Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Смерть на мируКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Смерть на миру

Смерть на миру

  1. Главная
  2.   »  
  3. Новости
Марату Рахимжанову не хватило времени. Обустроить дом, поставить на ноги сыновей и... выжить.
Спасти Марата
Жаухар и Марат Рахимжановы жили на станции Казанбасы Аулиекольского района. Она домохозяйка, он зарабатывал деньги вахтовым методом. Любили друг друга, растили троих сыновей. Марат, крепкий 46-летний мужчина, по словам его сестры Жанары, никогда не жаловался на здоровье.
В тот роковой день 11 февраля он утром управился по хозяйству, часов в десять зашел в дом и пожаловался супруге на боль в груди. Жаухар встревожилась, набрала номер медбрата Еркеблана, который, хоть и работал во врачебной амбулатории в пос. Октябрьском, никогда не отказывал в помощи жителям Казанбасы. Но его дома не оказалось. Медсестра медпункта, как выяснилось позже, находилась на учебе в районе. И женщина позвонила старшему врачу врачебной амбулатории поселка Октябрьского Бибигайше Спановой.
– Просила ее прийти, а она – мне: на чем приеду? – плачет Жаухар. – Я ей говорю: у Марата сердце жмет, что делать? Она мне посоветовала положить валидол под язык.
Пока Жаухар металась в поисках лекарства от соседки к соседке, ее мужу становилось хуже.
– Марат упал и захрипел, – вспоминает Жаухар. – Я отправила сына к соседу Марсу. Тот пришел около одиннадцати, стал делать мужу непрямой массаж сердца. Я снова стала звонить Бибигайше-апа, кричу: приходите быстрее! Она: «Бегу, бегу, сейчас..»
В 11 часов в доме Рахимжановых собрались соседи – Марс, Нуржамал, Айгуль и Назгуль. Жаухар хотела отправить мужа в районную больницу, но таксистов, как назло, не было. Звонила родственникам (те обещали подъехать) и вновь Спановой.
Сегодня соседи, на чьих глазах случилась трагедия, утверждают, что врач Бибигайша Спанова пришла около 12 часов. С дамской сумочкой, в которой был лишь какой-то спрей. Его она брызнула под язык Марату, стала делать массаж сердца. Женщины спросили: где же препараты? Спанова ответила, что отдала их лаборанту Борониной, мол, та уже на подходе. И попросила папаверин. За ним домой побежала Нуржамал. Потом врачу понадобился анальгин в ампулах, его принесла Айгуль. Назгуль помчалась к линии (железной дороге, которая отделяет станцию от поселка) встречать лаборанта. На дорогу через степь в несколько километров у Веры Борониной ушло более получаса. Когда она зашла в дом и отдала сумку с лекарствами Спановой, поняла, что мужчина уже мертв. Врач, как она говорит, делала укол в вену уже умершему...
Фактор времени
Сейчас Бибигайша Спанова утверждает, что на вызов пришла вовремя, без двадцати двенадцать, с необходимыми лекарствами. А то, что говорят жители станции, так «это наговоры. Деревенский менталитет. У многих просто личная неприязнь. Были бы крылья – полетела. Уж лучше пусть акимат дороги оперативно чистит. Как на вызов ходить? У меня пять участков и две тысячи населения».
– Жена Марата позвонила мне первый раз в 11.25, а не в половине одиннадцатого, – уточняет врач. – Я не могла оставить пациентов и сумку первой помощи отдала лаборанту, отсыпав себе немного лекарств. И попросила ее идти вперед меня. А сама пошла искать машину. Водитель был в трудовом отпуске...
Вскрытие показало: острый инфаркт миокарда с разрывом передней стенки желудочка. Может быть, Марата не спас бы и своевременный визит врача, но, по словам людей, тот факт, что Спанова появилась спустя полтора часа после первого звонка и без необходимых лекарств, заставляет его родных думать: а вдруг его можно было спасти?
Стечение обстоятельств?
Станция Казанбасы находится в нескольких километрах от пос. Октябрьского, где и располагается врачебная амбулатория. Там врач общей практики, две медсестры, акушерка, лаборант и санитарка. А в Казанбасы – медицинский пункт с одним мед­работником на более чем 800 человек. Хотя два года назад здесь работало два медика.
Как так получилось, что самый большой участок в тот день остался без медицинского работника? Стечение обстоятельств или обычная халатность? Старший врач врачебной амбулатории Бибигайша Спанова объясняет, что в начале февраля пришел приказ из района – отправить половину сотрудников в неоплачиваемый отпуск. А накануне трагедии станционную медсестру вызвали на учебу в райцентр. И на три дня поселок оказался, по сути, без медпомощи. Правда, главный врач Аулиекольской центральной районной больницы Сергей Шульгин сказал мне, что такого приказа не издавал. А ушедшие в добровольно-принудительный отпуск медработники бумагу в глаза не видели. И уходить в неоплачиваемый отпуск желанием не горели.
