Генетически модифицированная продукция может стать для Казахстана необходимостью, передает корреспондент Tengrinews.kz. Так считает генеральный директор Национального центра биотехнологии Ерлан Раманкулов.
По его словам, первым возникает вопрос о негативных последствиях использования ГМО (генетически модифицированных организмов. — Прим. автора). «На сегодняшний день никаких научно подтвержденных фактов о негативных последствиях для здоровья человека от использования ГМО не установлено. Но, несмотря на это, следует сохранять разумную предосторожность в отношении ГМО, так как оценить отдаленные риски сейчас невозможно», — говорит Раманкулов. Он добавил, что официально в Казахстане не зарегистрирован ни один вид ГМО, но, по его информации, генетические измененные продукты в страну уже поставляются, причем их поток возрастает с каждым годом.
«Однако следует помнить, что вследствие глобального потепления наш климат меняется, прогнозируется уменьшение осадков, расширение ареала засушливых земель. В таких условиях ГМО могут стать необходимостью. Поэтому получение засухоустойчивых ГМО-культур может спасти растениеводство Казахстана», — сказал Раманкулов. «Я не агитирую «за» или «против» ГМО, я — за объективный подход к вопросу», — отметил эксперт. Он добавил, что рациональным решением будет использование генной инженерии в растениях, не употребляемых в пищу. Отметим, что Национальный центр биотехнологии ведет работу по созданию трансгенного хлопка.
Иное мнение имеет президент Национальной лиги потребителей Казахстана Светлана Романовская. Она выступает против появления трансгенных продуктов в Казахстане. «С точки зрения безопасности страны нам не надо использовать ГМО, выращивать и производить ГМО-продукты, но регулировать эту сферу государству необходимо», — сказала она. Эксперт отметила, что производители подобной продукции должны нести ответственность за информирование потребителей, которые имеют право делать осознанный выбор.
Романовская считает, что в Казахстане необходимо проводить собственные исследования по безопасности ГМО. По ее данным, в стране действует лишь одна частная лаборатория, способная выявить трансгенную продукцию. Что касается зерновых культур, то здесь эксперт отметила, что, к примеру, казахстанская пшеница ценится в мире прежде всего из-за своей «чистоты», за счет этого она имеет высокую экспортную ценность.
Эксперт напомнила, что в Казахстане разрабатывается законопроект о генной инженерии, Романовская является членом рабочей группы. Ранее необходимость такого документа отметила председатель комитета по социально-культурному развитию мажилиса парламента Дарига Назарбаева.