Календарь событий
X
РАДИО КН онлайн
Сегодня: 29Март2017
Время: 00:00:00
USD x
EUR x
RUR x
x
Показать меню
События
Политика
Происшествия
Образование
Общество
Медицина
Экономика
Криминал
Еще >>
Культура, творчество
Коммунальная сфера
Спорт
В Казахстане
В Мире
Общество
Экономика
Политика
Коммуналка
Медицина
Образование
Интервью
Репортаж
Потребительский рынок
«Человек – это маленькое предприятие, знающее себе цену»

Клуб молодых предпринимателей Костанайской области громко заявил о себе в конце 2016 года. Сегодня эта общественная организация, по сути, может стать ядром всех молодежных бизнес-инициатив региона. О планах и проблемах ведем разговор с президентом клуба Зариной КОКЖАНОВОЙ.

Первый блин

– Клуб молодых предпринимателей отработал ровно год. Как прошел он для вас?

– Для клуба как общественной организации 2016-й был успешным и неординарным. Мы зарегистрировали частный фонд «Клуб молодых предпринимателей «Жас Атамекен» и за короткий период смогли завоевать доверие как со стороны предпринимателей, так и тех людей, кто собирается заниматься любимым делом всерьез. Сегодня объединяем порядка 800 молодых людей, которые уже нашли или еще ищут себя в бизнесе. Самое главное наше достижение – о нас узнал крупный бизнес, а это потенциальные субконтракты.

– Если все так хорошо, то какие бизнес-проекты удалось за год довести до логического завершения?

– Назову только продукты, которые начали выпускать предприниматели-члены клуба. Это автохимия, брусчатка, охранные услуги, услуги СММ (ведение аккаунтов в соцсетях. – Прим. авт.) и другие.

– В бизнес уходят по нескольким причинам. Основные: быстро заработать либо действительно начать любимое дело. Каких людей у вас больше?

– Тех, кто хочет заниматься любимым делом. Если говорить в процентном соотношении, их около 70%. Раньше было больше желающих быстро заработать без особых усилий. К нам приходили те, кто думал, что мы раздаем деньги. Но у нас цель иная. Мы даем знания о том, как строить бизнес, через призму собственного опыта. Потом человек, обладая знаниями, сам найдет деньги. Поверьте. К примеру, правильно напишет заявку инвестору. А их у нас на самом деле очень много. Мы это поняли, когда клуб стал набирать обороты. Все мечтаем их увидеть, но с инвесторами работать очень тяжело.

У нас были ребята, которые приходили и говорили: найдите нам средства, мы хотим построить, скажем, ветровую станцию стоимостью 50 миллионов тенге. Они думают, что инвестор даст деньги и уйдет. Это не так. Спрос будет жестче, чем если бы вы средства получили через госпрограмму или в банке.

– Почему?

– Инвестору нужен результат. Банку же нужно только чтобы вы в срок вернули деньги с процентами. Очень важно понимать: инвестор и спонсор – совершенно разные люди. И последних у нас действительно немного. Они делают акцент на соцпроекты. Известный многим в Казахстане пример – дома для матерей, которые группа бизнесменов открыла по всему Казахстану, в том числе в Костанае. Здесь цель не заработать, а помочь. Инвестор, становясь, по сути, совладельцем бизнеса, требует информации о вашем бизнесе вплоть до того, как вы будете подбирать персонал. И получить у них деньги сложно.

– У костанайцев нет идей или бизнес-планы недостаточно убедительны?

– Сегодня молодежь настроена, грубо говоря, иждивенчески. Мы сами их к этому приучили. Действует множество программ, которые облегчают старт: «С дипломом в село», гранты и кредиты по «Дорожной карте бизнеса-2020», стипендии. Даже практику обеспечивают. Я когда училась, мы сами бегали по предприятиям в поисках места для практики. Сегодня учебные заведения заключают договоры с работодателями и направляют туда студентов. Им даже думать не надо, куда пойдут, все уже решено. Потерялась конкурентная нить. Мы это почувствовали, когда к нам начали приходить выпускники вузов и колледжей.

– Специалисты разучились себя рекламировать?

– Все верно. А ведь человек, приходя на работу в качестве наемного работника или начиная свой бизнес, уже должен ощущать себя как некое маленькое предприятие и знать себе цену, свои преимущества. В качестве примера можно взять точку общепита: если ты ни разу не готовил и не знаешь калькуляцию блюд, то до конца не можешь быть уверен в прибыльности бизнеса. Молодежь у нас зачастую просто действует на авось.

