Костанайские новости"Костанайские новости"Казахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93
Подписка на новости
Разрешите отправлять Вам уведомления о важных новостях Костаная и Казахстана.
Разрешить
Не сейчас
Ставки на спорт
Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
USD curr
EUR curr
RUR curr
curr
Правопорядок
Агро
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Человек и природа
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
Новости мира
Тема
Резонанс
Криминал
Общество
Люди
Регион
Интервью
Репортаж
Коммуналка
РекламаПодписка на газетуПокупка газеты

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 

ОФИЦИАЛЬНЫЕ аккаунты «КН» в соцсетях:       Instagram             ВКонтакте           Facebook          Одноклассники            Telegram                             WhatsApp «КН»  8-777-442-11-22         

 

 
Московские подаркиКостанайские новостиКостанайские новостиКазахстанг. Костанайпр. Аль-Фараби, 90+7 (7142) 53-27-93Московские подарки

Московские подарки

Где-то за полгода до войны знатные колхозники Семен Шпак и Корней Гажа побывали в Москве на выставке (ВДНХ). Домой вернулись не с пустыми руками.


Слева конюх Семен Шпак, справа бухгалтер Корней Гажа. Впереди у обоих война и фронт. Корней Леонтьевич вернулся в село, Семен Яковлевич – нет.

Видно по одёжке

Корней Леонтьевич был колхозным бухгалтером, Семен Яковлевич – конюхом, представлял в Москве старательно выращенных лошадей. Село Новоалексеевка Убаганского (ныне Алтынсаринского) района и производственная база – колхоз «Совет коммунистов» – не бедствовали, это и по московской фотографии (1940 года) видно.

Справно одетые по тому времени мужчины, знают себе цену и на выставке. Может быть, колхоз средства выделил, а может, выставка обеспечивала колхозников, прибывающих из необъятных глубин в Москву, приличной экипировкой, поощряла за труд.

Фотографию редакции предоставил Александр Шпак, родной внук Семена Яковлевича. Сказал: «В Новоалексеевке живет дочь деда Екатерина Семеновна, она подробнее расскажет».

 
Семен и Ольга

Семья

В 1940-м у Семена и Ольги Шпак четверо детей – сын Митя и дочки Зоя, Нина и Катя. Из Москвы отец всем привез подарки. Старшей Зое – красивое пальто, в семью – койку и настенное зеркало.

– Папке, наверное, много денег в Москве дали, – предполагает Екатерина Семеновна. – А как же!

Как-то они вчетвером бегут по дороге, а отец на ходке навстречу. Посадил всех рядом и – в конюшню.

– Чистота, все побелено, порядок. Сейчас лошадей никак не называют, а он своих по именам звал. Помню, Гром у него был. Видела, как купали их в озере: моют вдвоем щетками, потом те выходят на берег, блестят. Красота такая. Кормов хватало, потом на фронт меринов всех забрали...

Бронь

– У папки бронь была, пока с директором не поругался, – только для Екатерины Семеновны имеет значение, почему сняли бронь с ее отца, а историей данный факт не замечен. Его ни подтвердить, ни опровергнуть.

Директор МТС приказал конюху куда-то ехать, а дороги все замело. Семен Шпак отказался и лишился отсрочки от призыва. И сразу его на передовую – это семейная версия. В 1942-м, когда отца призвали, Кате всего шесть лет. Ей казалось, что на проводы в хату набилось полно народу, что она видела мешок с продуктами, собранный отцу.

Но сестра Зоя только головой качала: «Ничего ты не видела, лежала, больная оспой, на глазах были пятаки, на руках – варежки, чтобы оспины не царапала. Папка подошел к лежанке, поцеловал тебя, простился...».

– А я помню, что видела, – не соглашается Екатерина Семеновна. – Папка красивый был, высокий, черноволосый, Зоя на него похожа была...

«Папка» – слово детское, некартавое, легкое для ребенка. Отцу было 28, когда он уходил на фронт, Екатерине Семеновне сейчас 86. Она 80 лет как без отца, а слово все рвется из нее: «папка». И детское горе, испытанное в тот день, когда мама мазала крышу, все такое же острое и непреходящее.

Бегать на почту за письмами дети стали сразу, как отец ушел на войну. В привычку вошло. Мать к первой зиме без хозяина готовится. Мажет крышу, дочки помогают. И тут почтальонка во двор. «Похоронка», – прошептала Ольга Карповна.

Семен Шпак и еще несколько новоалексеевцев остались в одном окопе у деревни Дубовцы Ленинградской области.

