Письмо из прошлого

На Украине сейчас тяжёлый военный конфликт. Всем ли он до конца понятен? Для героя этого материала военные действия, в которых он принимал участие, были ясными.




Вторая мировая война для всего мира. Для нас же она была Великой, Отечественной и Священной. Это продолжение темы в рамках нашей акции «Перекличка Памяти». Почитайте о безвестном герое: он не получил награды при жизни.

Вильнюс

Мы публикуем материал, ко­торый был напечатан в 1985 году в газете «Совхозный рабо­чий». Вот его начало:
«История эта началась с пись­ма в редакцию из далекого го­рода Вильнюса, – пишет автор Р. Ахметзянов. (Лично меня удивил адрес: прибалтийские страны оценивают Вторую мировую войну, как правило, не­гативно по отношению к солда­там-освободителям. – Прим. автора, ревизиониста старых газетных материалов).

Павел Фролов, руководитель музея боевой славы средней школы №37 литовского горо­да, сообщал в нем: «Вот уже четверть века следопыты на­шей школы собирают материал о фронтовиках, награжденных высшим орденом – орденом Ле­нина. Собрано разных сведе­ний почти о четырех тысячах награжденных. По различным причинам 77 человек не знают о том, что они удостоены этой награды. Некоторые из них ею награждены посмертно, и в су­матохе войны их родным не су­мели сообщить о награждении близких высоким орденом.

Посмертно был награжден и Михаил Андреевич Васильчен­ко (на снимке) – уроженец села Урицкое Кустанайской области. Родился Михаил в 1917 году. Из шестерых детей в семье он был самым младшим».

Неполученная награда

Михаил ушел в армию в 1939 году. Первый батальон, в кото­ром воевал Васильченко, был первым не только по номеру, но и по боевым делам. Именно этот батальон должен был пер­вым форсировать Днепр в сен­тябре 1943 года. Но сразу все переправиться не могли – сна­чала на берегу, занятом врагом, высадился отряд под командо­ванием старшего лейтенанта Васильченко.

Начались бои за расширение плацдарма. Особенно упорны­ми они были за высоту 243,2. Она была выгодна тем, что с нее противник мог контролировать обширное пространство. 21 ок­тября 1943 года батальон участ­вовал в разведке боем. Бой был упорным. Все же слабое место в обороне противника было най­дено. Его нашла группа старше­го лейтенанта. Сам политрук Михаил Васильченко погиб в этом бою.

Указом Президиума Верхов­ного Совета от 3 июня 1944 года, старшего лейтенанта Ва­сильченко Михаила Андрееви­ча наградили орденом Ленина (посмертно). Заканчивая пись­мо, Павел Матвеевич сообщил, что учился Михаил Андреевич в Урицкой средней школе, ко­торая может гордиться своим учеником.

Дом

Журналисты приехали в Урицк (Сарыколь). Матрена Андреевна – сестра погибшего солдата. Дальше текст матери­ала:

«Нас встретила маленькая седая старушка. Трясущимися руками приняла фотографию брата, присланную П.М. Фро­ловым.

– Да, это наш Миша.

Справившись с волнением, рассказала, что помнила о бра­те:

– Помню, настырный был. Не любил, когда слово расходилось с делом».

В статье приводятся и другие воспоминания:

«Михаил всего на пять лет был старше меня, и я очень хо­рошо помню, как он выделялся среди нас троих, его племянни­ков. Выделялся самостоятель­ностью, серьезностью. Я учи­лась в шестом классе, когда он окончил школу, и стал препо­давать обществоведение и ма­тематику. В школе мы, его пле­мянники, относились к нему с почтением, а дома… Дома он был нашим старшим товари­щем, другом, с которым было очень интересно. Любая до­машняя работа, а она лежала на детских плечах, взрослые тру­дились в колхозе, становилась увлекательной игрой, когда он брался за нее.

Любимым занятием Михаи­ла было, когда мы, всей семь­ей, долгими зимними вечера­ми собирались вокруг горячей печки-лежанки и при свете се­милинейной керосиновой лам­пы начинали разучивать ноты для игры на мандолине, гита­ре, балалайке. В дни праздни­ков мы выступали на школь­ных вечерах самодеятельно­сти. В начале войны, возмож­но, перед отправкой на фронт, он сфотографировался в шине­ли и буденовке в полный рост и прислал нам фотографию, на обороте которой обычная, но бесконечно дорогая нам над­пись: «На долгую и добрую память племянникам. Михаил Васильченко».

Наследие

«Последнее его письмо да­тировано 14 октября 1943 года. Писал он его с правого бере­га Днепра. Похоронное изве­щение было получено его ма­терью Зинаидой Леонтьевной накануне праздника Великого Октября. О том, что Михаил Андреевич был посмертно на­гражден орденом Ленина мы не знали».

Это рассказ племянницы Ма­рины Ременцовой. Жива ли она теперь? Она рассказала о дяде в середине 80-х. И мы рассказы­ваем о таком человеке, который воевал и знал за что. За Родину, за свою улицу, дом, маму, пле­мянниц.

Пишет журналист, и это стро­ки старой газеты:

«В райцентре, в сквере, на об­елиске, в честь расстрелянных колчаковцами революционе­ров, есть фамилия – Васильчен­ко Андрей Борисович. Украин­ский крестьянин погиб, защи­щая казахстанскую землю, на которой родился его сын. Погиб во имя светлого будущего сына. Его сын пал смертью героя, за­щищая Украину – родину отца. И память о них будет хранить­ся в сердцах новых поколений. Об этом свидетельствуют эти письма».

В той войне всё было понят­но. Черное и белое было точно расставлено. А что есть теперь? Есть имя солдата, которое мы не должны забывать. Хорошо бы помнить всегда – о русских, украинцах, казахах.., которые сражались бок о бок, укрыва­ясь одной шинелью.
 

Фото и текст с портала «Костанай и костанайцы», а также из открытых Интернет-источников