Ярмарка была последней каплей

– Бизнес-ярмарка, которая прошла в конце 2016 года, может стать традиционной? («Правильный продукт», «КН» от 24.11.2016)

– Да, она будет традиционной. Мы уже после ее проведения получили немалое количество звонков от людей, которые интересовались датой и условиями участия в следующей подобной бизнес-ярмарке. Отрадно, что звонили и крупные компании.

– Первая была организована на деньги гранта, который вы получили как НПО. На чью поддержку рассчитываете в этом году?

– Аким области Архимед Мухамбетов поддержал идею проведения таких ярмарок. Ведь отклик от всех участников был невероятным, в том числе благодаря материалам в СМИ. За что не устану говорить спасибо. В дальнейшем планируем проводить ярмарки уже совместно с акиматом. К тому же планируем запускать тренинговые программы на принципах «равный-равному»: когда молодой предприниматель передает свой опыт такому же молодому, но начинающему. Будем уже готовых амбициозных стартаперов (startup – новый бизнес-проект. – Прим. авт.) доводить до инвесторов и госпрограмм поддержки предпринимательства.

– Есть на примете инвесторы?

– Конечно. И наша цель – привлечь их в Костанайскую область. Это столичный холдинг «BI Group», акционер «Казкоммерцбанка» Кенес Ракишев, ассоциация «Болашак». С последними мы активно сотрудничаем. Все они действительно заинтересованы в инвестировании своих средств в малые проекты.

– А чем вы доказали свою состоятельность? Бизнес-ярмаркой?

– Нет, ярмарка была последней каплей. Думаю, сыграла свою роль системная работа и то, что мы из этой деятельности не извлекаем прибыль, личных выгод. Кроме того, «Жас Атамекен» дал уникальную возможность молодым предпринимателям-резидентам из Костанайской области пройти бесплатную стажировку в Астане, Алматы.

Сегодня уже могу сказать, что буквально через несколько дней после проведения ярмарки с нами связалась группа компаний ERG (Евразийская группа. – Прим. авт.). Мы были приглашены на встречу. И там поняли, что они заинтересованы в таком бизнес-сообществе, где можно взращивать молодежь, которая будет представлять экономику Казахстана через 10-15 лет.

– То есть ERG готова вкладывать в молодежь? Наверняка, в основном, в проекты, связанные с переработкой…

– Мы тоже так думали, когда ехали на встречу. Они хотят заинтересовать молодежь именно предпринимательством, видеть образованную молодежь, умеющую точно определять ниши, правильно делать расчеты и корректно презентовать свои проекты. Это их долгосрочные цели в стране и в частности в Костанайской области. ERG готова предоставить тех тренеров, которые расскажут, как строить бизнес, какую сферу выбрать. Безусловно, специалисты международного уровня стоят безумно дорого и нам во многом не по карману. К примеру, на бизнес-ярмарку мы сами приглашали спикеров: переговоры были долгими, но результативными. Потому для нас это очень важный аспект. В Евразийской группе также говорят, что смогут предоставить административные ресурсы групп компаний, включая необходимые производственные помещения, цеха и т.д.

– По сути, ERG готова выступить своеобразным бизнес-инкубатором.

– У них есть такая цель и, что более ценно, опыт такой поддержки. В этом направлении уже успешно работает Павлодар. На базе госуниверситета имени Торайгырова сделали своего рода бизнес-инкубатор. Разработали программу и обучают по ней студентов. Затем отбирают разработанные проекты и ищут спонсоров, инвесторов для их реализации. ERG уже выделила помещение под открытие швейного цеха.

– Неужели в нашей области нет таких бизнес-ангелов?

– Сегодня крупный бизнес готов инвестировать в развитие малых проектов, но им нужны гарантии, что это не сиюминутная забава, а действительно стабильное дело. У нас на протяжении нескольких лет проходил конкурс проектов «Atameken Startup Weekend». Помимо поощрения первых трех мест члены жюри заинтересовавшим их предпринимателям делали первые заказы. К примеру, одному из членов жюри понравился проект по изготовлению цветного щебня, но молодые предприниматели так и не смогли реализовать свой первый заказ.

Купить бизнес

– Костанайская молодежь, не имея своей идеи, все чаще покупает франшизу (готовую бизнес-модель). Это закономерный этап в становлении молодого бизнеса?

– Покупают франшизу ввиду полного расклада по открытию бизнеса: от подбора персонала до рекламных акций, цветового решения офисов. Все это, естественно, за определенную плату. Проблема в том, что молодые люди не видят, как знания по ведению бизнеса можно получить доступным и даже бесплатным способом.

– У нас основам бизнеса учат Палата предпринимателей, Фонд «Даму» в рамках госпрограмм, в том числе по направлениям «бизнес-советник», «старшие сеньоры». И все это бесплатно. Неужели мало? Или неэффективно?