Есть и другой вопрос: а где вообще была машина «скорой»? Его задавали старшему врачу станционные жители, спросила и я. Вопрос не случайный – люди утверждают, что транспорт часто используется не по назначению. Определенные основания для этого у них есть: водитель «скорой» и муж Спановой в одном лице уже несколько лет ставит машину во дворе своего дома.
– У врачебной амбулатории никогда не было гаража. Что, он должен машину возле амбулатории держать? – восклицает Бибигайша Спанова и добавляет. – Я просила у главного врача ЦРБ вторую машину. Не дал. Просила еще одного врача, но мне ответили, что нет штатной единицы.
А люди что?
Люди жалуются. Мне. Считают, что жаловаться главному врачу ЦРБ бесполезно. Говорят, что приходят медики по вызову поздно – через полчаса-сорок минут. В последнее время их вообще не дождешься. Нуржамал Орманбекова утверждает, что в прошлом году с того света ее вытащила не врач, а… местная целительница. А когда скрутило ее младшую дочку (думали, что аппендицит), скорой вновь не оказалось. Благо, помог родственник, домчал Нуржамал с ребенком в район. В райбольнице же, когда она поинтересовалась, отремонтировали ли «скорую» для их амбулатории, ей сказали, что она и не ломалась.
Другая жительница Казанбасы Кенжегуль Акдаулетова не хочет рисковать здоровьем своих детей. Сразу же едет в район с мужем на машине. У Жаухар такой возможности не было...
– Говорят, чтобы деревня жила, ей нужны газ, вода, тепло. Мы привыкшие, и без этого проживем. Но нам нужен хороший врач, – сердится Кенжегуль. – Мы тоже имеем право на качественную медпомощь!
В прошлом году, когда ребенок Кенжегуль заболел корью, она проконсультировалась с костанайским фармацевтом, закупила лекарства и сама подняла на ноги сына.
Слушать такое – уму непостижимо. Все-таки ХХI век на дворе, в медицине равняемся на европейские стандарты, но, похоже, из министерских кабинетов сельская медицина выглядит как красивый лубок.
Не в коня корм?
Главный врач Аулиекольской больницы Сергей Шульгин обещал на этой неделе с бригадой выехать в Казанбасы, чтобы разобраться в ситуации.
– А жалобы на Спанову были раньше?
– Обоснованных не поступало, – ответил главный врач.
– А «скорая» в каком состоянии?
– В рабочем. Осенью ее подремонтировали, она на ходу.
Признаться, после разговора с главным врачом вопросов у меня меньше не стало. Так кто же виноват? Врач, не спасший человека? Аким, у которого службы не чистят дороги? Главный врач, не давший еще одного врача? Или Минздрав со своими нововведениями в медицине? Или всему виной экономия, из-за которой двое медиков оказались в непонятном вынужденном отпуске? Точки над «i» отчасти расставляет директор департамента Комитета оплаты медуслуг по Костанайской области Батырбек Нургалиев:
– С этого года центральные районные больницы получили глобальный бюджет. Штатная структура сохранилась, ничего не поменялось. Единственное – дали больше денег, чтобы обеспечить всех лекарствами, новым оборудованием, новыми кадрами. Медпункты, врачебные амбулатории, семейно-врачебные амбулатории, фельдшерско-акушерские пункты – все находятся в штате ЦРБ. Главный врач сам определяет финансирование каждой амбулатории или ФАПа. Он может и сократить штат, и расширить его, если есть необходимость. Все зависит от менеджмента главного врача.
Оценить, насколько хорош менеджмент в Аулиекольской ЦРБ, могут только специалисты. Мы же только констатируем, что врачебная амбулатория оказалась без машины, врач по экстренному вызову пришел без необходимых препаратов, а медпункт оказался оголенным. А между тем уже два года главных врачей лечебных учреждений области обучают работе в новых условиях. Получается, что не в коня корм?
В остатке
Единственно, кого люди хвалят – медбрата Еркеблана Дуйсенова. Летом он на вызовы на велосипеде ездит, зимой – пешком. И ночью, и днем. Только вот он работает в поселке, хотя живет на станции. Просил, чтобы его перевели из амбулатории пос. Октябрьского на станцию Казанбасы, где и проживает. Безуспешно. А сами казанбасцы считают, что у них должен работать местный, то есть Еркеблан. Собираются теперь писать коллективное письмо в областное управление здравоохранения, чтобы им заменили врача в амбулатории... Сестра Марата отправила жалобу в департамент Комитета контроля медицинской и фармдеятельности...
Правда, для Жаухар, пятнадцатилетнего Нурбека, одиннадцатилетнего Темирлана и пятилетнего Жаслана это уже не имеет особого значения. Они лишились главы семьи, кормильца, защитника. У Жаухар нет никакой специальности. На похоронах старшему сыну Нурбеку родные вручили собранные деньги: «Теперь ты в семье за главного»...
Просмотров: 4842
Нравится: +1
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран