ОСОБЫЕ методы воспитания

Эти дети не могут рассказать о том, что с ними произошло. За них «говорят» камеры видеонаблюдения. В Костанае расследуют несколько случаев жестокого обращения с особенными детьми.

Тревожная хроника

В начале июля 9-летний воспитанник Костанайского детского центра социальных услуг попал в больницу с переломом руки. У мальчика задержка психического развития. Как выяснилось, руку ему сломала санитарка, которая утром выводила его из палаты в туалет.

Это не первый случай проявления жестокости в центре, где проживают и находятся на дневном пребывании 130 детей с тяжелыми диагнозами: психоневрологическими расстройствами и нарушениями опорно-двигательного аппарата. В апреле этого года воспитатель прижгла 16-летнюю девочку утюгом. Обстоятельства ЧП установили благодаря камерам видеонаблюдения. К слову, в прошлом году записи с них также широко обсуждались в Интернете. На кадрах отчетливо видно, как мужчина (позже выяснилось, что это физрук детского центра социальных услуг) подгоняет детей на беговой дорожке палкой и пинками.

Недавно в публичном поле появилось еще одно шокирующее видео – на этот раз из коррекционного детского сада «Аманат и К». На кадрах видно, как воспитатель насильно укладывает малышей спать: бьет, душит подушкой, удерживает на кровати ногами. Как сообщили «КН» родители воспитанников детсада, это не первый случай грубого обращения с их детьми. О своих наблюдениях они неоднократно сообщали в полицию, но уголовное дело возбудили только сейчас.

Следствие ведут

«КН» обратились в Департамент полиции с просьбой прокомментировать, на какой стадии находится расследование. Цитируем:

«По факту грубого обращения с детьми в частном детском саду «Аманат и К» начато досудебное расследование по ст. 140 ч. 2 УК РК (неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего, соединенное с жестоким обращением). На данный момент назначены необходимые судебные экспертизы, проводятся следственные действия».

По этой же статье завели уголовное дело в отношении санитарки детского центра оказания соцуслуг, которая сломала мальчику руку. Наказание – штраф до 160 МРП (629120 тенге), либо общественные работы, либо арест на срок до 40 суток. Если, конечно, дело дойдет до суда. Как сказано в ответе на запрос, прошлогодний инцидент с пинками на беговой дорожке закончился ничем – уголовное дело было прекращено за отсутствием состава преступления.

Воспитателю, которая намеренно нанесла ожоги девочке утюгом, изначально была вменена ст. 110 ч.2 п. 1 УК РК «Истязание». Женщине грозило лишение свободы на срок от четырех до семи лет. Однако в полиции сообщили, что досудебное расследование было проведено все по той же ст. 140-й и ст. 108-1 ч. 2 «Умышленное причинение легкого вреда здоровью», которая предусматривает более легкое наказание. Дело уже направлено в прокуратуру.

Почему?

И это, наверное, главный вопрос. Почему люди, которые призваны заботиться о детях, нуждающихся в особой заботе, становятся для них источником опасности?

– Сразу отмечу, что это не тенденция, а, скорее, единичные случаи, из-за которых теперь сложилось негативное мнение обо всем коллективе центра, – отвечает заместитель руководителя Управления координации занятости и социальных программ Костанайской области Алия Мекебаева. – Мы никогда не укрываем такие случаи. Мало того, мы сами их выявляем и обращаемся в правоохранительные органы. В центре оказания соцуслуг установлено 137 камер видеонаблюдения, которые подключены к ЦОУ (Центр оперативного управления. – Прим. ред.). Они есть на всех входах и выходах, лестничных пролетах, в игровых, кабинетах и столовых. У нас есть сотрудники, ответственные на просмотр записей, которые выявляют такие случаи. Мы всегда создаем рабочую группу и проводим служебное расследование, принимаем меры дисциплинарного характера в отношении сотрудников. В апреле, после инцидента с девочкой, которой нанесли ожоги, помимо самого воспитателя, была уволена ее коллега, которая находилась в той же группе. Ряд сотрудников привлекли к дисциплинарной ответственности. Позже была уволена директор центра. Санитарка, из-за которой мальчик получил перелом, тоже уволена по отрицательным мотивам.

– А как сами сотрудники объясняют свои проступки?

– В первом случае, который произошел в апреле, воспитатель работала уже много лет. Возможно, имело место выгорание. Сама она говорит, что у нее были проблемы в семье. Санитарка, из-за которой ребенок сломал руку, объяснила, что было ранее утро, мальчик не спал, находился в возбужденном состоянии. Она хотела сохранить тишину для других детей, чтобы они могли дальше продолжать ночной сон. Поэтому выводила ребенка из группы. Сама не понимает, как это произошло. Работала она совсем недолго, то есть какую-то аналогию здесь провести сложно.

По словам Алии Мекебаевой, коллектив неоднократно собирали, проводили беседы, чтобы принять превентивные меры. Почти все сотрудники говорят одно и то же: зарплата слишком маленькая, а работа тяжелая – и морально, и физически. Санитарки в учреждении получают 130-150 тысяч тенге в месяц. У воспитателей оклад ненамного выше. В центре сейчас много вакансий.

Наказали финансами

В «Аманат и К» проблема с зарплатами явно стоит не так остро. Коррекционный центр – частный и недешевый. Пребывание в группе полного дня, по словам родителей, обходится им в 180 тысяч тенге. Живет детский сад и за счет государственного социального заказа.

В частном коррекционном детском саду сообщили, что в интересах дела комментарий по инциденту с воспитателем дать пока не могут. Однако его последствия центр ощутил на себе еще до окончания разбирательств – «Аманат и К» лишили финансирования по государственному образовательному заказу.

– На электронном портале Финансового центра мы получили уведомление о приостановке государственного финансирования, – говорит юрист центра коррекции развития «Аманат и К» Шнара Жалмухамедова. – По нашим данным, в учреждении продолжаются досудебные проверки и следственные мероприятия, однако никаких официальных результатов или предписаний на момент получения уведомления озвучено не было. Мы направили официальный запрос в Финансовый центр с просьбой разъяснить, на каком основании и по чьему распоряжению было приостановлено финансирование. Ответа пока не поступило.

Заложниками ситуации оказались родители малышей, которым государство оплачивало сад. Они написали письмо на имя акима области Кумара Аксакалова, в котором отмечают, что приостановка финансирования нарушает права более сотни детей, получающих коррекционную помощь.

ВМЕСТО ВЫВОДА

Эти истории – тяжелый диагноз целой системе, призванной защищать самых уязвимых. Когда дети, неспособные пожаловаться родителям, становятся жертвами, а расследование начинается только после скандальных видео, возникают вопросы не только к персоналу, но и к механизмам контроля.

ЭКСПЕРТНОЕ МНЕНИЕ

Татьяна ЩЕРБИНИНА, психолог:

– Во-первых, в учреждениях для особенных детей априори должно быть психологическое сопровождение персонала. Потому что на сотрудников ложится серьезная эмоциональная нагрузка. Основная сложность в том, что дети с особенностями в психическом развитии, как правило, не способны к эмпатийным реакциям, а в основе нашего общения лежат именно эмпатийные процессы. Во-вторых, крайне важно поднять зарплату специалистам и сократить количество смен. Этот фактор играет огромную роль: при такой высокой нагрузке сотрудники просто не видят адекватной материальной отдачи. И, в-третьих, необходимо жестко пресекать подобные нарушения. Не просто увольнять, а реально наказывать. К сожалению, большинство случаев жестокого обращения с детьми либо не доходят до суда, либо наказание не соответствует тяжести содеянного.

Автор фото Сергей Миронов