В Центре адаптации для несовершеннолетних сегодня находятся около 15 детей. Часть из них вернется домой. Судьба остальных наверняка повернется в другую сторону.
«Мама, наверное, скоро придет», – этими словами пятилетняя девчушка с широкой улыбкой и глазами-огоньками встречает уполномоченную по правам ребенка Несибели Басенову. Последними новостями делится уже через оконное стекло. Омбудсмен навещает девочку и ее братьев, увы, не дома. Дети уже несколько месяцев живут в Центре адаптации для несовершеннолетних. И мама их возвращать домой не планирует…
«Я жду!»
Центр адаптации для несовершеннолетних – это учреждение, куда на время размещают детей, у родителей которых не определен статус. Находиться там они могут до трех месяцев. Рядом школа, в самом Центре для детей обеспечены все условия. Для многих, кстати, они намного лучше, чем дома. Но ждать родителей мальчишки и девчонки не перестают. Кому-то везет, а кто-то попадает в Центры для детей, оставшихся без попечения родителей.
«Несибели Заривановна, позвоните моей маме, скажите, что я здесь. Что я ее жду и у меня все хорошо», – серьезный мальчик наизусть диктует сотовый матери. Конечно, защитница прав детей выполняет просьбу ребенка и узнает, что забирать его мама не планирует. Этот диалог был несколько месяцев назад. Сейчас ребенок снова в семье. К счастью, его мама встала на путь исправления и сделала все, чтобы вернуть сына.
А вот улыбчивая девочка, ее братья и сестра, увы, теперь живут по разным детским учреждениям. Девчушка деловито представляется всем по имени-отчеству, и все так к ней и обращаются.
– В Центре адаптации временно размещают детей, у которых родители пьющие, малоимущие, не смотрят за сыновьями и дочерьми, оставляют их в опасности… Есть там и дети-бегунки. После того как определяют статус родителей, дети либо уходят домой, либо в работу включается комиссия по распределению. С ними работают органы опеки. Еще одна категория детей в Центре адаптации – сложные дети. В основном туда их привозят органы полиции. По каждому составляют материал, отправляют на комиссию по делам несовершеннолетних, – объясняет уполномоченная поправ ам ребенка по Костанайской области.
Сложные случаи
Несибели Басенова рассказала об одном из таких материалов, которые рассматривала комиссия по делам несовершеннолетних.
– Рассматривалось представление полиции в отношении не несовершеннолетней, а ее отца – он непозволительно вел себя по отношению к дочери. 16-летняя девочка на момент рассмотрения данного материала, находилась в этом Центре. А случай там такой. У девочки погибла мама от тяжелой болезни, она осталась жить с бабушкой и с родным отцом. Отец выпивал часто. Как-то пришел домой выпивший, упал. Дочь его поднимала, он ее поцеловал и сказал, мол, ты моя женщина. Бабушка вызвала полицию. На данного человека составили материал, но уголовное наказание за такое
деяние не предусмотрено. Девочка временно была помещена в ЦАН для того, чтобы решили судьбу мужчины. Он принес справку, что сейчас на лечении, закодировался, и больше такое не повторится. Девочка очень активная, так защищала папу. Вернули ее домой.
Как говорилось выше, в Центр адаптации для несовершеннолетних попадают и те дети, которые сами совершили противоправные действия. К примеру, в прошлом году туда определили трех мальчиков из Костаная, которые совершили сексуализированные действия с пятилетней девочкой.
– Бабушка девочки обратиласьв фо нд «Не молчи». И у нас по соцсетям сразу разнеслась информация. Я ездила с представителями органов опеки. Это
маленькие дети, мальчики. Они что-то в Интернете увидели. Все из неблагополучных семей. Органы опеки совместно с Управлением образования большую, хорошую работу провели. Это был каникулярный период, дети не учились. Когда мы с ними беседовали, выяснилось, что они сами живут в таких семьях, где, возможно, все открыто, они все видят. Поэтому эти мальчики тоже были помещены в Центр адаптации. Почему? Потому
что в этом Центре есть психолог. Потом возили их в Центр психологической поддержки, – рассказала Несибели Заривановна.
Детей до трех лет, у родителей которых не определен статус, до решения органов опеки и суда размещают в Дом ребенка «Дельфин». Забрать оттуда своего ребенка не так просто.
– Недавно помогала одному мужчине забрать новорожденную дочь. Мама малышки умерла при родах, а ее гражданский муж не был вписан в свидетельство о рождении девочки. Пришлось через суд определять отцовство, и только тогда удалось забрать ребенка. До этого папе не позволили даже увидеть девочку, ведь он по документам не был ее отцом.
Рука помощи
Омбудсмен уверяет – условия в ЦАН отличные. Дети ни в чем не нуждаются, кроме… родительского тепла.
– Вы знаете, я несколько лет как наблюдаю… Многих родителей устраивает, когда у них забрали детей. Большинство же даже алименты не платят. Детей, которые должны получать алименты, не так много. И лишь процентам 20 из них алименты выплачивают. Судоисполнители могут обратить иски за алименты и на имущество родителей. Да, зачастую оно неликвидное. Тем не менее я взяла себе на контроль. Хочу совместно с прокуратурой, юстицией и Региональной палатой отработать, чтобы они повысили эффективность, и чтобы у этих детей при достижении совершеннолетия на счетах какие-то деньги были. Конечно, мы стараемся помогать всем детям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Но, увы, не все это могут оценить. Стараюсь идти навстречу всем, кому нужна моя помощь. Приехала как-то в Центр для детей в Житикару, познакомилась с мальчиком 17 лет. Его мама вышла замуж за другого мужчину. Папа года три назад умер, мальчик жил с бабушкой в арендованной квартире. Он работал, помогал закрывать аренду. Бабушка умерла 25 января. И… ему некуда было деваться – поместили в Центр. Оказалось, что у него нет телефона. Он его сдал в ломбард. Выкупить не может. Я с ним поговорила, уехала, и меня не отпускала эта ситуация. Кинула клич коллегам, и через полчаса моя коллега позвонила и сказала, что купит ему телефон. Купили, отправили. Он был очень благодарен. Пишет, спрашивает, как дела и так далее. Мне приятно помочь.
На сегодняшний день в ЦАН всего 15 воспитанников, 14 из них – безнадзорные. В ЦПД ССУ г. Житикары 22 воспитанника, из них сирот – 2, ОБПР – 10, детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – 10. В ЦПД г. Рудного всего воспитанников 163, из них сирот 18, ОБПР – 109, оказавшихся в трудной жизненной ситуации – 36.