Прописка на даче. Обязанности без прав?

Когда дело касается детей, вопрос необходимо решать с учетом их интересов. Но что делать, когда закон не дает выхода? Несовершеннолетние жители дач «Текстильщик» в Костанае оказались в непростой ситуации.

 

Что имеем?

В садовом товариществе «Текстильщик» сегодня живет 300 семей. По словам и.о. пред­седателя Каирбека Мурзагалие­ва (на снимке), в их числе около 80 детей дошкольного и школь­ного возраста. В счет идут и че­тыре многодетные семьи, что вынуждены жить в дачных до­миках, пусть и утепленных, об­устроенных для круглогодич­ного проживания. До недавнего времени их было пять. В конце 2021-го в выделенную государ­ством квартиру переехала се­мья с восемью детьми.

Одной из ключевых проблем жизни в «Текстильщике» люди называют перебои с электриче­ством. В весенне-осенний пе­риод эта проблема обостряется. Потому что еще не время отклю­чать обогреватели, но уже воз­никает необходимость включать насосы. В итоге люди, приходя с работы вечером, часто сталки­ваются с отсутствием света или низким напряжением.

Просьба

В сентябре жители садово­го товарищества обратились в акимат Костаная с просьбой помочь с покупкой и установ­кой дополнительного транс­форматора. Мощности имею­щегося на 300 проживающих здесь семей не хватает. К слову, их с каждым годом становится все больше. В 2021-м зимовать осталось шесть новых семей.

В ответ на просьбу акимат посоветовал собрать деньги на трансформатор самостоятель­но, за счет целевых сборов чле­нов садового товарищества. Ру­ководитель отдела ЖКХ акима­та Костаная Нуралы Есергепов в разговоре с корреспондентом «КН» пояснил, что трансформа­тор, что есть в «Текстильщике», принадлежит самим дачникам. То есть является частной собст­венностью. Выделять из бюдже­та деньги на его ремонт, замену или покупку еще одного транс­форматора невозможно имен­но по этой причине. В пример привел опыт многоэтажных до­мов, жители которых обязаны содержать коммуникации в ис­правном состоянии за свой счет.

Однако жители «Текстиль­щика» настаивают, что подоб­ный опыт есть в Нур-Султане, где за счет бюджета решали проблемы дачников. Информа­цию в Сети найти не удалось. Мы связались с акиматом сто­лицы, а после и с директором КГП на ПХВ «Городская недви­жимость» Александром Рачко­вым. Специалист пояснил, что практики такой в столице нет. Более того, по его словам нель­зя выделять бюджетные деньги на установку трансформаторов или прокладку линий электро­передач на территории садо­вых товариществ (дач). Это бу­дет нецелевое использование средств. «Подсудное дело», – сказал Рачков.

В лицах

Каждая третья семья зимни­ков – это несколько поколений. Кажимухан Жанажигитов ку­пил участок в «Текстильщике» в 2012 году. Сегодня здесь он живет с супругой, сыном и уже взрослым внуком.

– Я переехал в Костанай из Карабалыкского района, устро­ился на работу, но снимать жи­лье в городе невыгодно, – рас­сказал Кажимухан. – Десять лет назад купил здесь дачу и устро­ился.

Таких историй десятки в бук­вальном смысле. В «Текстиль­щике» есть одинокие старики, семьи, воспитывающие инва­лидов. Одним словом, все соци­альные категории. Впрочем, как и во многих других садовых об­ществах вблизи Костаная.

Отдельная категория – школьники. Сейчас многие классы на карантине, а значит, ребенок должен учить уроки дома. Это дополнительное бес­покойство и затраты на элек­троэнергию.


Старый трансформатор установили еще до того, как дачи стали местом жительства, и теперь каждый год он становится предметом споров между зимниками и летниками.

Дочке Алены Урзиковой по­везло: она ходит в третий класс и эту четверть пока проводит в стенах школы. Хотя вечерами вместе с родителями допозд­на приходится делать дома не только уроки, но и те задания, что выдают учителя по так на­зываемым дистанционным дисциплинам. Без стабильного электроснабжения никуда.

