Комплекс по переработке сельхозпродукции, созданный Александром Павловским из села Воскресеновка, работает уже свыше двух десятков лет.
От поля до стола
В этой четко разработанной схеме отсутствует лишь одно звено – продажа готовой продукции напрямую потребителям. От него отказались в пользу оптовиков. Ведь производимые здесь крупы пользуются популярностью и за пределами нашего региона.
Все остальные элементы цикла выполняют в крестьянском хозяйстве «Павловский А.Э.» Костанайского района. Этот перерабатывающий цех создался не на пустом месте. В свое время Воскресеновку, которая входила в хорошо известный на всю область колхоз имени Чапаева, называли немецким селом, поскольку немалую часть населения составляли немцы. В 90-х годах основная их часть уехала на ПМЖ в Германию. Село заметно опустело. Переехавший в то время в Воскресеновку из южной части нашей области Александр Павловский увидел, как рушится прежде мощный колхоз. Хотя помимо плодородных полей здесь были и ферма, и перерабатывающее производства: колбасный цех, крупорушка, мельница, маслобойка. Однако эти подразделения либо едва работали, либо уже не действовали.
Сегодня КХ «Павловский А.Э», по сути, – основное сельхозформирование Воскресеновки. Начиналось оно с 200 гектаров земли. Теперь тут насчитывается несколько тысяч га ухоженных полей, а еще имеется перспективная ферма. Ну а местную крупорушку Александр Эдуардович взял в аренду у одного предприимчивого городского бизнесмена. Позже выкупил ее и полностью реконструировал. В итоге сегодня продукция предприятия, как говорилось выше, поставляется и за пределы нашей области.
В основе – качество
– Стас, а что это за темные крапинки я вижу в пшене? – заметил Александр Павловский, приоткрыв мешок с этой крупой.
– Так ведь вы смотрите пшено первой очистки, – улыбнулся оператор цеха Станислав Логинов. – Скоро оно пройдет через фотосепаратор, где будут полностью удалены какие-либо примеси.
– О, точно! – махнул рукой руководитель. И мы с ним отправились в соседнее помещение, где складируется уже готовая продукция. – Вот смотрите, какими становятся семена проса после их очистки от оболочек, а потом после фотосепаратора. Тут установлены цветные камеры высокого разрешения, позволяющие распознать мельчайшие дефекты на зернах. При наличии сразу же удаляются.
Фермер был прав, поскольку уже полностью упакованное пшено оказалась абсолютно чистым. Кстати, помимо пшена тут выпускают около десятка круп: овсяную, пшеничную полтавскую, ячневую, перловую, гречневую, овсяные хлопья, колотый шлифованный горох и красную чечевицу. Иными словами, для любителей каш и супов – настоящее изобилие. Неудивительно, что перечень выращиваемых на полях КХ Павловского сельхозкультур довольно большой: мягкая и твердая пшеница, ячмень, овес, просо, горох, чечевица, плюс масличные – лен и подсолнечник, и даже есть небольшая плантация картофеля.
В перерабатывающем цеху помимо Станислава Логинова постоянно работают еще два человека – Рустам Ибышев и Петр Юшко. Но когда приходит большой заказ, то создается еще одна смена.
Люди «второго плана»?
По словам Александра Эдуардовича, бывало, что местная переработка работала круглосуточно. И порой в день отправлялось покупателям со складов до пяти вагонов продукции. Но потом пришлось отказаться от поставок по железной дороге. Причина тому одна – резкий рост ж/д тарифов. Поэтому сейчас готовую продукцию отправляют лишь автотранспортом.
Впрочем, и здесь есть свои нюансы, которые Павловский не стал скрывать. Он подчеркнул, что Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев уделяет огромное значение переработке и сбыту производимой сельчанами продукции. Еще бы, ведь это дает новые рабочие места, увеличивается добавленная стоимость, полученная от производства. И очень важно, что сельская переработка способствует росту уровня продовольственной безопасности страны. Но для успешной реализации инициатив по сельской переработке, говорит Глава государства, необходимо развитие соответствующей инфраструктуры: дороги, электроснабжение, водоснабжение и прочее.
Но вернемся от этих постулатов к нашей реальности. А она такова: в Воскресеновке уже давным-давно нет водопровода, поэтому завозимую питьевую воду местные жители покупают по цене 500 тенге за 40-литровую флягу. Правда, перерабатывающий цех использует техническую воду, которую возят из водоема, что неподалеку. А с дорогой и вовсе беда: от асфальтированной автотрассы Воскресеновку отделяет 18-километровый грейдер. Поэтому, говорит с горечью Александр Павловский, некоторые покупатели попросту не хотят ехать сюда за готовой продукцией. То есть это большой удар по сбыту.
И вот нынче воскресеновцев порадовали: этот «аппендикс» начнут асфальтировать. Пару недель назад сюда даже приехали дорожники. Но на следующий день сельчане узнали, что выделенные для строительства дороги деньги… отозвали. Мол, они потребовались на другие нужды. И теперь Александр Павловский, как и все жители этого села, задаются вопросом: а почему же они оказались людьми «второго плана»?