– Это все очень эффективно и просто необходимо. Но молодые люди все еще не знают, что есть такие программы и такие шикарные возможности. Это мы с вами более или менее в теме, потому что с этой информацией связана наша работа. Иногда у нас спрашивают элементарные вещи. Наша стратегия на 2017 год – стать ядром возможностей, вокруг которого будет крутиться информация об инвесторах, госпрограммах, а также программах негосударственных фондов.

– Удачи! Вам и костанайской молодежи.

P.S. В течение 2017 года редакция будет следить за работой «Жас Атамекен» и сообщать читателям о событиях, происходящих в области благодаря этой организации. Кроме того, в ближайших номерах стартует наш проект «Мое дело». Он о тех, кто уже добился первых успехов в молодом, но своем бизнесе, и для тех, кто ищет себя, но еще не решился открыть свое дело. Быть полезными читателям – дело года для «КН». 

Евгения ЕРМАКОВА eugenia1883@list.ru 54-18-35
Фото  Сергея МИРОНОВА 
Просмотров: 750
Комментариев: 0
Нравится: +0
КОММЕНТАРИИ
ГЛАВНОЕ НА СЕГОДНЯ
Показать больше
КОММЕНТАРИИ
Комментариев нет, станьте первым!
ОСТАВИТЬ КОММЕНТАРИЙ
Отправить
Последние события
Народные новости
ЖУРНАЛИСТЫ ПИШУТ
Новости и события
в Казахстане
в Мире
Афиша на неделю
Наши проекты
ЧАСТНЫЕ ОБЪЯВЛЕНИЯ

* ТОО "Коктем-3" требуется врач-эпидемиолог (совместитель). Тел. 54-96-04, koktem_3@mail.ru. 
* ТОО "Коктем-3" требуются медицинские сестры. Тел. 54-96-04, koktem_3@mail.ru. 
* в Тарановский район требуются трактористы, комбайнеры на весенне-полевые работы и уборку. Питанием, проживанием обеспечиваем. Тел.: +7-705-453-91-68 (Женя), +7-777-178-63-63. 
* ТОО требуются: агроном семеновод-агрохимик, механизаторы, бригадир, водители, электрик. Проживание и питание бесплатно. Тел. 8-777-544-20-79. 
* машинисты буровых установок (колонковое бурение). Тел.: 50-02-97, 50-08-47. 
* кассир-контролер на рынок, пенсионного возраста, оклад 52000 тг. Тел.: 56-60-51, 8-705-462-78-88. 
* ассистент руководителя, опыт приветствуется, оплата до 120000 тг. Тел. 8-775-890-78-39. 
* вахтер-оператор, можно без опыта, доход до 75000 тг. Тел. 8-705-988-97-30. 
* ежурный в офис, без возрастных ограничений, можно без опыта работы, доход до 65000 тг, 5/2, с 10 до 18 часов. Тел. 8-705-110-17-78. 
* дежурный в офис, доход до 65000 тг, помощник по подбору кадров, доход до 75000 тг. Тел. 8-747-813-41-81. 
* оператор для приема звонков, офис-менеджер. Тел. 8-705-311-85-03. 
* помощник на склад, без возрастных ограничений, можно без опыта, доход до 65000 тг, 5/2, с 10 до 18 часов. Тел. 8-705-110-17-78. 
* помощник кладовщика, можно без опыта, срочно, оплата до 75000 тг. Тел. 8-747-173-59-60. 
* помощник руководителя, доход до 120000 тг, помощники диспетчера, оператора, в отдел документации, кадровика, торгового представителя, кладовщика, дежурного. Тел. 8-702-498-72-01. 
* помощник руководителя, коммуникабельность, доход до 120000 тг, бухгалтер-оператор, диспетчер-кадровик, торговый представитель, доход до 80000 тг, без возрастных ограничений, можно без опыта. Тел.: 8-776-711-90-17, 8-747-161-63-12. 
* помощник руководителя, коммуникабельность, доход до 110000 тг; бухгалтер-оператор, диспетчер-кадровик, дежурный в офис, помощник на склад. Тел. 8-775-580-67-55. 
* 2 мастера-парикмахера. Аренда, разные варианты сотрудничества, п. Затобольск. Тел. 8-777-544-05-45. 

 

Остальные объявления
ПроектыАфишаБлогиОбъявленияО редакцииРекламодателямКонтакты
x
x
Регистрация


После регистрации Вы сможете комментировать материалы от своего имени, а также получить настройки недоступные неавторизованным пользователям.

Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Авторизация


Также вы можете войти на сайт через социальные сети:
x
Добавить свою новость