Где взять деньги?

На вопрос о том, почему жи­тели «Текстильщика» не собе­рут деньги на новый трансфор­матор сами, они качают голо­вой. Алена рассказала, что три года назад такая попытка была. Посчитали расходы, развесили объявление на территории дач. Но деньги сдали лишь 15 семей. Тогда цена вопроса была – 25 тысяч тенге с каждого домо­строения.

Сегодня, если стоимость трансформатора и его установ­ки делить на 300 семей, уже около 56 тысяч тенге. Прав­да стоит признать, что прежде люди хотели, чтобы в покупку дорогого оборудования вло­жились все владельцы дачных участков, которых всего 2000, 400 бесхозных. Те, кто бывает здесь лишь в теплое время года, естественно, отказались.

– Если мы сами купим транс­форматор, то в дополнение к этой сумме нужны деньги на то, чтобы проложить новые линии к домикам, – поделилась Алена. – Мы в 2015 году потратили на это больше ста тысяч тенге: ку­пили четыре столба, провод, за­платили за работу. Для нас это было очень дорого, учитывая, что муж тогда получал всего 45 тысяч тенге. Пришлось брать кредит.

Другие зимники согласно ки­вают головами. В этой попытке собрать деньги самостоятель­но есть и другая проблема: не все исправно платят за электроэнергию. 12 семей сегодня отре­заны от света за долги, которые добегают до 40 тысяч тенге. В среднем семья наматывает в хо­лода по 15 тысяч тенге ежеме­сячно. Пришедшие на встречу с «КН» женщины рассказали, что иногда им приходится вно­сить плату наперед, чтобы всем зимникам не отрезали свет за неуплату.

Попытка №

Но если бы трансформатор для садового товарищества ку­пил бюджет, то деньги на про­кладку новых линий электро­передач по территории дач они нашли. Каирбек Мурзагалиев говорит, что все документы на оборудование готовы. После отказа, полученного от акима­та Костаная, дачники отпра­вили на прием к заместителю акима области Гауезу Нурму­хамбетову своего председате­ля. «Попытаться надо», – уве­рены люди. Ведь сегодня во­прос стоит не о нескольких де­сятках, а о нескольких сотнях семей. По самым скромным подсчетам – это около тысячи человек.

ПРИЗНАТЬ ОШИБКОЙ…

«КН» описывает проблемы дачных зимников не первый раз и не первый год. Право регистрироваться казахстанцам на тер­ритории садовых товариществ было явно ошибкой, отмечают эксперты. Ведь теперь людям уезжать попросту некуда. И пусть по закону они должны жить здесь лишь в дачный сезон, не выгонишь же семьи с детьми на улицу зимой. У многих кре­диты, которые они брали, чтобы приспособить для зимовки и это жилье.
С другой стороны, люди, получив регистрацию на территории областного центра, начинают требовать от акиматов дорог, газа, централизованного водоснабжения и т.д. И это тоже не­правильно. Хотя в каком-то смысле их «но нам же разрешили здесь прописаться» можно считать аргументом. Председате­ли садовых товариществ по всей стране говорят о том, что систему работы нужно реформировать. Потому что нынеш­нее законодательство не позволяет разрешить возникшие споры.

И еще. Если разрешение прописываться на дачах и, правда, было ошибочным, то пора бы законодателям начинать работу над ошибками. Учитывая все человеческие факторы.

НА СТАДИИ ОБСУЖДЕНИЯ

Вопрос по внесению изменений в правила регистрации по ме­сту жительства законодатели поднимали еще в начале 2021 года. Однако пока эта тема лишь на стадии обсуждения. В Ма­жилисе подтвердили, что никаких законопроектов, касающих­ся этого вопроса, в работе депутатов нет. Глава миграционной полиции Костанайской области Кайрат Дутпаев отметил, что пока регистрацию можно оформить во всех объектах, где есть приставка «жилой». Даже если помещение предназначено для временного проживания.