (налоговая, казначейство, банк и др.) держатся на наших выпускниках.
Мапура была комсоргом, парторгом, замом по воспитательской работе, заведующей отделением, методистом филиала Костанайского социально-технического университета, членом аттестационной комиссии по колледжам. Образцовый педагог. На лаврах не почивала. Новые времена требовали новых профессиональных качеств от учителя. Она одной из первых проходит компьютерные курсы, многочисленные курсы повышения квалификации в Казахстане, России, получает второе образование (юридическое – заочное), специализируется на активных методах обучения.
Творческая личность. Написать эссе, очерк, частушки, разработать сценарий, написать стихотворение, переделать песню, победить в конкурсе на приз районной газеты – все это для нее интересно и выполнимо. Ее грамотами, благодарностями, сертификатами можно обклеить все четыре стены ее спальни. И я очень горда тем, что ее имя как заслуженного работника занесено в республиканскую энциклопедию «Лучшие люди Казахстана»...
Уважаемая редакция! Замолвите за неё слово. Ведь она этого достойна, правда?
Стойкая мама (Орынтай Урынтаева, Костанай)
Я пенсионерка, мне 79 лет. Решила написать о своей маме Нурсипат-Боз. Для меня она была и остается уникальной жениной. Столько горя выпало на ее долю в жизни, но она не сдалась, не опустила руки...
Тридцатые годы, голод. Люди умирают на ходу, прямо на улице. Есть нечего, работы нет. Народ ехал в Магнитогорск: там был завод, можно было что-то заработать и прокормить детей. Поехали в Россию и моя мама с мужем, с двумя дочерьми. Отец устроился на завод, мама возила воду для рабочих завода, бочками, на тележке. Было тяжело: русского языка мама не знала. Но она всегда умела трудиться: записалась на курсы-ликбез, выучила язык. А еще мама была очень честной, порядочной. Жилось тяжело и бедно, но даже нужда не могла заставить ее взять чужое. Однажда везла воду, на дороег увидела два баула с фуфайками. По тем временам они ценились на вес золота. Но мама и не подумала взять их себе. Сдала начальству. Ей вручили благодарность, дали отпуск. Это одно из немногих светлых ее воспоминаний той поры. Черным крылом накрыла беда семью: сначала умерли обе дочки, от дизентерии. Затем, в войну, похоронила она одного за другим 12 детей... Не помня себя от горя, шла она с кладбища после последних похорон. И тут подошла к ней женшина. Сказала: не плачь, дочка, будет у тебя ребенок. Чудом на свет появилась я, выжила одна из всех. И всегда восхищалась моей мамой, которая познала такое горе, но нашла в себе силы и мужество жить дальше, работать, растить меня.
Почтальонка (Марина Потемкина)
...Я помню ее грустные глаза и маленькие теплые руки, пахнущие молоком. Моя бабушка Надя, так называла я ее в детстве. Только сейчас, став взрослой, я задумалась о том, сколько выпало на долю этой хрупкой женщины. Она действительно была маленькая и хрупкая, при росте всего 150 см, бабушка Надя обладала какой- то внутренней силой и рядом с ней я всегда чувствовала себя защищенной.
Надежда Борисовна Морозова (Пономарева) родилась в далеком 1924 году, в Костанайской области в простой семье крестьянина. Отучилась в школе всего 3 класса, потому что просто не в чем было ходить в школу, одна пара обуви на троих детей в семье. В 11 лет пошла работать в колхоз на поля вместе с родителями. Ей было 17 лет когда началась война. Отец ушел на фронт. Надя с матерью, сестрой и младшим братом остались в родном селе Шуваловка. Девушке доверили очень ответственную работу, она стала почтальоном. Сначала на старенькой лошадке, а потом, когда не стало лошади, пешком, Надя доставляла почту и письма адресатам. И каждый раз, отдавая письмо, с замиранием сердца, надеялась, что сегодня в дом доставила радость. Шли года. Закончилась война. Настало мирное время. Надежда мечтала закончить школу и стать учителем. Но судьба распорядилась иначе. Надя долгое время работала на ферме дояркой, а потом оператором в пункте приема молока, имеет почетные награды и звание «Ветеран труда».
А мечты Надежда воплотила в трех своих замечательных дочерях, которые впоследствии стали педагогами. Так маленькая Надежда, дала начало большой жизни. А мне, ее внучке, досталось очень много любви, тепла и доброты!