В 1940-м семья была счастлива, когда отец из Москвы вернулся с подарками. Потом война, фронт, в феврале мобилизован, в июле погиб смертью храбрых.

Екатерина Заярнюк (Шпак) – одна из немногих, кто реально, как очевидец, помнит конец войны, 9 мая 1945 года. Новоалексеевка, а это несколько тысяч верст от рейхстага, в лице каждого, кто мог двигаться, стекалась к столбу с громкоговорителем. Целый день оттуда звучало и повторялось то, от чего взрослые и радовались, и плакали в голос, а дети кричали «ура».

Истощенный, героически сражавшийся с войной тыловой колхоз дождался Победы. Из праздничного было только бесплатное кино «Два бойца». Смотреть пришли все. Дети сидели в клубе на полу и знали то, чего не знали герои кинофильма: точную дату конца сражений, в которых полегло более 300 мужчин из этого села.


Кровать сейчас во дворе вместо скамеечки, ждет лета

Материнская линия

Родной брат Ольги Карповны Яков Дейнега пережил свою военную драму. Работал председателем колхоза «Броневик» в поселке Анновка Новоалексеевского сельсовета. Раздал людям зерноотходы, чуть больше, чем по десятку килограммов. Кто-то донес, сажать время было неподходящее, отправили на сборный пункт в Челябинск. Там выяснилось, что к строевой не годен – от природы заросшее ухо. Определили в Копейск на исправительные работы. Там он и ликбез окончил, два класса. Когда вернулся в Новоалексеевку, сказал сестре: «Будете у меня жить, все. Помогу сирот поднять».

Своих детей у Якова Карповича с его женой Ксенией не было. Единственный сынок умер во младенчестве.


То самое зеркало в квартире Екатерины Семеновны Заярнюк (Шпак)

– Мы стали звать дядю папой, а его жену мамой, – говорит Екатерина Дмитриевна. – Две мамы у нас было. Жили дружно.

Может, сами Дейнеги попросили, чтобы дети их папой и мамой звали, может, Ольга Карповна уговорила своих, чтобы отблагодарить брата и невестку, но помощь от родственников была полной. Дядя поставил всем задачу учиться. Работу это, конечно, не отменяло. Ольга Карповна десять лет в свинарнике работала. Дети помогали ей воду туда носить. Колодцы глубокие, мать за лето не меньше двух раз чистила срубы, спускалась до самого дна. Потом Ольга Карповна взяла колхозных лошадей, за ними ухаживала. Екатерина Семеновна вспоминает, как в возрасте восьми лет ездила верхом: загоняла лошадь в канаву, чтобы хватило росту влезть на нее.

За дипломами

Старшую Зою определили учиться в педучилище в Боровом. Яков Карпович возил ее туда на лошади, так же и продукты ей доставлял. Путь долгий даже на автобусе, но дядя от своего не отступал: учительницей будешь, только подумай.

Катя и Нина, пока в Новоалексеевке не открыли девятый-десятый классы, доучивались в Большой Чураковке, жили в интернате.

– Дядя нам капроновые чулки покупал и туфли на каблучках, чтобы мы не хуже других были одеты и обуты. Подружки завидовали. Ни в чем нам не отказывал, всех нас выучил, свадьбы сыграл.


В нижнем ряду слева направо: Яков Дейнега, рядом сестра Ольга Карповна, возле нее Ксения Дейнега. Во втором ряду слева направо: Екатерина Шпак, Зоя Жовнаренко (Шпак), Нина Шпак (все Семеновны). Мужчины: Дмитрий Шпак (слева), Николай Жовнаренко (зять)

Екатерина Семеновна в Челябинске училась в бухгалтерском училище, потом работала в совхозе секретарем директора, счетным работником. Она ветеран труда. В Новоалексеевке она и Валентина Прищепа представляют довоенное поколение, детей фронтовиков. Отец Валентины Мефодьевны вернулся с войны, отец Екатерины Семеновны так и лежит под далекой деревней Дубовцы.

Автор благодарит за помощь в подготовке материала заведующую Новоалексеевской модельной библиотекой Валентину Мирошниченко.
Людмила ФЕФЕЛОВА bolgerdt@mail.ru 
Просмотров: 4125
Нравится: +4
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше



Последние новости
Опрос
Всего проголосовало:
Нравится читателям
Взгляд со второго этажа
Новости и события
в Казахстане
в Мире

Наши проекты
ПроектыБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
Информационная продукция данного сетевого издания предназначена для лиц, достигших 18 лет и старше
x
Добавить приложение КН на главный экран