В Костанае вот уже два месяца ищут хозяина… дерева. Пока жильцы многоэтажки добивались его вырубки, тополь «самоликвидировался», рухнув на припаркованный автомобиль. Кто будет возмещать ущерб?
Ветер перемен
Тополиный бух произошел 29 апреля во дворе дома №8 по ул. Кочубея. В тот день Костанай отметился во всех республиканских СМИ: сильный ураган уничтожил в общей сложности около 30 деревьев по всему городу. Владелец пострадавшей машины – тоже довольно известная личность. Об Ирине Карпенко, руководителе поисковоспасательного отряда «Регион 10», «КН» писали не раз. Вместе с другими волонтерами она всегда спешит на помощь тем, кто в ней нуждается. Сейчас же помощь понадобилась ей самой.
– Был шквальный ветер, я только собиралась сесть в машину, как дерево рухнуло на мою «Мазду», – говорит Ирина Карпенко. – Еще три минуты, и я бы находилась там в момент ЧП.
Автомобиль, который много лет был верным соратником Ирины во всех спасательных операциях, покорежило основательно. Визуально повреждения оценили в сумму около двух миллионов тенге.
Владелица авто попыталась узнать, кто будет возмещать ущерб. Ведь на то, что эти деревья аварийные, жильцы дома жаловались давно и безуспешно. В отделе ЖКХ, пассажирского транспорта и автомобильных дорог акимата Костаная на обращение Ирины ответили так: «Деревья, находящиеся на расстоянии до пяти метров от фундамента многоквартирного дома, относятся к местным ПКСК или ОСИ и обслуживаются ими. Ответственность за остальные деревья, находящиеся на землях общего пользования, несет местный исполнительный орган».
Унесённые метром
Ирина измерила расстояние от фундамента до места ЧП. Получилось меньше пяти метров. Однако проблема в том, что дом, в котором она живет, – бесхозный. Нет ни ПКСК, ни ОСИ, ни любой другой обслуживающей организации. Жильцы справляются со всеми коммунальными проблемами сами.
Кто несет ответственность за зеленые насаждения в таком случае? Очередной ответ отдела ЖКХ поставил Ирину в тупик:
«В соответствии со ст. 50 Закона РК «О жилищных отношениях» собственник квартиры, нежилого помещения несет бремя содержания общего имущества объекта кондоминиума. В случае отсутствия объекта кондоминиума собственники квартир многоэтажных жилых строений обеспечивают содержание придомового земельного участка, предназначенного для благоустройства, озеленения, размещения спортивных, игровых площадок, подъездных дорог, парковок, тротуаров, малых архитектурных форм. Содержание и уборка – за счет средств целевых сборов».
Складывается абсурдная ситуация – чтобы добиться возмещения материального ущерба, Ирине придется подавать в суд на… соседей.
Корень зла
«КН» обратились за комментарием в отдел ЖКХ с просьбой пояснить, так как же все-таки действовать в этом нетривиальном случае.
– 29 апреля много деревьев повалило, – ответил специалист отдела ЖКХ, пассажирского транспорта и автодорог акимата Костаная Каиржан Бажиров. – Уже есть три-четыре досудебных претензии в адрес акимата от владельцев поврежденных автомобилей. По этому сценарию и надо действовать. Мы будем выплачивать только по решению суда.
– Мониторит ли кто-то состояние деревьев в городе? В последнее время они стали падать слишком часто…
– Деревьев много, тополям по 70 лет и больше. Мы выезжаем по обращениям жителей, обследуем. Если дупло гнилое – спиливаем.
За последние несколько лет даже навскидку можно припомнить немало ЧП, связанных с падением деревьев. И не только в ветреную погоду. 20 мая этого года возле дома №89 по ул. Тəуелсіздік упал тополь, выбив стекла в окнах. В августе прошлого года на ул. Толстого рухнул клен, повредив сразу три автомобиля. В мае прошлого года во дворе дома №105 по ул. Маяковского большой тополь разбил Volkswagen Passat, который был не только средством передвижения, но и единственным источником дохода для своего хозяина.
Кстати, владелец Volkswagen в суде так ничего и не добился. Стороны дела долго и упорно спорили о том, кто должен был следить за «здоровьем» дерева, но ни к чему так и не пришли. Управляющую компанию дома – ТОО «СДС Костанай» – признали ненадлежащим ответчиком.
Гораздо больше шансов у тех, кто пострадал от дерева, находящегося на землях общего пользования. В прошлом году жительница Костаная отсудила 1,3 млн тенге компенсации у отдела ЖКХ. Дерево упало на ее автомобиль, когда он стоял на светофоре на перекрестке улиц Алтынсарина и Гоголя. В суде отдел ЖКХ пытался скинуть ответственность, а заодно и выплату компенсации на обслуживающую организацию, но не вышло.
Тополиный квест
Как говорит Ирина Карпенко, история с падением тополя может повториться. И не факт, что не пострадают люди. При любом усилении ветра старые тополя во дворе дома по ул. Кочубея угрожающе накреняются, даже корневая система приподнимается. Жильцы обращались в акимат с просьбой произвести спил деревьев, но получили ожидаемый ответ: деревья у дома – их зона ответственности. То самое правило пресловутых пяти метров. Хотя законодательно предусмотрено, что в экстренных случаях, когда дерево угрожает жизни людей и их имуществу, его после обследования комиссии должны снести за счет бюджета… Правда, процедура эта небыстрая.
Снести дерево за счет жильцов тоже не так просто. Первым делом нужно подать заявку на сайте www.elicense. kz и получить разрешительный документ от уполномоченного органа. Да, даже если это дерево находится на расстоянии менее пяти метров от фундамента многоквартирного дома. Если разрешение получено, нужно за свой счет нанять специализированную фирму, которая произведет спил. Но и на этом не все. Далее нужно произвести компенсационную посадку в десятикратном размере. Проще говоря, высадить во дворе десять саженцев взамен одного старого дерева. Если саженцы погибли, жильцы должны произвести повторную посадку зеленых насаждений и ухаживать за ними в течение двух лет (период приживаемости).
Спил и кронирование дерева без соблюдения всех этих условий обойдется еще дороже. 5 июля вступил в силу Приказ министра экологии №167, который внес поправки в вопросы об утверждении базовых ставок для исчисления размеров вреда, причиненного нарушением законодательства в области охраны, защиты, восстановления и использования растительного мира. Причем речь в нем идет не о редких видах, а об обычных деревьях, которые растут в костанайских дворах. К примеру, штраф за самовольно спиленный тополь, клен или вяз варьируется от 39320 до 157280 тенге.
ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ НА ВАШЕ АВТО УПАЛО ДЕРЕВО?
Шаг 1. Соберите доказательства – сделайте фото и видео с места происшествия, запечатлев и дерево, и повреждения. Это ваша страховка на случай судебных разбирательств.
Шаг 2. Вызовите полицию. Пока не приедут сотрудники правоохранительных органов, автомобиль не трогайте.
Шаг 3. Замерьте расстояние до дома (если это во дворе). Это поможет определить круг ответственных лиц. Если дерево стояло ближе пяти метров к дому, оно находится в ведении ПКСК, ОСИ или ПТ. Если дальше – акимата.
Шаг 4. Обратитесь в страховую компанию и уточните, является ли этот случай страховым.
Шаг 5. Составьте досудебную претензию в адрес ответственного лица.
Шаг 6. Если не удалось урегулировать ситуацию в досудебном порядке, подайте иск в суд о возмещении материального вреда.
Застраховать автомобиль от последствий стихийных бедствий можно в рамках программы добровольного страхования автомобильного транспорта (КАСКО). Такой полис покрывает ущерб не только от падения дерева, но и фрагментов кровли, а также от ущерба других природных стихий – землетрясение, наводнение, пожар и т.д. Большая же часть автовладельцев ограничивается обязательной автостраховкой, покрывающей только ответственность перед третьими лицами водителя на случай его вины в ДТП.
Фото предоставлены Ириной КАРПЕНКО